Новости
Августовские педагогические встречи – 2024 в Педагогическом институте
В период с 26 по 29 августа 2024 г. в г. Иркутске традиционно проходят августовские педагогические совещания, организованные Департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, информационно-методическим центром развития образования г. Иркутска (ИМЦ РО). В совокупности, это стратегическое мероприятие, на котором определяются приоритетные направления развития городской системы образования в новом учебном году.
В 2024 году тема совещаний была обозначена как «Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования».
В период с 25 по 27 августа августовские педагогические совещания, обозначенные как «Августовские педагогические встречи», прошли в Педагогическом институте ИГУ. Это были площадки педагогических работников. В мероприятиях приняли участие учителя разных предметов общеобразовательных учреждений г. Иркутска, педагоги дошкольных образовательных организаций, социальные педагоги и педагоги-психологи школ, учителя-дефектологи и учителя-логопеды, заместители заведующих ДОУ, учителя начальных классов и др. Всего около 700 человек.
В «День педагога» на площадках педагогических работников прошли расширенные заседания ГМС, в повестке которых обсуждались итоги работы городского методического совета 2023-2024 учебного года; организация воспитательной системы (военно-патриотического воспитания) и профессиональной ориентации обучающихся в рамках предметной области; проблемные вопросы по направлению предметной области в г. Иркутске; определялись перспективные направления деятельности предметной области городского методического совета на 2024-2025 учебный год.
Кроме того, для педагогических работников общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, работников дополнительного образования, молодых специалистов прошли разнообразные мероприятия межмуниципального и регионального уровня: круглые столы, дискуссионные площадки, методические практикумы, региональные семинары и др. Состоялись и дистанционные подключения (онлайн-лекции по разным темам).
Преподаватели Педагогического института прияли активное участие в работе всех площадок педагогических работников. Они выступали с докладами, провели межрегиональный методический практикум, панельные дискуссии, митап-сессии, межрегиональную методическую практику и др. интерактивы.
Так, например, 26 августа состоялась Региональная коммуникативная площадка для педагогов-психологов образовательных организаций г. Иркутска «Психологическое сопровождение родительства: стратегии формирования конструктивных детско-родительских отношений».
В работе коммуникативной площадки приняли участие преподаватели кафедры психологии образования и развития личности. Заведующая кафедрой Л.В. Скорова провела мастер-класс «Голос семьи», познакомив психологов с голосовыми практиками в работе психолога и авторской техникой голосовой терапии в работе с семейной проблематикой. А.Ю. Качимская, доцент кафедры, рассказала о ресурсах привязанности и провела мастер-класс «Индивидуальная метафорическая карта», в ходе которого участники получили навык изготовления арт-инструмента, позволяющего осуществлять коррекцию родительской привязанности.
В работе коммуникативной площадки и мастер-классов приняли участие 53 педагога-психолога образовательных организаций города. Участники отметили современность продемонстрированных подходов и выразили благодарность сотрудникам кафедры за возможность получить новую информацию и познакомиться с новыми техниками.
Для социальных педагогов г. Иркутска А.И. Гординым, канд.пед.наук, доцентом кафедры социальной педагогики и психологии, был проведен мастер-класс «Информационная гигиена школьников во время потребления, формирования и транслирования информации».
Для учителей химии выступила с докладом «Валеологические аспекты уроков химии» Е.Е. Истомина, канд.хим.наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин. Внимание в докладе было уделено межпредметным связям химии и валеологии, формированию валеологической компетенции посредством предмета химия согласно новым программам обновленного ФГОС.
Важные вопросы развития географического образования в городе Иркутске и Иркутской области рассмотрены на семинаре-практикуме «Концепция развития обновлённого курса «География Иркутской области», который проходил в рамках Августовского совещания учителей географии на площадке Педагогического института ИГУ. Основными докладчиками выступали преподаватели кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики: к.г.н., доцент, зав кафедрой Н.В. Роговская, ст. преподаватель И.А. Тюнькова.
Аудитории представлен новый учебно-методический комплекс учебного курса «География Иркутской области», предметной области «Общественные науки» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. УМК имеет научно-методическую направленность, тесно связан с историей, этнографией, экономикой и экологией региона, т.е. создан на основе комплексного подхода к изучению отдельно взятого региона в составе единого географического пространства Российской Федерации. Цель учебно-методического комплекса – формирование у обучающихся системы знаний о природных и хозяйственных комплексах Иркутской области, их существенных признаках и особенностях развития на современном этапе, то есть понимания закономерностей территориальной организации природы и общества нашего региона.
Учебно-методический комплекс разработан творческим коллективом авторов на основе институционального взаимодействия кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики ПИ ИГУ, ИРО (Иркутский центр развития образования), Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, при участии МКРО ИМЦРО (Иркутский методический центр работников образования), Иркутского отделения Русского географического общества. В состав УМК «География Иркутской области» входят: примерная образовательная рабочая программа (авт. Тюнькова И.А., Фирсова С.В.), учебное пособие (авт. Роговская Н.В., Ипполитова Н.А., Тухта С.А., Тюменцева Е.М., Тюнькова И.А.), методические рекомендации по проведению уроков и организации внеурочной деятельности (авт. Ипполитова Н.А., Тюнькова И.А.), рабочая тетрадь (авт. Хамина Н.В.), контрольно-измерительные материалы (авт. Реутова Н.А.).
Учебно-методический комплекс создан при финансовой поддержке Иркутского областного отделения Русского географического общества в 2024 г.
В Резолюции совещания отмечено одобрение проекта УМК «География Иркутской области» и принято решение о поддержке инициативы его апробации в 8-9 классах как регионального компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС.
Также 26 августа состоялась встреча специалистов дошкольного образования в рамках Августовских совещаний по теме «Традиционные ценности и семья», зарегистрированное количество участников составило 139 человек. Среди ведущих спикеров встречи для педагогической общественности стала О.В. Удова, к.психол.н., доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, председатель Восточно-Сибирского отделения международного общественного движения "Родительская забота". В своем выступлении по проблеме социального партнерства детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе ценностей и традиций она раскрыла значимые направления партнёрства. Выступление вызвало большой интерес аудитории, и, отвечая на вопросы слушателей, Ольга Владимировна ещё раз обратила внимание на важность партнёрства с родителями в деле образования и воспитания детей.
В этот же день в рамках Августовских педагогических встреч совместно с ИМЦРО г. Иркутска состоялся методический практикум для учителей начальных классов «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий контроля и оценки: задачи, содержание, технологии». В рамках данного мероприятия старший преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования Е.А. Жданова рассказала участникам о возрастных психофизиологических особенностях младших школьников, влияющих на формирование действий контроля и оценки, обозначила проблемы, с которыми сталкивается учитель в процессе формирования у обучающихся контрольно-оценочной деятельности, продемонстрировала эффективные приемы, которые учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности, начиная с 1 класса. Активное участие в процессе конструирования учебных заданий на контроль и оценку, выделение и формулирование критериев для контроля деятельности, решение методических задач позволило педагогам приобрести необходимые знания и мотивацию для организации процесса формирования у младших школьников универсальных учебных действий контроля и оценки в собственной практической деятельности.
Для учителей-логопедов, учителей-дефектологов города Иркутска состоялось событие - межмуниципальная дискуссионная площадка «Инклюзивная образовательная вертикаль: стратегии, практики, ресурсы» В работе площадки приняли участие 155 учителей образовательных организаций города.
В первой части мероприятия спикерами выступили сотрудники кафедры теории и практик специального обучения и воспитания (ТиПСОиВ): Р.А. Афанасьева, доцент, канд.пед. наук, заведующая кафедрой, О.В. Пашинова, канд. пед. наук, доцент кафедры, А.Ю. Квасова, канд. пед. наук, доцент кафедры.
Во второй части дискуссионной площадки свой опыт представили учителя - практики - логопеды и дефектологи образовательных организаций г. Иркутска.
В качестве рефлексии дополнительно кафедрой ТиПСОиВ был проведен круглый стол «Актуальные проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в Иркутской области». Данная дискуссионная площадка прошла на высочайшем уровне и получила положительный отклик со стороны педагогов.
В рамках августовских педагогических совещаний для учителей физики прошли мероприятия:
1. Региональная дискуссионная площадка «Особенности организации подготовки к единому государственному экзамену по физике. Результативность итоговой аттестации по физике 9 и 11 классов в 2024 году.
Представила М.С. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе ПИ ИГУ, председатель региональной предметной комиссии ГИА по физике.
2. Расширенное заседание городского методического совета учителей физики, на котором выступили Е.К. Терских, методист МКУ «ИМЦРО» и Н.Ю. Самсонова, учитель физики, заместитель директора МБОУ г. Иркутска СОШ N 53.
3. Региональный методический практикум «Содержание учебного материала на уроках физики как основа взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении обучающихся». Выступил С.А. Язев, доктор физико-математических наук, профессор ФГБОУ ВО ИГУ с сообщением " Космонавты и ученые. Востребованы ли такие профессии?"
27 августа Педагогический институт стал площадкой встречи заместителей руководителей дошкольных образовательных организаций, старших воспитателей (132 участника) по проблеме повышения эффективности качества взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. С приветственным словом выступила заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования О.Ю. Зайцева. Ольга Юрьевна рассказала о проекте Концепции развития дошкольного образования до 2030 года и выделила 4 направления модернизации системы, в том числе, связанной с развитием кадрового потенциала, отметила успешное многолетнее сотрудничество с дошкольными образовательными организациями города Иркутска по вопросам наставничества в подготовке специалистов, организационно-методического сопровождения системы дошкольного образования.
Доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, председатель Восточно-Сибирского отделения международного общественного движения "Родительская забота" О.В. Удова представила в своём выступлении актуальные задачи формирования осознанного родительства в практике деятельности дошкольных учреждений. В докладе был поставлен вопрос о важности обобщения и диссеминации опыта по формированию родительской компетентности, накопленного дошкольными образовательными организациями города Иркутска. Этот аспект вызвал неподдельный интерес участников встречи, предложение было поддержано в аспекте резолюции Августовского совещания.
Проведенные интерактивы способствовали обогащению профессиональных знаний и приращению профессионального опыта педагогов, создавали условия для их личностно-профессионального роста, повышали мотивацию к участию в профессиональных конкурсах, исследовательской деятельности в предметных областях.