Лилия Захаровна Толстова

Лилия Захаровна Толстова

Tolstova 1





Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и методики начального образования (1988-2000 гг.), Отличник просвещения РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

 

Годы жизни – 18.11.1941 – 9.11.2023

Период работы в ИГПИ – 1967-2005

Лилия Захаровна – выпускница факультета ПиМНО. Годы ее обучения (1960-1964) совпали с периодом «оттепели» и демократизации общества. По воспоминаниям однокурсников (С.Г. Фрик, А.П. Федченко), Лилия Волошина увлеченно и плодотворно участвовала в насыщении политических мероприятий новым содержанием. Политинформации органично соединялись с творческими встречами (иркутские поэты, писатели, музыканты). На Иркутской обувной фабрике Лилия успешно занималась ликвидацией неграмотности. В городском родильном доме вместе с однокурсницами читала лекции по проблемам воспитания для будущих мам. Имея хорошие вокальные данные, пела в хоре факультета, концерты которого транслировали на Иркутском телевидении. С целью перевоспитания «оступившихся» студенты давали концерты в следственном изоляторе № 1. В составе агитбригады Лилия ездила по районам, решая задачу привлечения выпускников школ в педагогический институт. Так формировался характер Лилии Захаровны, развивались ее социальная и личностная активность, ответственность, самостоятельность, инициативность, творческая адаптивность, крепла преданность родному факультету.

Студенческие годы – важный этап научного становления Лилии Захаровны. Сотрудничество с преподавателем педагогики Агнией Иннокентьевной Стахерской в разработке проблемы нравственного воспитания младших школьников впоследствии обусловило сферу научных интересов Л.З. Толстовой. Годы ее обучения на факультете совпали с периодом трудностей в трудоустройстве учителей начальной школы. Это было связано с объективными причинами (снижение количества школьников, вызванное Великой Отечественной войной). Одним из средств решения данной проблемы на факультете ПиМНО явилась разработка и реализация программы дополнительной специализации. Лилия Захаровна приобрела дополнительную специальность «Учитель русского языка и литературы».

Tolstova 2

Студенческая группа

Лилия Волошина (Толстова) – вторая справа в среднем ряду

В центре нижнего ряда – куратор группы Ирина Алексеевна Кузнецова)

Как следует из ее профессиональной характеристики (от 16.06.1966 г.), «знания у детей и по русскому языку, и по литературе глубокие... успеваемость по ее предметам высокая... Лилия Захаровна возглавляет кустовое объединение учителей русского языка и литературы... Много работает над повышением своего теоретического уровня, заочно учится на историко-филологическом факультете ИГПИ». Однако, глубокий интерес к миру детей младшего школьного возраста оказался доминирующим. В 1966 году Лилия Захаровна начала работу учителем начальных классов школы № 66 г. Иркутска.

Tolstova 3

Лилия Захаровна с пятиклассниками Нижне-Иретской восьмилетней школы (1965 год)

10 октября 1967 года она принята на должность ассистента кафедры ПиМНО и стала преподавать историю педагогики. С 1970 по 1972 год Лилия Захаровна проходит стажировку на кафедре педагогики Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (как стажер-исследователь). Начинается первый этап ее диссертационной работы под руководством действительного члена АПН РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Ивана Федоровича Свадковского. Диссертация по теме: «Внеучебная деятельность первоклассников как фактор нравственного воспитания» была успешно защищена в 1980 году.

С первых лет работы на кафедре Лилия Захаровна осуществляла научное наставничество, руководила исследовательскими группами, курсовыми и выпускными квалификационными работами. Анализируя опыт сотрудничества с Лилией Захаровной на учебных занятиях, выпускники разных лет отмечают продуктивность ее научно-исследовательского подхода для их будущей профессиональной деятельности. По их мнению, это обеспечивали: глубина работы с первоисточниками, самостоятельное выделение и обоснование прогрессивных положений, нахождение связей между прошлым и настоящим, раскрытие возможностей историко-педагогической теории для решения проблем современной школы, установление межпредметных связей. Особую ценность, по мнению выпускников, имела система работы по развитию их творческих способностей, введение в мир педагогического творчества (проекты: «Школа будущего», «Школа успеха», «Школа радости», «Интервью через века», творческие сочинения). Для многих выпускников важную роль в их профессионально-личностном самооопределении и самореализации имели встречи в созданном Л.З. Толстовой «Педагогическом клубе». Студентов привлекала вера Лилии Захаровны в Ребенка, в возможности Гуманно-личностного подхода в деятельности педагога.

В 80-е годы Л.З. Толстова создает и успешно апробирует авторскую модель непрерывной педагогической практики. Основными принципами сквозной (с 1 по 4 курс) практики являлись: целостность образовательного процесса; активность и значимость каждого субъекта образовательной деятельности; непрерывность и преемственность психолого-педагогической и методической подготовки.

Годы деканской деятельности Лилии Захаровны демонстрируют ее способности в организации и координации продуктивного сотрудничества преподавательского и студенческого сообществ; деканата, кафедр факультета и общеинститутских кафедр. Обладая прогностическим мышлением, Лилия Захаровна поддерживает новаторские проекты кафедры психологии и педагогики начального образования, кафедры иностранного языка в целях повышения продуктивности системы профессионально-педагогической подготовки специалиста начальной школы. Так, впервые в истории факультета введены дополнительные специальности: «Учитель-психолог начальной школы» (1990); «Учитель английского языка в начальных классах» (1992). В 1991 году на факультете был открыт воскресный педагогический колледж для старшеклассников. С 1994 года выпускники педагогических колледжей Иркутской области принимаются на 3 курс и обучаются в вузе 2 года. Лилия Захаровна руководит разработкой и реализацией данной модели совместной профессионально-педагогической деятельности колледжей и факультета.

С академиком Ш.А. Амонашвили и коллегами

Лилия Захаровна слева от Шалвы Александровича (90-е годы)

С первых лет преподавательской и наставнической деятельности Лилия Захаровна несла в своем сердце слова В.А. Сухомлинского о том, что любовь к ребенку рождается в ГОРЕНИИ, борьбе за человека, уважении и сопереживании. Став куратором в первый год работы на факультете, она перенесла эти ценности в процесс психолого-педагогического сопровождения студентов. Староста группы В.В. Колтакова и ее однокурсницы через все последующие годы пронесли чувство благодарности к «молодой, красивой, обаятельной, интеллигентной женщине», которая «дарила тепло поддержки, душевную доброту, человечность, внимание и понимание, готовность всегда прийти на помощь, выслушать и разделить радость и горе» (Выпуск 1967-1971).

Выпускницы 2001 года (Ю.В. Микеладзе, Ю.П. Новопашина, педагоги-психологи) с любовью несут по жизненному пути драгоценный ДАР невероятной доброты, мудрости, душевного тепла, способности терпеливо и убедительно, не ломая личностного сопротивления, вставать в позицию студента. Они пишут, что Лилия Захаровна по-матерински мудро помогала прислушиваться к своему внутреннему голосу, вчувствоваться в свой запас ресурсов, идти на встречу с самим собой.

 

С 2019 по 2023 годы Л.З. Толстова входила в состав исследовательской группы, изучающей историю кафедры и факультета ПиМНО, являлась соавтором нескольких статей.

 

 

Материалы подготовили летописцы кафедры:

Гавриленко Надежда Николаевна (выпускница факультета ПиМНО 1976 г.) кандидат психологических наук, преподаватель Иркутского государственного педагогического института с 1979 по 2009 гг., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования с 1995 по 2000 гг.

Попова Инга Маркеловна (выпускница факультета ПиМНО 1996 г.)

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования Педагогического института ИГУ