Калинина Лариса Владимировна

Калинина Лариса Владимировна

Ученая степень – кандидат педагогических наук по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

Ученое звание – доцент по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

Основные биографические сведения:

Образование – высшее.

1992 г. – закончила Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» (квалификация учитель начальных классов).

2008 г. – закончила магистратуру ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» (степень магистра педагогики по направлению «Педагогика», специализация «Начальное образование»).

2012 г. – завершила обучение в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» по специальности 13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования.

2014 г. – присуждена ученая степень кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Диссертация кандидата педагогических наук защищена по теме «Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе».

2019 г. – присвоено ученое звание доцента по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

В 1989 – 2013 гг. работала учителем начальных классов в МБОУ г. Иркутска СОШ № 49. В 2006 – 2013 гг. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ г. Иркутска СОШ № 49. С 2013г. – в ФГБОУ ВО «ИГУ», с 2014 г. – в должности доцента кафедры психологии и педагогики начального образования.

С 2021 г. член Ученого совета Педагогического института Иркутского государственного университета, руководитель магистерской программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Инновационные технологии в начальном образовании».

Награды:

2013 г. – награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Повышение квалификации (за последние 5 лет):

«Современный педагог для современного образования» (г. Москва, АНО ДПО «Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»», 18.06.2018 – 21.03.2019 г., 152 ч.);

«Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в вузе» (г. Омск, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», 27.11.2019 г. – 11.12.2019 г., 72 ч.);

«Технология создания электронных обучающих курсов в системе дистанционного обучения на базе LMS Moodle» (г. Санкт-Петербург, ЧОУ ДПО «Центр образовательных услуг», 2020 г., 72 ч.);

«Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс»» (г. Иркутск, ГПОУ Иркутской области «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки», 04.03.2021 г. – 16.03.2021 г., 86 ч.);

Международная онлайн-стажировка «Начальная школа 21 века. Зарубежные практики» (г. Минск, научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, образовательная онлайн-платформа SKLAD, 11.03.2021 г. – 25.03.2021 г., 72 ч.);

«Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» (г. Иннополис, АНО ВО «Университет Иннополис», 01.04.2021 г. – 23.05.2021 г., 144 ч.);

«Цифровое образование: навыки проектирования обучающих онлайн-курсов» (г. Москва, ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября», 5.07.2021 г. 29.08.2021 г., 72 ч.);

Программа профессиональной переподготовки «Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС НОО) (г. Москва, ООО «Фоксфорд», 10.07.2021 г. –09.12.2021 г., 250 ч.).

Программы: «Охрана труда для руководителей и специалистов» (40час.), «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (40 час.), «Оценка и управление профессиональными рисками» (40 час.), г. Москва, НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР», 2022 г.

Область научных интересов: теория и технологии обучения младших школьников, достижение планируемых результатов начального образования, технологии преподавания образовательных областей «естествознание» и «обществознание», оценка планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования, нравственное воспитание младших школьников.

Читаемые дисциплины:

программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Начальное образование – Дополнительное образование»):

  • «Дидактика и психология обучения (начальное образование)»;
  • «Содержательное обеспечение разработки основных образовательных программ»;
  • «Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности»;
  • «Организационно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ».

программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»):

  • «Дидактика и психология обучения (начальное образование)»;
  • «Содержательное обеспечение разработки основных образовательных программ»;
  • «Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности»;
  • «Организационно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ».

программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (программа «Инновационные технологии в начальном образовании»): 

  • «Методологические подходы к организации образовательного процесса в современной начальной школе»;
  •  «Инновационные технологии обучения и развития младших школьников»;
  • «Методическая деятельность педагогов начальной школы»;
  •  «Технологии мониторинга и объективной оценки планируемых результатов начального образования»;
  •  «Технологическое и учебно-методическое обеспечение предметной области "Обществознание и естествознание"».

Опубликованы: 65 научная и научно-методическая работа, из них 10 учебно-методических пособий, 4 монографии, 14 научных статей в журналах, включенных в перечень ВАК.

Учебные и учебно-методические пособия:

  • Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Методика и технологии преподавания предмета «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие / изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2016. 337 с.
  • Калинина Л.В. Технологии организации внеучебной деятельности в начальной школе: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2016. 172 c.
  • Калинина Л.В. Методика организации образовательного процесса в начальной школе: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2017. 192 c.
  • Калинина Л.В. Теория и методика нравственного воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. 208 c.
  • Калинина Л.В. Психолого-педагогические основы технологий начального образования: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2019. 165 c.;
  • Калинина Л.В. Психолого-педагогические технологии начального образования: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2020. 151 c.
  • Калинина Л.В. Методологические основы организации образовательного процесса в современной начальной школе: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2021. 140 c.
  • Калинина Л.В. Педагогика и психология начального образования: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 376 с.
  • Калинина Л.В. Педагогика и психология начального образования: учебное пособие для СПО. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 376 с.

Монографии:

  • Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. 200 с.
  • Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография / изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. 217 с.
  • Калинина Л.В., Ломакина О.В. Краеведческая деятельность как средство формирования ценностного отношения к природе младших школьников: монография. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. 130 c.
  • Калинина Л.В., Елецкая К.А. Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников: монография. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2019. 104 c.

Научные статьи:

  • Калинина Л.В. Метод наблюдения в преподавании курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2017. № 2. С. 53–57.
  • Калинина Л.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 1 (18). С. 332–335.
  • Калинина Л.В. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственных чувств у младшего школьника // United-Journal: международный научный журнал. Tallinn, Эстония, 2017. № 7. С. 21–23.
  • Калинина Л.В. Проектирование урока окружающего мира на основе использования технологии проблемного обучения // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: секция «Начальное общее образование»: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2017. С. 36–43.
  • Калинина Л.В. Актуальные вопросы использования краеведческой деятельности для формирования ценностного отношения к природе младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). С. 94–98.
  • Калинина Л.В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2018. № 6. С. 54–59.
  • Калинина Л.В. Целеполагание урока в аспекте нравственного воспитания младших школьников // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. С.39–47.
  • Калинина Л.В. Компетентностно ориентированные задания в подготовке педагогов начального образования // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием г. Иркутск, 16 – 18 окт. 2018 г.) / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. С. 397–402.
  • Калинина Л.В. Проблема формирования готовности младших школьников к ценностно-ориентированной деятельности в природе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 106–111.
  • Калинина Л.В. Готовность педагога к формированию толерантного отношения младших школьников к людям с ограниченными возможностями здоровья // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института (г. Иркутск, 17 мая 2019 г.). Часть 1. Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. С. 415–423.
  • Калинина Л.В., Лизина Е.А., Яковлева К.А. Учебники окружающего мира как средство организации исследовательской работы с младшими школьниками // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (г. Иркутск, 30 октября 2019 г.). Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2019. С. 72–80.
  • Калинина Л.В., Цырендашиева Н.Ц. Формирование ценностного отношения к традициям народов России в начальной школе // Вестник Иркутского университета / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. Вып. 22. С. 199–201.
  • Калинина Л.В., Цырендашиева Н.Ц. Формирование ценностного отношения младших школьников к культурным традициям народов России // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы III Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 107–111.
  • Petrova M.A., Kalinina L.V., Gusevskaya O.V., Popova I.M. Pedagogical Preparation Of Future Teacher As Basis For Formation Of Civic Identity // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS / Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. – Groznyi, 14–15 июня 2019 года. Изд-во: Future Academy, 2019. С. 1220–1233.
  • Калинина Л.В., Елецкая К.А. Использование дневника здоровья в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 1. С. 3542.
  • Калинина Л.В., Марадуда Е.С. Использование игры как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Иркутского университета / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. Вып. 23. С. 187–189.
  • Petrova M.A., Kalinina L.V., Gusevskaya O.V., Popova I.M. Insights into the boundaries of ethical freedom of future primary school teachers // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS / International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. 2020. С. 1863–1871.
  • Калинина Л.В. Проектирование учебных ситуаций на уроках в начальной школе // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы III Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Иркутск, 23 октября 2020 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. С. 65–73.
  • Калинина Л.В., Попова И.М. К вопросу об использовании виртуальной экскурсии в начальной школе // Начальная школа. 2021. № 3. С. 2025.
  • Калинина Л.В., Попова И.М., Рябцева Ю.А. Виртуальная экскурсия «Блокадный Ленинград» – средство патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2021. № 3. С. 1623.
  • Калинина Л.В., Хомич А.В. Проектирование работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Вестник Иркутского университета / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. Вып. 24. С. 190–192.
  • Калинина Л.В. Компетентностно ориентированные задания в обучении студентов методике преподавания предмета “Окружающий мир” // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения [Электронный ресурс]: материалы IV Всерос. научн.-метод. конф. с междунар. участием (г. Иркутск, 12 ноября 2021 г.). Иркутск: Аспринт, 2021. С. 51–61.
  • Калинина Л.В., Байдикова М.П., Северова А.А. Использование современных средств при проектировании этапа урока «Определение темы урока» // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения [Электронный ресурс]: материалы IV Всерос. научн.-метод. конф. с междунар. участием (г. Иркутск, 12 ноября 2021 г.). Иркутск: Аспринт, 2021. С. 77–86.
  • Petrova M.A., Kalinina L.V., Gusevskaya O.V., Popova I.M. Teacher for ecological education of younger students based on the  concept of sustainable development // Journal of research articles, Otgontenger University. Special edition : Higher education and sustainable development: theory, methodology and development trends: international conference proceeding (Ulaanbaatar, Mongolia, 10–11.11.2021 г.). Ulaanbaatar, 2021. С. 68–76.
  • Калинина Л.В., Гришкина А.В. Трекер здоровых привычек как средство организации здоровьесберегающей деятельности младших школьников // Мир, открытый детству: материалы III Всерос. науч.-практич. конф. (г. Екатеринбург, 30 марта 2022 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; науч. ред. Е.В. Коротаева; отв. ред. Л.В. Воронина. Электрон. дан. Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2022. С. 149–153.
  • Калинина Л.В., Кузьмич А.А. Ролевая игра как средство формирования умения сотрудничать у младших школьников // Вестник Иркутского университета ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. Вып. 25. С. 149–151.
  • Калинина Л.В., Попова И.М. Формирование ценностей Отечество, природа в начальной школе // Начальная школа. 2022. № 7. С. 28–36.
  • Калинина Л.В. Диалог культур как средство воспитания этнической толерантности младших школьников // Современный учитель – взгляд в будущее: материалы международного научно-образовательного форума. Часть 1. Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 г. Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2022. С. 165–168.
  • Калинина Л.В., Симонян А.Г. Мультсериал «Смешарики» как средство реализации направлений воспитания младших школьников // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: [Электронный ресурс] материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутский государственный университет, г. Иркутск, 23 января 2023 г. Иркутск: Аспринт, 2023. С. 225–234.
Участие в конкурсах:

2019 г.: член жюри конкурса профессионального мастерства «Учитель года г. Иркутска – 2019»;

2019 г., 2020 г.: член жюри муниципального этапа регионального конкурса «Лучшая методическая разработка» среди педагогов образовательных организаций и работников методических служб г. Иркутска;

2021 г., 2022 г., 2023 г.: эксперт IV и V Региональных Чемпионатов "Абилимпикс" по компетенции "Учитель начальных классов";

2022 г.: Диплом лауреата 1 степени, 58-й Международный конкурс научно-исследовательских работ за работу «Проблема формирования готовности младших школьников к ценностно-ориентированной деятельности в природе» в номинации «Научные статьи по педагогическим наукам». Организаторы конкурса: Всероссийское общество Научно-исследовательских работ.

Результаты участия студентов в конкурсах исследовательских работ и олимпиадах под руководством Ларисы Владимировны

2017 г.: Ломакина Ольга Валерьевна «Краеведческая деятельность как средство формирования ценностного отношения к природе младших школьников», диплом победителя I степени во Всероссийском конкурсе научных разработок студентов «Актуальные исследования 2017» (Всероссийские олимпиады и конкурсы «Мир олимпиад»).

2018 г.: Всероссийские интеллектуальные соревнования школьников и студентов с международным участием «Школа и общество»:

Сысоева Ольга Сергеевна, студент 4 курса, профиль «Начальное образование» победитель;

Татаринова Анастасия Евгеньевна, студент 4 курса, профиль «Начальное образование» победитель;

Мальцева Яна Николаевна, студент 4 курса, профиль «Начальное образование» призер;

Сухова Анна Юрьевна, студент 4 курса, профиль «Начальное образование» призер;

Панфилова Екатерина Николаевна, студент 4 курса, профиль «Начальное образование» призер.

2019 г.: Беспрозванных Алёна Александровна «Ситуации нравственного выбора как средство воспитания нравственных чувств у младшего школьника», 1 место в IV Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «UNIVERSITY KNOWLEDGE – 2019 (в рамках требований ФГОС)», г. Москва, 20 марта 2019 г. Организаторы конкурса: Международный центр научно-исследовательских проектов.

Елецкая Кристина Анатольевна «Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в образовательном процессе», 1 место в V Международном интеллектуальном конкурсе студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «University Stars – 2019», диплом победителя в номинации «Исследовательский проект (магистерская диссертация)», г. Москва, 21.12.2019 г. Организаторы конкурса: Stars of Science and Education.

2020 г.: Цырендашиева Нина Цырендашиевна «Народное творчество как средство формирования ценностного отношения младших школьников к культурным традициям народов России», диплом I степени в номинации «Педагогические науки» в III Международном научно-исследовательском конкурсе «PROSPECTIVE RESEARCH SOLUTIONS», г. Москва, 18.01.2021 г. Организаторы конкурса: МЦНП «Новая наука».

2021 г.: Подготовка команды студентов 3 курса к участию во Всероссийской (с международным участием) дистанционной студенческой олимпиаде «Педагогика: эффективные воспитательные практики», Диплом Гран-При команды «Педсовет». Организаторы конкурса: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина.

2022 г.: Подготовка команды студентов 4 курса к участию в 1-ой Всероссийской с международным участием дистанционной студенческой олимпиаде "Современный учитель многонациональной страны" (1 ноября – 6 декабря 2022 г.), Диплом 2 степени команды «УУД: уникальные учителя детей»Организаторы конкурса: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».

2023 г.: Подготовка команды студентов 3 и 4 курса к участию во Всероссийской (с международным участием) дистанционной студенческой олимпиаде «Педагогика: от традиций к инновациям», посвященной Году педагога и наставника, Диплом Гран-При команды «Учительская.com». Организаторы конкурса: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина».

Руководители команды: Калинина Л.В., Попова И.М.

2023 г.: Вафина Александра Сергеевна, работа «Организация деятельности педагога по формированию у младших школьников умений командной работы», диплом I степени в номинации «Педагогические науки» во II Международном научно-исследовательском конкурсе «Мой выбор - наука», г. Петрозаводск, 24 апреля 2023 г.

Опубликовано студентами 57 статей за последние 5 лет.

Контакты:

e-mail: kalinina_larisa@inbox.ru

раб. тел.: 20-07-39