Попова Инга Маркеловна

Попова Инга Маркеловна, старший преподаватель

Основные биографические сведения:

В 1996 году закончила Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, практический психолог начальной школы».

В 1998 году закончила Иркутский государственный университет и получила степень бакалавра социальной работы по направлению «Социальная работа».

1996-1999 гг. – работала психологом в областном реабилитационном комплексе для детей и подростков с ограниченными возможностями.

На кафедре работает с 1999 года.

Закончила аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».

Научные интересы: творческое становление будущего учителя; развитие рефлексии педагога; профилактика эмоционального выгорания; возможности использования интерактивных и креативных технологии обучения (учебное портфолио, применение методики WorldSkills, технология развития критического мышления через чтение и письмо,  проектная деятельность, ТРИЗ и др.); формирование компонентов психологической культуры средствами арттерапии (фототерапия, кинотерапия, изотерапия); формироване универсальных учебных действий.

Разработанные и читаемые дисциплины: Читает лекционные курсы и ведет практические занятия по предметам: «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников», «Адаптация первоклассников к школе», «Развитие педагогической рефлексии», «Социокультурные основы начального образования», «Организация проектной деятельности младших школьников», «Формирование учебной деятельности младших школьников», «Проблемное обучение в начальной школе», «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе», «Практикум по технологиям обучения младших школьников», «Психология дошкольника и младшего школьника», «Стрессменеджмент педагогов начальной школы», «Воспитание толерантности у младших школьников», «Развитие одаренности младших школьников», «Учебное сотрудничество», «Методика внеурочной деятельности», «Программа дополнительного образования «Народная бесшитьевая кукла», «Профессиональное самовоспитание учителя начальной школы», «Развитие творческой активности младших школьников», «Профилактика профессионального выгорания».

Методическая работа

  • Попова И.М. руководит методической работой на кафедре.
  • Осуществляет методическое руководство педагогической практикой студентов.
  • Активно участвует в курсах переподготовки для учителей начальных классов.
  • Составлена фильмотека по психолого-педагогической тематике (Более 100 единиц видеозаписей).

Всего опубликовано 14 учебно-методических пособий.

  • Попова И.М., Теплякова И.В. Психологическое образование. Саморефлексия профессионального становления. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2006. – 78с.
  • Попова И.М. Психологическое сопровождение процесса профессионального становления. Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2007. – 172с.
  • Попова И.М., Теплякова И.В. Профессиональное становление педагога-психолога на практике. Учебно-методическое пособие для студентов. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2008. – 106с.
  • Попова И.М. Психология человека. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2009. –  120 с.
  • Попова И.М. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология человека» для  студентов заочной формы обучения. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия образования», 2010. – 101 с.
  • Попова И.М., Теплякова И.В. Формирование профессиональной компетентности педагога-психолога на практике. Учебно-методическое пособие для студентов. – Иркутск: ГОУ ВПО «Вост.-Сиб. гос. акад. образ.»,  2010. – 105с.
  • Попова И.М., Теплякова И.В. Организация практики педагога-психолога с позиций компетентностного подхода: Учебно-методическое пособие для студентов.– Иркутск: Вост.-Сиб. гос. акад. образов.,  2012. – 122 с.
  • Попова И.М. Стрессменеджмент в профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). – Иркутск: Вост.-Сиб. гос. акад. образов., 2014. – 148 с.
  • Попова И.М., Теплякова И.В. Учебно-методическое пособие для студентов // Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов на практике. Иркутск: Вост.-Сиб. гос. акад. образов.,  2014. – 120 с.
  • Попова И.М. Развитие педагогической рефлексии (учебно-методическое пособие). – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. – 96 с.
  • Попова И.М. Психология дошкольника и младшего школьника (учебно-методическое пособие). – Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2017. – 124 с.
  • Попова И.М. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников (учебно-методическое пособие). – Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. – 132 с.
  • Попова И.М. Профилактика профессионального выгорания   (учебно-методическое пособие). – .Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2019. – 148 с.
  • Попова И.М. Теоретические основы образования в период детства. Часть I. Особенности развития дошкольника и младшего школьника: Учебно-методическое пособие. – Электрон. текст. Дан (2,5 Мб). – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2022. – 125 с.

Научно-исследовательская работа

Общее количество опубликованных научных трудов - 26.

  • Попова И.М. К вопросу о критериях анализа динамики психотерапевтического процесса. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.С.Выготского. - Иркутск: ИГПУ, 1997. - С. 82-84. (В соавт. с Никофоровым И.Г.)
  • Попова И.М. Роль творческой активности в формировании самооценки и образа «Я». Ступени. Научный журнал ИГПУ. - Иркутск, 2000. - № 1. - С. 68-71
  • Попова И.М. Рефлексия как механизм гражданского самосознания // Гражданское образование – путь к демократическому обществу: Материалы региональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – С. 77-80
  • Попова И.М. Толерантность в контексте профессионального и гражданского становления будущего педагога. Гражданское образование – путь в демократическое общество: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. – Иркутск: ИГПУ, 2002. – С. 146-150.
  • Попова И.М Конструктивные механизмы преодоления трудных жизненных ситуаций // Модернизация образования: проблемы, пути решения:   Материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2005. – С.40-45.
  • Попова И.М. Рефлексивный механизм творческого становления будущего учителя // Модернизация образования: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2006. – С.124-128.
  • Попова И.М. Условия творческого становления будущего учителя // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы II международной научно-практической конференции 15-25 января 2010 г.: в 2-х т. Том I – Москва, 2010, С. 336- 338
  • Попова И.М. Кризис юности в творческом становлении профессионала // Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11 ноября 2011 г.). – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – С. 35-41
  • Попова И.М. Сущность понятия «творческое становление будущего учителя» // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования серия "Педагогические науки", 2012, выпуск 17. С. 95-99
  • Попова И.М. Возможности технологии развития критического мышления в реализации ФГОС начального общего образования // Стандарты начального образования второго поколения: теория и практика внедрения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012. - C. 21-27.
  • Попова И.М. Стимулирование творческого становления будущего учителя // Инновации в науке: материалы XX международной  заочной научно практической конференции (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.), 2013, выпуск 20. С 89-94
  • Попова И.М. Воспитание толерантности как условие формирования гражданской идентичности // Формирование гражданской идентичности младших школьников: от исследовательского поиска к инновационной образовательной практике: материалы региональной научно-практической конференции (Иркутск, 16 мая 2014г). / Под общ. ред. М.А. Петровой. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – С.40-47
  • Попова И.М. Учебный портфолио как средство оценки индивидуальных образовательных достижений студентов // Социокультурная среда в изменяющемся мире: тенденции, проблемы, поиски: материалы Международной научно-практической конференции (Иркутск, 14 ноября 2014г.). – Иркутск: ВСГАО, 2014. – С. 304-311.
  • Попова И.М. Роль саморефлексии в творческом становлении будущего учителя начальных классов в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Иркутск, 10 апреля 2015 г.). – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015.  – С 191-199 с.
  • Жданова Е.А., Попова И.М. Обучение выразительному чтению как средство формирования действия контроля // Дискуссия 2016, №2(65)  С. 127-132 
  • Попова И.М., Харченко М.А. Условия формирования этического сознания младших школьников // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С. 112-120.
  • Попова И.М. Проведение промежуточной аттестации у будущих педагогов с применением методики WORLDSKILLS // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: секция «Начальное общее образование» (г. Иркутск, 1 октября-1 ноября 2017 г.). – Иркутск, 2017. – С. 14-20.
  • Попова И.М. Методы стимулирования творческого становления будущего учителя начальных классов в условиях профессионального обучения // Психология обучения. – 2018. – № 10. – С. 21-29.
  • Попова И.М. Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к психолого-педагогическому сопровождению первоклассников // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всероссийской научно-методической конференции (г. Иркутск, 28 сентября 2018 г.). – Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2018. – С. 94-102.
  • Попова И.М. Возможности современных образовательных технологий в формировании творческой готовности к профессиональной деятельности у будущего педагога // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития:  материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института (г. Иркутск, 17 мая 2019 г.). – Часть 1. – Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. – С. 119-126.

  • Gusevskaya O.V, Kalinina L.V., Petrova M.A., Popova I.M. Teacher for ecological education of younger students based on the concept of sustainable development // Higher education and sustainable development: theory, methodology and development trends international conference proceeding: Journal of research articles, Otgontenger University. Special edition. – Ulaanbaatar, Mongolia, 2021. – P. 68-78
  • Гавриленко Н.Н., Попова И.М. Некоторые аспекты личностно-профессионального становления специалиста начальной школы в Иркутском педагогическом институте в 50-60-е годы XX века // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: [Электронный ресурс] мат-лы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (г. Иркутск, 12 ноября 2021 г.). – Электрон. текст. дан. (5,5 Мб). – Иркутск, 2021. – С. 8-18.
  • Калинина Л.В., Попова И.М. Формирование ценностей Отечество, природа в начальной школе // Начальная школа. – 2022. – № 7. – С. 28-36.
  • Гавриленко Н. Н., Попова И.М. Некоторые аспекты личностно-профессионального становления специалиста начальной школы в Иркутском педагогическом институте во второй половине 60-х - начале 70-х годов ХХ века // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: Материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 января 2023 года. – Иркутск: Аспринт, 2023. – С. 9-22.
  • Гавриленко Н. Н., Попова И. М., Юркевич В. П. Жизненный и творческий путь Валентины Климентьевны Бахир на рубеже 1968-1980 годов // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: Материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 января 2023 года. – Иркутск: Аспринт, 2023. – С. 22-30.
  • Штрихи к портрету Валентины Климентьевны Бахир / В. И. Нодельман, Л. Ф. Ни, Н. Н. Гавриленко [и др.] // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : Материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 января 2023 года. – Иркутск: Аспринт, 2023. – С. 31-41.

Организационно-воспитательная работа

В 2014-2015 учебном году являлась куратором образовательной программы для студентов и молодых специалистов в рамках проекта «Умная школа», реализуемого на базе Педагогического института.

Сотрудничала в 2016-2017 учебном году с компанией «Искусство тренинга» (г. Москва) по реализации проекта DRINKIQ.

Работала в качестве эксперта-компатриота на II и III открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorkldSkills Russia) Иркутской области. Где студенты дважды заняли второе место в компетенции «Преподавание в младших классах».

Ежегодно готовит студентов к участию в олимпиадах по психологии и педагогике, где студенты занимают призовые места.

Ежегодно с 2021 по 2023 годы является экспертом на Региональном Чемпионате "Абилимпикс" по компетенции "Учитель начальных классов" 


Повышение квалификации

  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Информационно-образовательная среда образовательной организации и ИКТ-компетенция педагога». Сроки с 20.02.17 г. по 10.03.2017 г. 36 часов. ФГБОУ ВО «ИГУ».
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современный педагог для современного образования». г. Москва, АНО ДПО «Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»», Сроки 18.06.2018 – 21.03.2019. 152 ч.
  • Курсы повышения квалификации «Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста». Г. Москва. ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября». Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов, Рег. № E-SA-2225895, дата выдачи 5 февраля 2020 г.
  • Курсы повышения квалификации «Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс»». Удостоверение о повышении квалификации 382405104257, регистрационный номер 64 (дата выдачи 19.03.2021, г. Иркутск), в объеме 86 часов. ГАПОУ Иркутской области «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки», с 04.03.2021 г. по 16.03.2021 г.
  • Международная онлайн-стажировка «Начальная школа 21 века. Зарубежные практики». Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, образовательная онлайн-платформа SKLAD, с 11.03.2021 по 25.03.21 г., Сертификат 00926 (г. Минск), в объеме 72 часов.
  • Курсы повышения квалификации "Рисование с удовольствием: практический мастер класс" ОУ Фонд "Педагогический университет "Первое сентября", с 09.01.2022 по 11.07.2022. Удостоверение о повышении квалификации, регистрационный номер Е-А-2338458 (дата выдачи 11.07.2022, г. Москва), в объеме 36 часов.
  • Курсы повышения квалификации по программам «Охрана труда для руководителей и специалистов» 40 часов, «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» 40 часов, «Оценка и управление профессиональными рисками» (НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» с 1 по 31 марта 2022 г. 40 часов. Рег.№ У2022051753 от 04.04.2022).

e-mail: ingamarkel@mail.ru

Рабочий телефон: 20-07-39, внутренний: 243