2 декабря 2025
28 ноября 2025 года в Иркутске состоялась X Межрегиональная научно-практическая конференция под названием «Создание специальных условий образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы».
Организатором данного мероприятия выступила кафедра теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
Основная цель конференции заключалась в объединении усилий научного сообщества, практиков и общественных организаций для обеспечения создания и развития специальных условий образования для детей и подростков с особыми образовательными потребностями (ООП).
Эти условия охватывают все уровни образования, включая дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное обучение. В ходе работы конференции были рассмотрены разнообразные вопросы, которые строились вокруг ключевых тематик, отражающих современные вызовы и задачи в области специального и инклюзивного образования. В частности, участники обсудили региональные особенности развития системы специального обучения и интеграции детей с различными образовательными потребностями. Особое внимание уделялось вопросам повышения профессиональной компетентности педагогических работников, что является важным фактором успешной реализации образовательных программ для детей с ООП. Значимым аспектом конференции стало обсуждение вопросов создания универсальной среды без барьеров, направленной на обеспечение доступности образовательных учреждений и услуг для всех категорий обучающихся. Также участники уделили внимание развитию межведомственного взаимодействия, ставящего своей задачей координацию действий органов социальной защиты, здравоохранения и образования в интересах ребенка. Обеспечение ресурсами, необходимыми для полноценного обучения и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, стало одной из центральных тем конференции. В рамках обсуждения также были затронуты вопросы внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает комплексный подход и учет индивидуальных возможностей каждого ученика. Организация внеурочной деятельности, а также преемственность образовательных программ между разными этапами обучения — от дошкольного к школьному уровню — также были предметом детального анализа и обмена опытом среди специалистов. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП, индивидуальные маршруты помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), а также развитие родительского образования и компетентности стали важными направлениями для обсуждения. Значительный интерес вызвал международный и российский опыт поддержки семей с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что позволяет выстроить эффективные модели сопровождения семей на разных уровнях. Кроме того, конференция осветила вопросы профессионального самоопределения лиц с особыми образовательными потребностями, включая диагностику профессиональных предпочтений и организацию межведомственного взаимодействия, ориентированного на содействие в профессиональной ориентации и обучении детей и подростков с ООП.
В мероприятии приняли участие коллеги из РГПУ им. А.И. Герцена г. С-Петербург, научно-издательского холдинга «ИНФРА-М» г. Москва, руководители и сотрудники организаций системы дошкольного и школьного образования Иркутской области, Бурятии, Якутии, Красноярского края, представители центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также представители органов государственной власти и общественных организаций родителей детей с ОВЗ.
Конференция стала значимой платформой для обмена опытом, выработки новых подходов и совместного обсуждения перспектив создания специальных образовательных условий, направленных на поддержку и развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве различных уровней и направленностей.
В результате проведенной работы были сформированы рекомендации и предложения, способствующие дальнейшему совершенствованию системы специального и инклюзивного образования в регионе и стране в целом.
