Петрова Марина Александровна

Петрова Марина Александровна,

кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой психологии и педагогики начального образования.

Основные биографические сведения:

1982 г. – закончила Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков им. Хо Ши Мина (диплом с отличием).

1998 г. – защитила диссертацию на тему «Формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов». Ученая степень кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология присуждена диссертационным советом Иркутского государственного педагогического университета и утверждена ВАК РФ в 1999 году.

2005 г. – присвоено ученое звание доцента кафедры психологии, педагогики и методики начального образования.

1995 - 2002 гг. – заведующий кафедрой методики начального обучения,

2002 - 2009 гг. – заведующий кафедрой психологии, педагогики, методики начального образования.

В 2009 г. произошло слияние кафедры русского языка и методики и кафедры психологии, педагогики, методики начального образования. Вновь образованная кафедра получила название кафедра психологии, развития образования и методических дисциплин. Назначена, затем избрана на должность заведующего кафедрой. В 2012 г. кафедра переименована в кафедру психологии и педагогики начального образования.

С 1995 г. член Ученого Совета Педагогического института Иркутского государственного университета.

Награды и почетные звания:

  • 2006 г. – награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации
  • 2009 г. – награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
  • 2012 г. – награждена юбилейной медалью «В память 350-летия Иркутска» (знаком общественного поощрения Иркутской области).

Курсы повышения квалификации

  • 2012, г. Иркутск, ФГБОУ ВПО "БГУЭиП", "Современные технологии образовательного процесса (для преподавателей иностранных языков неязыковых вузов)", объем 72 часа;
  • 2013, Профессиональная переподготовка «Менеджмент в образовании». ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» Институт повышения квалификации,
  • 2014, «Система педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС: проектирование образовательных ситуаций, методическое обеспечение, мониторинг образовательных результатов». МКОУ ДПО «Центр информационно-методической поддержки образования»,
  • 2015, «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовании». НО ЧУ ДПО, «Психолого-педагогический институт воспитания»,
  • 2016, г. Иркутск, учреждение ДПО "Событие", "Инновационные формы и методы в преподавании по программам бакалавриата и магистратуры в условиях стандартизации высшего образования, объем 72 часа;
  • 2017, ФГБОУ ВО " ИГУ", "Информационно-образовательная среда образовательной организации и ИКТ - компетенции педагога", объем 36 часов;
  • 2017, Профессиональная переподготовка, АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций», программа «Педагогика и методика начального образования», объем 576 часов;
  • 2019, г. Омск, ФГБОУ ВО “Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского”, Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в вузе”, объем 72 часа;
  • 2020, ООО Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Интернет для учителя: безопасность личных данных и успешная коммуникация», объем 16 часов;
  • 2020, ООО Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Работа с одаренными детьми в начальной школе в соответствии с ФГОС», объем 72 часа;
  • 2020, ООО Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагог дополнительного образования: организация работы с подростками», объем 36 часов;
  • 2020, ООО Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ», объем 108 часов;
  • 2020, ООО Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технологии Storytelling (сторителлинг) для формирования коммуникативных навыков учеников», объем 72 часа;
  • 2020, ООО «Фоксфорд», Профессиональная переподготовка по программе «Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС НОО)», объем 250 часов;
  • 2021, ООО «Фоксфорд», Методика руководства проектно-исследовательской работой учащихся с учетом перспективной модели ФГОС-2020,  объем 72 часа;
  • 2021, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, образовательная онлайн-платформа SKLAD, Международная онлайн-стажировка «Начальная школа 21 века. Зарубежные практики», объем 72 часа.

Научные интересы

На протяжении ряда лет руководит научно-исследовательской работой кафедры по проблемам «Содержательное, психологическое, технологическое обеспечение индивидуальной траектории личностно-профессионального становления будущего учителя» (2002-2005гг.), «Реализация компетентностного подхода в различных моделях подготовки: «специалист», «бакалавр-магистр» (2006-2010 гг.), «Технологическое обеспечение подготовки учителя начальных классов на основе компетентностного подхода»

Результатом работы над темой явилась разработанная и внедренная в образовательный процесс кафедры технология решения учебно-профессиональных задач как основа реализации компетентностного подхода в подготовке специалиста начального образования. Технология представлена в ряде публикаций и выступлений на конференциях, составной частью технологии является как разработанное на кафедре содержание учебно-профессиональных задач, включенных в преподавание психолого-педагогических и методических дисциплин, так и критериальная база для оценивания результатов обучения, модель междисциплинарного экзамена, включающего проектные задания.

Член научно-редакционного совета 10 сборников статей и научных работ, научный редактор 12 учебных пособий.

Читаемые дисциплины, курсы по выбору

Инновационные технологии обучения и развития младших школьников, Современные тенденции в развитии начального образования, Психология дошкольного и начального образования, Основы исследовательской деятельности, Формирование субъектности младшего школьника, Формирование гражданской идентичности в начальной школе, Построение урока на деятельностной основе.

Публикации за последние 5 лет

Научные статьи

  • Петрова М.А. Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 5. №3 (16). 2016. С. 109-113.
  • Петрова М.А. Влияние девайсов на формирование субъектности младших школьников // Дискуссия. №9 (72). 2016. С. 88-93.
  • Петрова М.А. Проблема формирования готовности нести профессиональную ответственность как профессиональной компетенции и как профессионально-значимого качества личности будущего учителя начальных классов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 6. №1 (18). 2017. С. 155-159. (№ 43   из перечня ВАК по состоянию на 18.02.17г.)

  • Петрова М.А. Совершенствование модели подготовки будущего учителя начальных классов // Начальная школа. №10. 2017. С. 6-13 (№ 937 из перечня ВАК по состоянию на 23.05.17)
  • Петрова М.А. Проблемы формирования личности будущего учителя начальных классов как субъекта. Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Иркутский государственный университет, Педагогический институт. 2017. С. 6-13.

  • Петрова М.А.  Проектирование учебно-профессиональных задач в подготовке учителя начальных классов на основе профессионального стандарта педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 7. №1 (22). 2018. С. 162-167. (№ 43 из перечня ВАК по состоянию на 22.02.2018г.) 

  • Петрова М.А. Учебное эссе как средство формирования академических навыков будущих учителей начальных классов // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Третей всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16 – 18 октября 2018 г. Иркутск. С.385-390
  • Петрова М.А. Проблемы подготовки учителя начальных классов в современных условиях // Всероссийская научно-методическая конференция "Проблемы начального общего образования: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения" (г. Иркутск, 28 сентября 2018г.) Иркутск: Издательство "Иркут". 2018. С.11-19. 
  • Петрова М.А., Попова И.М. Динамика профессиональных представлений будущего учителя в процессе обучения в вузе. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2019. № 4. С. 120-130. (№ 389 перечень ВАК от 21.11.2019 г.) DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-120-130
  • Petrova M.A. Pedagogical preparation of future teacher as basis for formation of civic identity / M.A.Petrova; L.V. Kalinina; O.V. Gusevskaya; I.M. Popova //   The european proceedings of social & behavioural sciences EPSBS. 2019. P. 1220-1233.
  • Петрова М.А. Профессиональные представления о школе как основа саморазвития будущего учителя начальных классов // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию иркутского педагогического института. Иркутский государственный университет. Издательство: Издательство "Иркут", 2019. С. 466–473.
  • Петрова М.А. Современные тенденции и практики начального образования // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения // Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института 30 октября 2019г. Издательство: Издательство «Типография «Иркут», 2019. С.28–35.
  • Петрова М.А., Гусевская О.В. Компетентностный профиль технологической подготовки бакалавров Начальная школа. 2020. № 1. С. 55–60. (№ 1534 Перечень ВАК от 26.12.2019 г.)
  • Petrova M.A. Insights into the boundaries of ethical freedom of future primary school teachers / M.A.Petrova; L.V. Kalinina; O.V. Gusevskaya; I.M. Popova // European proceedings of social and behavioural sciences EPSBS International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. 2020. P. 1863-1871.
  • Петрова М.А. Возможности ситуационных задач как средства формирования учебно-профессиональной мотивации будущих учителей начальных классов // Психологическое пространство личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Томский государственный педагогический университет, 2020. С.10–15.
  • Петрова М.А. Изучение психолого-педагогических особенностей современного младшего школьника будущими учителями в процессе обучения в вузе // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутск, 23 октября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ».  Иркутск, 2021.  С. 6–12.
  • Конотопцева В.Н., Петрова М.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников средствами проектной деятельности // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутск, 23 октября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ».  Иркутск, 2021.  С. 82–87.
  • Патина С.В., Петрова М.А.  Возможности технологии сторителлинга в начальной школе // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутск, 23 октября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ».  Иркутск, 2021.  С. 196-201.

Учебно-методические пособия

  • Петрова М.А. Компетентностный подход: учебная практика бакалавра-первокурсника. Направление 050100 «педагогическое образование», профиль «начальное образование» (учебно-методическое пособие)  печ. Иркутск: ВСГАО, 2014. Изд. 3-е, испр. и доп. 158с.            9,9
  • Петрова М.А. Формирование гражданской идентичности младших школьников (учебно-методическое пособие) печ. Иркутск: ВСГАО, 2014. 150с. 9,4
  • Петрова М.А. Формирование субъектности младшего школьника: учебно-методическое пособие для студентов вузов. Иркутск: Издательство ООО «Типография «Иркут», 2017. 86 с. ISBN 978-5-904740-72-6

  • Петрова М.А. Организация исследовательской деятельности будущего учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для студентов вузов. Иркутск: Издательство ООО «Типография Иркут», 2016. 121 с.
  • Петрова М.А., Скоморохова М.И.  Программы дополнительного образования для младших школьников краеведческой направленности: учебно-методическое пособие для студентов вузов.  Иркутск, ООО "Типография "Иркут"", 2021. 124 с.         
  • Петрова М.А.   Учебная практика бакалавров по научно-исследовательской работе: учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс].   Иркутск, Аспринт, 2021. 104 с.
  • Петрова М.А. Научно-исследовательская работа магистрантов: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. Иркутск, Аспринт, 2021. 116 с.

Контактная информация:

Рабочий телефон: 20-07-39, внутренний: 243

E-mail: pma_edu@mail.ru