Новости

К 125-летию великого русского музыканта - Прокофьева Сергея Сергеевича

news

«…Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы...»

С. Прокофьев

23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения великого пианиста, дирижёра, композитора XX века Прокофьева Сергея Сергеевича. Он автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей. Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка.

В библиотеке Педагогического института ИГУ в коллекции «Собрание из библиотеки иркутского музыковеда В.Ф. Сухиненко (1905-1992)» сохранился уникальный экземпляр – нотное прижизненное издание Сергея Прокофьева «Сказки старой бабушки», опубликованное 90 лет назад, в 1926 г. в издательстве Киевского Музыкального предприятия (КМП).

На гравированном титульном листе, оформленном украинским художником Берковичем Г.Б. (1905–1976), имеется владельческая запись: «Владимир Сухиненко. Москва 1927.»(карандаш). Почерком держателя коллекции проставлены инвентарные номера: «74» и «134», а на нотах оставлены карандашные пометы. 

Прокофьев С.С.
Прокофьев, С. С. Сказки старой бабушки : Соч. 31 : [для фп.] / Сергей Прокофьев ; [худож. Г. Б. Беркович].  – К. : Киевское музыкальное предприятие (КМП), [1926] (Киев-печать. 1-я фото-лито-тип.) . – 12 с. – Н. д. 120 : 90 коп.

Известно, что в начале 1927 г. Сергей Прокофьев гастролировал в СССР – в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, где его концерты прошли с огромным успехом. Владимир Сухиненко, тогда ещё выпускник Московской консерватории, с большой вероятностью присутствовал на одном из 11 московских концертов. Впечатлившись неповторимой музыкой, будущий иркутский музыковед приобрёл ноты Прокофьева для своей коллекции, став обладателем цикла фортепианных пьес композитора.

Научный интерес к редкому нотному изданию, юбилей «солнечного» композитора, как его называл К. Бальмонт, послужили толчком для историко-книговедческого исследования. Важно было выяснить – имеет ли наш экземпляр признаки книжного памятника, кроме того, что это «прижизненное издание выдающегося автора» (Приказ МК РФ от 03.05.11. № 429. п.п. 2.2) с мировым именем?

Ответить на этот вопрос стало возможным, только обратившись к биографии и творческому пути С. Прокофьева.

В конце 1917 г. С. Прокофьев задумал отъезд из России, кстати, совсем не по политическим мотивам. Об отношении к революционным событиям музыкант в своём дневнике записал: «Я не контрреволюционер и не революционер и не стою ни на той стороне, ни на другой». Причиной, скорее, было непонимание и неприятие тогдашней российской публикой новаторского стиля композитора. Кроме того, его произведения публиковались с большим трудом. 26-летнему музыканту стало скучно и душно в родной стране. Он наивно полагал, что в Америке он сразу станет знаменитым. Позднее, в ноябре 1924 г. С. Прокофьев запишет о США: «…эта великая республика была слишком глупа для меня…».

Благодаря А. Бенуа и М. Горькому, С. Прокофьев познакомился с наркомом просвещения А.В. Луначарским, который сказал: «Вы революционер в музыке, а мы в жизни, нам надо работать вместе. Но если вы хотите ехать в Америку, я не буду ставить вам препятствий». Как вспоминал Прокофьев, он получил заграничный паспорт и сопроводительный документ, в котором значилось, что музыкант едет «по делам искусства и для поправления здоровья» на несколько месяцев.

Прокофьев С.С.
г. Иркутск, Тихвинская площадь (1917-1918 гг)

Важно подчеркнуть, что путь великого композитора XX столетия лежал через Иркутск.

7 мая 1918 г. С. Прокофьев пускается в рискованное путешествие из Москвы во Владивосток, через всю страну, объятую пламенем гражданской войны. Наибольшую опасность представлял выводимый из России через Владивосток и растянувшийся по всей линии Транссибирской железной дороги чехословацкий корпус военнопленных. В апреле Центросибирь объявила о введении военного положения в крае. В Восточную Сибирь, а особенно в Иркутск, запрещался въезд бывшим офицерам царской армии, во всех поездах проводился тщательный контроль проездных документов, и все, вызвавшие малейшее подозрение, препровождались в тюрьму. Кроме того, Иркутск был переполнен беженцами от советской власти из Европейской России. В мае к Иркутску были стянуты эшелоны с чехословаками: в одном эшелоне находилось около 600 человек, ещё два эшелона общей численностью около 1 тыс. человек стояли на станции Иннокентьевская.

В своём дневнике Прокофьев написал: «…я лишь задним числом отдал себе отчёт в тех опасностях, которым подвергался наш поезд, двигавшийся через далеко не спокойную Сибирь. На полпути мы долго стояли – дорогу загромождали поезда с чехословацкими эшелонами. Наконец, нас как-то пропустили, а позади немедленно образовался чехословацкий фронт».

Прокофьев С.С. Прокофьев С.С.
На ст. Иннокентьевская Вступление чехов в Иркутск

Транссибирский экспресс, в котором ехал С. Прокофьев, находился в пути 18 дней. Молодому композитору невероятно повезло. Он прибыл в Иркутск за несколько дней до вооруженного мятежа, начавшегося 26 мая. Опасный участок дороги, как шутливо заметил музыкант, он «проскочил феерически».

Прокофьев С.С. Прокофьев С.С.
 Чехословацкие легионеры Эшелон чехов

К сожалению, в Иркутских летописях, по понятным причинам, не осталось упоминания, что в мае 1918 г. через наш город проезжал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, что, однако, не вычеркнешь из истории Иркутска.

Кстати сказать, город на Ангаре по-своему «отметил» приезд С. Прокофьева в 1927 г. в СССР. 4 ноября в Иркутске состоялась лекция-концерт, посвящённая творчеству композитора, где Т.К. Заорской был исполнен музыкальный цикл «Сарказмы», лекцию читал Б.М. Попов.

Вернёмся к увлекательной истории создания и публикации нашего прижизненного издания замечательного произведения С. Прокофьева.

«Сказки старой бабушки», ор. 31 были написаны С. Прокофьевым в конце 1918 г. в США. Это небольшой, но поразительно вдохновенный цикл фортепианных пьес (4 пьесы), являющийся одним из  самых известных фортепианных циклов Прокофьева для детей. Элегический эпиграф к циклу гласит: «Иные воспоминания наполовину стерлись в ее памяти, другие не сотрутся никогда». В русских мелодиях оживают воспоминания детства и герои народных сказок, в них звучит тоска по Родине.

Все четыре «Сказки» выдержаны в темпе неторопливого рассказа, расписаны оттенками таинственной легендарности. «Сказки старой бабушки» считаются самыми распространёнными пьесами Прокофьева (почти наравне с «Маршем» из оперы «Любовь к трём апельсинам»). Цикл этих вдохновенно простых миниатюр, не требующих виртуозного пианизма, вошёл в репертуар пианистов всего мира.

Прокофьев С.С.
Кусевицкий С.А.

Однако в США, где Прокофьев прожил до 1922 г., «Сказки» не были опубликованы. Издание цикла фортепианных пьес состоялось позже, во Франции, благодаря другу молодого композитора Сергею Александровичу Кусевицкому –выдающемуся российскому дирижёру, виртуозу-контрабасисту, издателю, пропагандисту русской музыки в Европе, организовавшему в 1909 г. в Москве Российское музыкальное издательство (РМИ).

Сотрудничество издателя с музыкантом началось в 1910-е гг. в России и продолжилось в 1920-е гг., за рубежом, когда их отношения переросли в более чем 30-летнюю дружбу.

В 1920 г. С. Кусевицкий эмигрировал из России в Париж. В 1921 г. он возобновил издательскую деятельность, сохранив в зарубежных банках значительную часть капитала и переведя из Москвы в Париж РМИ, а также бывшую музыкально-издательскую фирму «А. Гутхейль», одну из крупнейших в дореволюционной России, владельцем которой он стал еще в 1916 г. Прокофьев С.С.

В конце 1920 г. С. Прокофьев писал С. Кусевицкому: «…крайне важно выяснить вопросы о дальнейшем издательстве моих сочинений. Это теперь моё больное место, ибо я не хотел бы печататься в заграничных «лавках», а с другой стороны, ни на американском, ни на европейском рынке нет никаких моих сочинений…».

Кусевицкий обещал Прокофьеву опубликовать написанные в Америке пьесы «Сказки старой бабушки» и выдал ему в качестве аванса 3 000 франков. Но в начале 1921 г. издатель предложил новые условия публикации: поскольку платить гонорар он не может, Прокофьев должен был отправить в издательство выданный ранее аванс в 3 000 франков, чтобы начали гравировать его «Сказки». Зато автору предлагалось 50% с продажной цены. «…Итак, вместо гонорара за сочинения, который я рассчитывал иметь в размере тысяч тринадцати франков, надо платить три тысячи франков. Но 50% - огромный процент и очень уж надо было толкнуть в печать мои сочинения. Поэтому я согласился…» - напишет позже С. Прокофьев. Композитор прекрасно понимал, как важно, чтобы сочинения его публиковались на Западе, где в начале 1920-х гг. Прокофьева мало кто знал. Немаловажно и то, что исполнение и публикация своих произведений была для композитора источником средств к существованию.

Прокофьев С.С.
Карл Гутхейль

Итак, первое издание цикла фортепианных пьес «Сказки старой бабушки», ор. 31 С. Прокофьева были опубликованы С. Кусевицким в 1922 г. в Париже под маркой «А. Гутхейль». И это было первое заграничное издание «Сказок».

Когда же и в каком издательстве состоялась публикация первого отечественного издания?

За ответом на этот вопрос нам надо было перенестись из столицы Франции в СССР, в Киев на ул. Воровского, 41. По этому адресу в 1926-28 гг. располагалось частное музыкальное издательство – Киевское Музыкальное предприятие (КМП), где и было осуществлено в 1926 г. первое отечественное издание фортепианных пьес С. Прокофьева «Сказки старой бабушки». Почему в Киеве? Вероятно, потому, что замечательный  русский композитор родился и провёл своё детство на Украине.

Примечательно то, что эти ноты были напечатаны в период эмиграции ещё тогда почти не известного в нашей стране, но уже завоевавшего славу в Европе композитора, который, возможно, и не знал тогда об этой публикации.

Таким образом, в коллекции В. Сухиненко сохранился редкий экземпляр прижизненного и первого отечественного издания нот С. Прокофьева, относящегося к книжным памятникам в соответствии с социально-ценностным критерием. (Приказ МК РФ от 03.05.11. № 429. п.п. 2.2).

Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева яркая, самобытная, неповторимая, новаторская, завораживающая, как и сама его Родина. Сам композитор о «Сказках» писал: «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни».

Прокофьев С.С.

Библиографический список:

  • Прокофьев, С. С. Материалы, документы, воспоминания. – Гос. муз. изд.: М., 1956. –  468 с.
  • Иркутская летопись. 1661–1940 гг. / Сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск: «Оттиск», 2003. – С. 356-357, 510.
  • Дельсон, В. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Tales of an Old Grandmother, Op. 31. Четыре пьесы для фортепиано [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/prokofiev_tales.html, свободный (дата обращения: 14.04.2016). – Загл. c экрана.
  • Дубинский, Илья. С.А. Кусевицкий снова известен [Электронный ресурс]. – Neue Zeiten / Ежемесячный информационный журнал. – 2013. – № 12 (150) декабрь. – Режим доступа: http://neuezeiten.rusverlag.de/2013/12/30/1712-6/, свободный (дата обращения: 18.04.2016). – Загл. c экрана.
  • Юзефович, Виктор, «Мог ли мечтать о таком счастии бедный гадкий утенок!» // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 30 сентября 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1285873179&archive=&start_from=&ucat=&, свободный (дата обращения: 19.04.2016). – Загл. c экрана.
  • Фотохронограф. Чехословацкий легион в России ч. 6  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photochronograph.blogspot.ru/2013/10/6.html?view=timeslide,  свободный (дата обращения: 19.04.2016). – Загл. c экрана.

Зав. сектором редких книг и рукописей библиотеки
Педагогического института ИГУ  И.П. Бедулина

Всем желающим предоставляется уникальная возможность познакомиться с редким и ценным нотным изданием С. Прокофьева, а также прослушать запись фортепианных пьес «Сказки старой бабушки» в авторском исполнении и сравнить с игрой замечательного пианиста Олега Бошняковича.

Адрес: Нижняя Набережная, 6, каб. 200. Часы работы: пн-чт: 8.30 – 17.00; птн: 8.30 – 16.00.