Шрифт:

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

27 октября 2025

24 октября 2025 г в Педагогическом институте ИГУ состоялась Пятая Международная научно-практическая конференция «Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики».  Её организатором выступила кафедра социальной педагогики и психологии.

Социальными партнерами конференции стали:

- Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям

- Министерство образования Иркутской области

- Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

- Министерство по молодежной политике Иркутской области

- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области

- Уполномоченный по правам человека в Иркутской области

-  МКУ г. Иркутска «Информационно-методический центр развития образования»

-  ГАУ Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

- ОГКУ «Центр профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде»

-Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Иркутска

- Институт практической психологии «Иматон» (г.Санкт-Петербург)

Основной целью конференции было осмысление и обсуждение современного состояния, опыта и перспектив дальнейшего развития теории и практики профессиональной деятельности специалистов на основе межведомственного взаимодействия в контексте сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

В фокусе научных исследований участников конференции было обозначено 9 направлений. В эпицентре научных и прикладных интересов ученых и практиков -   концептуальные основы организации межведомственного взаимодействия в области социально-педагогической деятельности и социальной работы с личностью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; социально-педагогические и социально-психологические подходы к организации межведомственного взаимодействия в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; методы и технологии комплексного сопровождения молодежи «группы риска» на межведомственной основе; межведомственное взаимодействие специалистов в профилактике и коррекции социально-негативных явлений в обществе; взаимодействие специалистов в области социальной работы, сферы образования, медицины, правоохранительных органов, направленное на активизацию потенциала семей с детьми, поддержку их ресурсов и создание условий по организации вывода из трудной жизненной ситуации.

Не менее важны на сегодняшний день и заслуживают особого внимания проблемы профессиональной подготовки специалистов, готовых к организации межведомственного взаимодействия в области социальной работы, сферы образования, культуры, политики, бизнеса и управления в целях поддержки социально уязвимых категорий населения; межведомственный подход к организации социально-педагогического сопровождения взрослого человека в контексте непрерывного образования. Интересным и полезным было представление лучших практик волонтерства в сопровождении личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Все указанные аспекты наглядно представлены в объемной программе конференции. 

Достаточно широка география представителей разных регионов России и Зарубежья. В конференции участвовали специалисты из 33 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Астрахань, Краснодар, Красноярск, Улан-Удэ, Якутск, Лесосибирск, Челябинск и др.) и трех стран (Китайская народная республика, Армения, Монголия).

Среди участников конференции – представители высшей школы, ученые, преподаватели; педагогические работники учреждений СПО и общеобразовательных организаций; учреждений дополнительного и специального образования, научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Надо отметить и ярко выраженный межведомственный характер данного мероприятия: в различных формах работы конференции задействованы представители различных министерств и ведомств -  министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства внутренних дел РФ, Уполномоченного по правам ребенка в РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, Министерства здравоохранения, культуры и других.

В работе конференции приняли участие очно, дистанционно и заочно 12 докторов наук, профессоров, 42 кандидата психологических, педагогических, философских, социологических, филологических, биологических, исторических, юридических наук из разных вузов России и зарубежья. Всего более 200 участников.

Конференция проходила в смешанном формате. Пленарная сессия состоялась на электронной платформе pruffme.com. Всех участников конференции поприветствовали:

 Дормидонтов Александр Владимирович, заместитель начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.

Иванов Илья Николаевич, заместитель министра по молодежной политике Иркутской области.

Апанович Елена Владимировна, заместитель министра образования Иркутской области, кандидат педагогических наук, доцент.

Аксёнов-Грибанов Денис Викторович, проректор по научной работе и международной деятельности ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кандидат биологических наук.

Были заслушаны заглавные доклады российских и зарубежных учёных:     

  1. Мкртчян Манук Ашотович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна, действительный член Академии педагогических и социальных наук (Россия), академик армянской академии психологических наук (г. Ереван, Армения). Осмысление образа жизни человека в условиях становления новой образовательной действительности.
  2. Афанасьева Татьяна Витальевна, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области (г. Иркутск, Россия). Влияние социальной среды на внутреннюю позицию личности обучающихся.
  3. Фетисов Александр Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж, Россия). Вызовы и тенденции личностно-профессионального становления педагога.
  4. Симакова Мария Сергеевна, начальник Управления опеки и попечительства министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (г. Иркутск, Россия). Обеспечение социального благополучия ребенка в приемной семье на основе межведомственного взаимодействия специалистов.
  1. Лобанова Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Лесосибирского педагогического института - филиала ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск, Красноярский край. Роль учреждений общественного призрения в профессиональной подготовке детей-сирот в Енисейской губернии в конце XIX - начале XX века.

Кроме того, во второй части пленарной сессии выступили еще 4 участника.

Интерактивные площадки работали в учебных корпусах Педагогического института ИГУ и на базе МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа № 23». Они были разнообразными по форме и представляли собой круглые столы, мастер-классы, тренинги, практикумы, презентации и др. формы.

Всего в очном формате было проведено 4 круглых стола и 30 интерактивов.

Например, круглый стол «Межведомственное взаимодействие специалистов в профилактике и коррекции социально-негативных явлений в обществе» объединил специалистов организаций разных ступеней непрерывного образования (от дошкольной образовательной организации до вуза), социальных учреждений разных типов и специфики деятельности (специальная (коррекционная) школа, детский дом-интернат, центр помощи детям и др.), медицинских учреждений, а также представителей общественных организаций.  Все они представили опыт межведомственного взаимодействия с целью сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. 

Большой общественный резонанс вызвала работа площадки конференции на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Иркутска «Современные практики наставничества по вопросам сопровождения профессионального самоопределения школьников профильных классов психолого-педагогической направленности на основе межведомственного взаимодействия», в рамках которой проведены: круглый стол «Содержание и технологии деятельности наставников профильных классов психолого-педагогической направленности», презентация опыта «Опыт. Наставничество. Мастерство» и 23 интерактива.

Площадка позволила представить и обобщить участникам конференции опыт организации и работы профильных психолого-педагогических классов в образовательных организациях Иркутской области и других субъектах РФ (Саха (Якутия), г.Воронеж). Представители образовательных организаций городов Иркутской области (Байкальск, Ангарск, Слюдянка, Шелехов, Иркутск и др.) презентовали специфику организации учебной и воспитательной работы в психолого – педагогических классах; показали перспективы развития социально-образовательного проекта «Межрегиональный психолого-педагогический класс» в системе «школа-вуз»; раскрыли использование школьных проектов для развития интереса старшеклассников к педагогической  профессии; пояснили условия для проведения педагогической практики при реализации проекта «Психолого-педагогический класс»;  осветили систему профориентационной работы Центра образования  «Точка роста» через систему сетевого партнерства;  представили специфику межведомственного взаимодействия по вопросам сопровождения профессионального выбора старшеклассников  и многое другое.

По всем обсуждаемым вопросам состоялся живой, открытый и непринужденный разговор  о состоянии детства в Иркутской области, о возможностях помощи со стороны государства социально незащищенным семьям, об основных проблемах детей и родителей в современных социокультурных условиях, о потенциале профессионалов (социальных педагогов и психологов) в организации жизнедеятельности школьников в образовательных организациях и предупреждении факторов риска в школьной среде и др. Было задано много вопросов известным специалистам, прозвучали комментарии, пожелания и рекомендации детскому омбудсмену, представителям органов власти разного уровня, связанные с высоким процентом суицидов среди подростков, распространенностью психологической травли, малочисленным составом психологов в школах  региона и др.

По итогам работы конференции будет издан сборник материалов конференции: Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Пятой Международной научно-практической конференции (г.Иркутск, 24 октября 2025 г.). – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2025, который в ближайшее время будет размещен в электронной библиотеке e-library и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ.

Зарубежные участники конференции, помимо выступлений, представили результаты своих исследований в форме видеороликов, которые были продемонстрированы на круглых столах конференции и размещены на сайте Педагогического института ИГУ (смотреть видео Dai Kongjun и Ma Guiqiu из КНР). Также они подготовили публикации в сборнике материалов конференции на английском языке.

По результатам работы конференции участниками были приняты резолюции и рекомендации по активизации и эффективности  практической, методологической и методической  деятельности государственных, ведомственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами сопровождения личности как эффективной формы социально-педагогической поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; всем участникам были вручены именные сертификаты, благодарственные письма.

Полную коллекцию фотоматериалов конференции можно посмотреть здесь

 

 

 

 

 

 

© 1999-2025, Педагогический институт ИГУ