Коногорская Светлана Анатольевна

Коногорская Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук 

2002 г. – закончила Иркутский государственный педагогический университет, специальность «Психология», квалификация «Педагог-психолог».

1998–2000 гг. – АНО "Центр социально-психологической адаптации", психолог-консультант.

2004 г. – прошла последипломную подготовку на учебном цикле «Основы медицинской психологии и психодиагностики» в ГУ СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 344 ч.

2005–2008 гг. ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы", медицинский психолог.

2009–2014 гг.; аспирант кафедры «Психология образования и развития личности» Иркутского государственного университета.

2015 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся» в Совете Д 521.027.01 на базе ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; ученая степень кандидата психологических наук, 19.00.07 – педагогическая психология.

2012–2020 гг.  – МБОУ г. Иркутска СОШ № 49, педагог-психолог начальной школы.

С 2016 года – настоящее время Педагогический институт ИГУ, доцент кафедры  психологии и педагогики начального образования.

Курсы повышения квалификации:

2016, ФГБУ СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева Минздрава России, «Когнитивно-поведенческая психотерапия», 48 часов;

2016, ФГБУ СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева Минздрава России, «Психологическое консультирование и психотерапия детей и подростков», 72 часа;

2017, г. Иркутск,  ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» Институт повышения квалификации, «Актуальные проблемы реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями», 72 часа;

2017, г. Иркутск, ФГБОУ ВО «ИГУ», «Информационно–образовательная среда образовательной организации и ИКТ-компетенции педагога», 36 часов;

2019, г. Омск, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», «Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в вузе», 72 часа;

2019, г. Москва, АНО ДПО «Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»», «Современный педагог для современного образования», 152 часа;

2021, Беларусь, г. Минск, Образовательная онлайн-платформа SKLAD, Международная онлайн-стажировка «Начальная школа 21 века. Зарубежные практики»,  72 часа;

2021, г. Москва, ООО «Юрайт-Академия», «Цифровое обучение: методики, практики, инструменты» IX Летней школы преподавателя – 2021 в», 72 часа;

2021, г. Москва, ООО «Юрайт-Академия», «Индивидуализация и персонализация в современном образовании», 18 часов;

2021, г. Барнаул, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», «Математические методы и компьютерные технологии обработки и анализа данных в научных исследованиях», 108 часов;

2023, г. Москва, АНО ДПО «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС», 108 часов.

Научные интересы:

Психология образования, медицинская психология, спортивная психология, психология мышления, психологические особенности младших школьников, особенности развития пространственного мышления, развитие способностей, учебная успешность, когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции.

Обязанности: куратор 3-го курса (3НД), руководитель НИРС кафедры, нормоконтролер ВКР

Читаемые в 2023/2024 году дисциплины, курсы по выбору:

  • Основы научно-исследовательской деятельности
  • Теоретические основы образования в период детства
  • Профилактика дезадаптации при переходе в основную школу
  • Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
  • Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника
  • Технологии достижения личностных результатов в начальной школе
  • Личность и профессиональная деятельность учителя начальных классов
  • Управление исследовательской и проектной деятельностью 

 Опубликовано 35 научных и научно-методических работ, из них 1 монография и 2 учебно-методических пособия.

Публикации за последние 10 лет

Монографии:

  • Коногорская С.А. Пространственное мышление как компонент общих и специальных способностей, обучающихся // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. М.; СПб: Нестор-История, 2017. С. 203–215.

Научные статьи:

  • Коногорская С.А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников и их взаимосвязь с учебной успеваемостью // Вестник Бурятского госуниверситета. 2014. №5. С. 59–65. (ВАК)
  • Коногорская С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. №2. С. 161–166. (ВАК)
  • Коногорская С.А. Развитие пространственного мышления учащихся: постановка и реализация проблемы исследования // Здоровье участников образовательного процесса: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2014. С. 52–55.
  • Коногорская С. А. Роль пространственного мышления в учебной успешности обучающихся // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы IX Международной конференции. Иркутск, 2015. С. 370–376.
  • Коногорская С.А. Изучение способностей к ориентировке в пространстве у современных школьников // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, МГПУ, 2016. С. 148–154.
  • Коногорская С.А. Взаимосвязь сформированности пространственного мышления с успешностью овладения учебными навыками у младших школьников // Психолог-педагогическое сопровождение образования детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник научных статей. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 51–55.
  • Коногорская С.А. Исследование пространственного мышления и его взаимосвязи с учебной успешностью обучающихся // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. Изд-во "Институт психологии РАН". Москва, 2016. С. 527–533.
  • Коногорская С.А. Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 1 (15). С. 142–152. (ВАК)
  • Коногорская С.А., Новосад Н.И. Путь к развитию творческого мышления // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (11.04.2018) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. Т.2, С. 383–396.
  • Коногорская С.А. Направления деятельности педагога-психолога, осуществляемые в целях обеспечения безопасности образовательной среды школы // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всероссийской научно-метод. конф. (28.09.2018). Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. С. 103–115.
  • Коногорская С.А. Поведенческий подход в школьной психокоррекционной практике // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 3 (51). С. 53–61. (ВАК)
  • Коногорская С.А. Особенности развития компонентов пространственного мышления школьников на разных ступенях общего образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. №4 (153). С. 91–99. (ВАК)
  • Коногорская, С. А. Социально-психологические характеристики подростков с высоким и низким социометрическим статусом / С. А. Коногорская // Мир образования - образование в мире. – 2020. – № 1(77). – С. 175-185. (ВАК)
  • Коногорская, С. А. Некоторые теоретико-методологические аспекты проблемы развития пространственного мышления обучающихся / С. А. Коногорская // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-ух ч., Москва, 25 января 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2020. – С. 346-349.
  • Коногорская, С. А. Экстремальный спорт как альтернатива традиционному спорту / С. А. Коногорская // Экстремальная деятельность человека. – 2021. – № 3(61). – С. 29-33. (ВАК)
  • Коногорская, С. А. Мотивация занятий экстремальными видами спорта в юношеском возрасте / С. А. Коногорская // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 2(35). – С. 362-367. – DOI 10.26140/anip-2021-1002-0091. (ВАК)
  • Коногорская, С. А. Технология формирования нормативного учебного поведения обучающихся начальной школы с ОВЗ / С. А. Коногорская // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : Материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 октября 2020 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 20-24.
  • Коногорская, С. А. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте: причины, виды, профилактика / С. А. Коногорская // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 12 ноября 2021 года / Иркутский государственный университет. – Иркутск: Аспринт, 2021. – С. 122-130.
  • Коногорская, С. А. Индивидуально-психологические особенности юношей, занимающихся экстремальными видами спорта / С. А. Коногорская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2022. – № 1. – С. 116-130. – DOI 10.18384/2310-7235-2022-1-116-130. (ВАК)
  • Коногорская, С. А. Социализация младших школьников в процессе театрализованной деятельности / С. А. Коногорская, Н. А. Захаренко // Начальная школа. – 2022. – № 2. – С. 41-45. – DOI 10.51906/0027-7371_2022_2_41. (ВАК)
  • Коногорская С.А., Григорьева И.О. Развитие креативного мышления младших школьников посредством ТРИЗ-технологий // Психолого-педагогические аспекты развития обучающихся в современном мире: проблемы и решения : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Э.А. Баранова, А.Р. Мустафина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – С. 131–138.

  • Коногорская С.А., Перетолчина Л.В. Ранняя профориентация как средство развития мотивационной сферы младших школьников // Психолого-педагогические аспекты развития обучающихся в современном мире: проблемы и решения : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Э.А. Баранова, А.Р. Мустафина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – С. 146–152.
  • Смоличева, А. М. Развитие учебной мотивации младших школьников через критериальное оценивание / А. М. Смоличева, С. А. Коногорская // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : Материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 января 2023 года. – Иркутск: Аспринт, 2023. – С. 116–123.
  • Коногорская, С. А. Формирование личностной готовности обучающихся к переходу в основную школу в процессе ранней профессиональной ориентации / С. А. Коногорская, А. Л. Иванова // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Южно-Уральского государственного университета / под ред. А.С. Мальцевой, Е.А. Рыльской, С.В. Морозовой, А.В. Астаевой, Д.Н. Погорелова – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – Ч. 2. – С. 201–209.

Учебно-методические пособия:

  • Коногорская С. А. Комбинаторная коррекционно-развивающая программа «Поэтапное развитие пространственного мышления младших школьников» (учебно-методическое пособие). Иркутск, Изд-во ВСГАО, 2014. 82 с.
  • Коногорская С. А. Профилактика дезадаптации при переходе в основную школу : [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие для студентов вузов / С. А. Коногорская. – Иркутск : Аспринт, 2022. – 94 с.
  • Учебная ознакомительная практика бакалавров: введение в основы деятельности учителя начальных классов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С. А. Коногорская, М. А. Петрова, Е. В. Ламанова. – Электрон. текст дан (9,6Мб). – Иркутск: Аспринт, 2023. – 144 с. 

Статьи студентов:

  • Новосад Н. И. Развитие творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности // Научный поиск: первые шаги : материалы 72 смотра студ. науч.-исслед. работ / под ред. Л. А. Гладун.  Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. С. 85–90.
  • Новосад Н.И. Путь к развитию творческого мышления // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (11.04.2018) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. Т.2, С. 383–396.
  • Захаренко, Н. А. Модель социализации младших школьников в коллективе сверстников посредством театрализованной деятельности / Н. А. Захаренко // Научный поиск: Первые шаги : Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 01 марта – 30  2021 года / Под редакцией Л.А. Гладун. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 69–74.
  • Литвинцева, А. В. Учебный проект как средство формирования умений самоорганизации младших школьников / А. В. Литвинцева // Научный поиск: Первые шаги : Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 01 марта – 30  2021 года / Под редакцией Л.А. Гладун. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 110–116.
  • Проскура, Д. С. Формирование сплоченности коллектива младших школьников посредством организации взаимодействия с семьёй / Д. С. Проскура // Научный поиск: Первые шаги : Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 01 марта – 30  2021 года / Под редакцией Л.А. Гладун. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 141–147.
 

Контактная информация:

Рабочий телефон: 20-07-39, внутренний: 243

E-mail: konogorskaya@yandex.ru