Новости

Научно-методический семинар на факультете педагогики

news

На факультете педагогики Педагогического института ИГУ прощел теоретико-методологический семинар, на котором выступила Л.В. Гаращенко, доцент кафедры педагогики с сообщением «Организация подготовки учительских кадров в Иркутской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.». Этот период представляет особый интерес для исследования, поскольку именно тогда деятельно создавались специальные учебные заведения, открывались постоянные педагогические курсы.

На основе вновь выявленного архивного материала, материалов дореволюционной периодической печати рассмотрен исторический опыт успешных образовательных инноваций, заложивших традиции региональной системы педагогического образования.

Как было отмечено, до второй половины XIX в. серьезной причиной, препятствовавшей развитию просвещения в Иркутской губернии и Восточной Сибири в целом, был недостаток квалифицированных учителей. Особенно сложной была обстановка на окраинах обширной территории.

На работу в учебные заведения региона нередко приглашались выпускники из городов европейской части страны. При этом большинство преподавателей иркутских государственных и частных школ являлись совместителями. Другим источником пополнения кадрового ресурса были лица, состоявшие на государственной службе и имевшие высокий уровень образования (горные инженеры, помощник делопроизводителя иркутского генерал-губернатора и др.).

Поскольку назначение учителей в Сибирь из Центральной России было связано с большими затратами для казны, Министерство народного просвещения сочло целесообразным развивать систему профессиональной подготовки педагогического персонала непосредственно на территории губернии.

семинар семинар семинар

Л.В. Гаращенко рассказала о том, как происходила подготовка педагогических кадров в учительских семинариях (иркутской и киренской, церковно-учительской), в педагогических классах при женских гимназиях (в том числе частных), на специальных педагогических курсах, в учительском институте и других учебных заведениях. Особое внимание было уделено организации образовательного процесса на педагогических курсах, содержанию теоретического и практического обучения. Как показало время, общий подход в организации учебного процесса, сложившийся на таких курсах, впоследствии во многом был взят за основу при подготовке специалистов во всех педагогических учебных заведениях.

Рассказ сопровождался демонстрацией уникальных фотографий, запечатлевших гимназистов, преподавателей, здания, где размещались учебные заведения.