Новости
Новости библиотеки. Раскрыты тайны книжного памятника XVII века
В ПАМЯТЬ О ВЕЛИКИХ ХРИСТИАНСКИХ БОГОСЛОВАХ
ЧАСТЬ I I
Кто же такой архимандрит Вонифатий? Как и при каких обстоятельствах преодолел древний фолиант тысячи вёрст?
На первый вопрос ответ было найти не сложно. Архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Вонифатий в миру Березин Василий Иванович (1744 – 4 янв. 1800), родился в Великом Устюге в семье художников. Происходил он из купцов. Его дед Козьма Иванович и отец Иван Козьмич (1721(или 1725) – 1784) Березины были известными в Устюге живописцами, писали иконы и портреты. Славную семейную традицию продолжил и Василий, став иконописцем.
Географическая карта Северной части России за XVIII в., а также сведения об административно-территориальном делении этой части государства помогли нам проследить «путешествие» нашего экземпляра «кириллицы» по Русскому Северу: из Сольвычегодска в Вологду, оттуда в Великий Устюг. Все эти города по Указу Петра I с 1708 г. входили в состав Архангелогородской губернии. Кроме того, в 1719 г. губерния была поделена на четыре провинции, одной из которых была Великоустюжская, с центром в Великом Устюге, состоявшая из Великоустюжского, Сольвычегодского и Яренского уездов. И Сольвычегодск, и Великий Устюг и Яренск (о нём ниже) находились достаточно близко друг от друга и не так далеко от Вологды.
Но как книга из Вологодского монастыря перекочевала в Великий Устюг?
Чтобы приблизиться к разгадке, нам необходимо было «окунуться» в атмосферу Великого Устюга XVIII в., имевшего славу одного из крупнейших иконописных центров Русского Севера. В этом нам помогла статья научного сотрудника Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Любови Сыроватской, в которой автор осветил историю устюжской иконописи с XV столетия. На протяжении XVII- XVIII вв. иконописное искусство северного города, постоянно развиваясь, стало доходным занятием всё увеличивающегося числа художников-иконописцев, многие из которых были высокопрофессиональными мастерами.
В числе наиболее известных иконописцев автор статьи называет и Козьму Березина, основавшего династию Березиных, к которой принадлежал Василий Иванович Березин. Указывается на то, что существовала практика приглашения признанных мастеров в Москву для работы в храмах Кремля, а также в другие российские города.
Нам представляется, что, будучи уже опытным художником-иконописцем из знатной устюжской династии Березиных, Василий выполнял заказы, работая в иконописной мастерской самого лучшего монастыря Вологотчины. Вероятно, именно в это время «Сборник переводов Епифания Славинецкого», принесенного в дар Спасо-Прилуцкому монастырю, мог оказаться во владении Василия Березина, возможно, как плата за работу.
Далее необходимо было выяснить – что заставило молодого иконописца Василия Березина 24-25 лет отроду оставить родной город и отправиться в далёкую неведомую холодную страну Сибирь?
Можно предположить, что к такой радикальной смене места проживания подтолкнула возросшая конкуренция между великоустюжскими художниками, банальное отсутствие заказов, работы, что было следствием секуляризационной реформы церкви Екатерины II в 1764 г., упразднившей часть монастырей, сократившей финансовое содержание оставшихся монастырей, которые стали «безлюдеть и беднеть», а также уменьшившей строительство новых церквей. В Сибири же в конце 1760 – нач. 1770 г. при епископах Софронии и Михаиле Миткевиче, напротив, активизировалось церковное строительство. Следовательно, перед иконописцем Березиным раскрывалось широкое поле деятельности.
Мы нашли очень занятные сведения, проливающие свет на обстоятельства переселения Василия Березина.
На сайте Читинской и Краснокаменской Епархии опубликовано исследование, посвященное Кириллу Васильевичу Суханову – православному миссионеру, родившемуся в Яренске 7 января 1741 г., состоявшему в купеческом сословии и занимавшемуся «иконостасным художеством». Автор статьи утверждает, что Суханов, оставив семью в Яренске, бежал (!) в Сибирь вместе с товарищем — иконописцем Василием Березиным. В Иркутске они временно расстались, Березин отправился в Якутск, а Суханов в 1768 г. - в Нерчинск «с паспортом от Яренской ратуши «за купечеством и иконостасным художеством». Кирилл Васильевич Суханов в 1773 г. «собственным своим коштом» организовал поселение тунгусов, именуемое Сухановой слободой, для обращения их в православную веру. 27 февраля 1775 г. Суханов получил разрешение от иркутского архиерея на постройку деревянной церкви во имя Св. Троицы, который «предписал готовить лес для строительства и искать кандидата в священники». Таким кандидатом стал товарищ Суханова Василий Иванович Березин, прибывший из Якутска в Нерчинск. (Документальных сведений о месте проживания иконописца Березина в 1768-1775 гг. пока обнаружить не удалось. Однако, по утверждению Крючковой Т.А., до 1775 г. он числился цеховым в Нерчинске).
Товарищами, прибывшими с Русского Севера, деревянная церковь была быстро построена и расписана, но её постигла участь большинства подобных храмов, она сгорела. Поэтому в начале 1779 г. Суханов добился благословения на постройку каменного трёхпридельного храма во имя Св. Троицы, который был возведён в короткие сроки. Иконостас и святые образа для него были исполнены также совместно Кириллом Сухановым и Василием Березиным в организованной ими иконописной мастерской.
Небезынтересен и ещё один факт из биографии священника Березина. По окончании постройки храма он был назначен в свиту архимандрита Иоакима (Шишковского), отправляющегося в Пекин. Однако это назначение было отменено, поскольку Березин был вдовцом и бездетным, что не позволяло ему «оставаться среди мирян».
Через 7 лет 31 декабря 1781 г. Василию Березину было предписано сдать всё имущество Кириллу Суханову и следовать в Иркутск, где, по данным Крючковой Т.А., «будучи иеромонахом он исполнял обязанности эконома Иркутского Вознесенского монастыря». 26 мая 1783 г. он был пострижен с именем Вонифатия. «Указом Иркутской духовной консистории от 30.06.1783 г. был назначен игуменом» в Киренский Свято-Троицкий монастырь, в котором прослужил до 1787 г. В связи со смертью настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря архимандрита Сенесия (10 мая 1787 г.). Вонифатий был назначен епископом Михаилом Миткевичем настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря, согласно Указу Иркутской духовной консистории от 17 ноября 1787 г. Но менее чем через год, в 1788 г. Вонифатий вернулся на настоятельскую должность в Киренский Свято-Троицкий монастырь, которым руководил 10 лет.
Троицкая церковь Киренского Свято-Троицкого монастыря. Фото 1986 г. (Калинина, С. 283) |
Для справки: Киренский Свято-Троицкий монастырь был одним из наиболее крупных в Восточной Сибири и имел значительное и стабильное хозяйство, был центром духовного правления. В настоящее время от Троицкого каменного храма остался лишь фрагмент первого этажа церкви, построенной Вонифатием.
Надо сказать, что независимо от места служения Вонифатий никогда не изменял своему главному призванию – «художеством живописец». Уже в 1784 г. он заложил, по соизволению епископа Михаила Миткевича, в Свято-Троицком монастыре каменную Троицкую церковь, для иконостаса которой сам написал иконы. По словам очевидцев, храм был величествен по наружности и прекрасен по внутреннему украшению. Иконостасы во всех приделах в несколько станов, резные, позолоченные, святые иконы лучшей иконописной работы.
Кроме этого, устюжским мастером были написаны иконы для деревянного Троицкого храма и для Владимирской (Николаевской) надвратной церкви. И.В. Калинина приводит живописное описание её внутреннего убранства: «На фоне тёмных, ничем не украшенных бревенчатых стен, выступал лишь роскошный позолоченный иконостас с иконами, написанными…игуменом монастыря Вонифатием». К сожалению, церковь сгорела в 1931 г., остались только фотографии нач. XX в.
Пожаром была уничтожена и церковь преподобного Алексия, человека Божия, для которой Вонифатий также написал иконы.
Николаевская церковь Свято-Троицкого монастыря г. Киренск. Нач. XX в. |
Интерьер церкви (Калинина, С. 287-288) |
Будучи настоятелем Киренского Свято-Троицкого монастыря, в 1788 г. Вонифатий благословил устройство каменной гробницы над могилой основателя монастыря Гермогена. Возможно в это время, как сообщает Крючкова Т.А. и был написан портрет святого отца. В статье прот. П. Мангилёва, опубликованной в «Православной энциклопедии», также упоминается живописный портрет Ермогена (XVIII в.), написанный игуменом Вонифатием: «На портрете старец изображен в епитрахили и клобуке с распятием в правой руке и четками в левой».
Епитрахиль – принадлежность богослужебное облачение православного священника и епископа – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь;
клобук – облачение монаха, надеваемое на голову в Православии. Символизирует собою терновый венец Иисуса Христа, «одежда смирения» и «шлем спасения», защищающие от «стрел лукавого»
6 декабря 1798 г. Вонифатий был посвящен в сан архимандрита и переведен настоятелем в Иркутский Вознесенский монастырь, где прослужил до 1800 г., до своей смерти, прожив всего 56 лет. В летописи В.А. Кротова записано: «4 января скончался архимандрит Вознесенского монастыря Вонифатий (Березин) и погребен под папертью теплой церкви в Вознесенском монастыре».
Для справки: Иркутский Вознесенский монастырь (1669-1672 – 1930-е гг.) (Монастырь Вознесения господня и Иннокентия, епископа Иркутского (мужской). Располагался в пос. Жилкино (ул. Полярная 78-98). Имея печальную судьбу, монастырь известен в истории Иркутска как один из первых очагов просвещения в Сибири, в котором стараниями первого самостоятельного епископа Иркутска и Нерчинска, жившего в монастыре в 1727–1731 гг., Иннокентия Кульчицкого были открыты школы для детей сирот. Долгие десятилетия нетленные мощи Иннокентия Кульчицкого хранились в монастыре, помещённые в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. В 1921 г. они были вскрыты и отправлены в музей Ярославля. 2 сентября 1990 г. святые мощи были возвращены в Иркутск и теперь покоятся в Знаменской монастыре.
Время и пожары поглотили дивные произведения древнего иконописного искусства, вышедшие из-под кисти великоустюжского мастера XVIII в. Однако чудесным образом сохранилась книга – «Сборник переводов Епифания Славинецкого», которая сопровождала художника более 3-х десятков лет и не канула в лета в последующие 2 столетия. И будто под сенью великих православных богословов уцелела запись архимандрита Вонифатия, сделанная его собственною рукою, красивым округлым почерком на страницах старопечатного фолианта почти за год до своей кончины, 9 февраля 1799 г.
Вероятно, уповая на то, чтобы драгоценное издание навсегда осталось в Вознесенском монастыре, даритель указал, что книга казённая и проставил экслибрисы святой обители – шрифтовые штемпели.
В чьих руках находился «Сборник переводов Епифания Славинецкого» почти 80 лет, с 1920-х до 2000-х годов, когда книга поступила в коллекцию редкого фонда библиотеки педагогического института, остаётся пока белым пятном в этой истории.
Использованная литература:
Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год): Биобиблиографический словарь. Иркутск, 2000. – С. 26-27.
Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – нач. XX века. – М.: «Галарт», 2000. – С. 83-97, 282-288, 469.
Дулов А. В., Санников А. П. Православная Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. Ч. 1. С. 40-41, 99-100.112-113.
В. А. Кротов. Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. – Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013. – С. 111, 313, 379.
http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan/ovs/kyv/olo/gda/1.htm
http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=330
http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=79&sid=185080
http://forum.vgd.ru/post/12/32297/p750005.htm
http://www.sedmitza.ru/text/619122.html
www.chita-eparhia.ru
http://spashram.irk.ru/publ/2/108/