Новости

НПК "Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

news

27-29  апреля  2016 года  на факультете педагогики Педагогического института ИГУ прошла Межрегиональная научно-практическая конференция  «Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях стандартизации: результаты, опыт, перспективы».

Цель конференции: консолидация усилий науки, практики и общественности в создании специальных условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, общем, дополнительном и профессиональном образовании.

Организаторы конференции: 

  • ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
  • Педагогический институт
  • Кафедра теории и практик специального обучения и воспитания

Соорганизаторы конференции: 

  • ГАУ ДПО «Институт развития образования»
  • Лаборатория коррекционного образования

В работе конференции приняли участие  представители  Министерства образования и органов управления образованием, а также специалисты различного профиля: педагоги  общеобразовательных и специальных дошкольных организаций, учителя и логопеды специальных (коррекционных) и общеобразовательных организаций, представители некоммерческих общественных организаций г. Иркутска, заместители руководителей, специалисты муниципальных управлений образования,  а также учащиеся специальных (коррекционных) школ г. Иркутска и Иркутской области. Общее количество участников превысило сто человек. Из них 40   человек  подали заявку на участие с докладом. Выступали с докладом 32  человека.

Конференция

Программа работы  конференции  была рассчитана на три дня и предполагала различные организационные формы работы: пленарное заседание, работа по секциям, дискуссионные площадки и организация мастер-классов.

В день открытия конференции участников приветствовал и.о. декана факультета Педагогики доцент И.В. Беринская. В своем приветственном слове Инна Владимировна отметила важность данного мероприятия для педагогической общественности региона.

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие специалисты Министерства образования Иркутской области и подведомственных ему организаций:

Л.И. Коршунова, начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий министерства образования Иркутской области, Н. Ф. Мартовицкая, руководитель ЦПМПК отдела диагностики и консультирования государственного автономного учреждения Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Г. И. Хаустова, советник отдела лицензирования образовательной деятельности, Т. Б. Баширова, преподаватель ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания»,  О. В. Кучергина, заведующая лабораторией коррекционного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».

Конференция Конференция

Так же в программу пленарного заседания были включены доклады преподавателей кафедры теории и практик специального обучения и воспитания: и.о. зав. кафедрой, доцента  Р.А. Афанасьевой, доцента Шелкуновой О.В., ст. преподавателя, магистра педагогического образования Е.Н. Зуева, доцента Л.Ю. Долгих, доцента Л.А. Гладун, доцента М.А. Сарапуловой, ассистента, магистра специального (дефектологического) образования А.Ю. Болохиной. Со специальным докладом    выступила В. В. Иванова, член Совета Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов  «Солнечный круг», г. Иркутск.

В качестве приглашенных гостей перед участниками конференции выступили   солисты старшей вокальной группы ГОКУ школы-интерната для детей с нарушением зрения №8 г. Иркутска, (руководитель Н.В. Василенко), Егоров Михаил, ученик 6 класса ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское.  Стихотворение В. Галкина «Кто такие дети инвалиды» (учитель Т.В. Дементьева).

Конференция Конференция

Работа второго дня конференции была организована  по двум секциям:

  • Секция «Создание специальных условий образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы и ДОО: результаты, опыт, перспективы», руководитель – канд. психол. наук, доцент  Л.Ю. Долгих.  В работе секции  принимали  участие 44 человека, из них 24 педагога из дошкольных и школьных образовательных организаций, три преподавателя вуза, 17 студентов. На секции было заслушано  13 докладов  педагогов-практиков. Наибольший интерес вызвали доклады Т.В. Дементьевой:  «Образовательные условия для детей с расстройствами аутистического спектра. (Из опыта работы)», С.Ю. Семенченко: Презентация программы «Ознакомление с окружающим миром младших школьников с интеллектуальными нарушениями в малокомплектной школе», Я.С. Хабаровой: «Организация внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) при введении ФГОС: проблемы, поиски, решения», С.Е. Тренихиной: «Опыт работы в специальном коррекционном классе для детей-инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС».  При их обсуждении докладчики получили  большое количество вопросов, развернулась активная дискуссия среди слушателей.
  • Секция «Создание специальных условий образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций: результаты, опыт, перспективы», руководитель – канд. пед. наук, доцент Р.А. Афанасьева.  В работе секции  принимали  участие 46 человек, из них 24 педагога из дошкольных и школьных образовательных организаций, четыре  преподавателя вуза, 18 студентов. На секции было заслушано  9  докладов  педагогов-практиков. Наибольший интерес вызвали доклады Д.А. Воронкевич и Гудаевой Е.В.: «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции нарушений в развитии, психологической поддержки и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, как посещающих дошкольные учреждения, так и не охваченных дошкольным образованием в городе Иркутске», Е.В  Журавлевой.: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации взаимосвязи учителя логопеда и воспитателя логопедических групп», О.Н. Фрига: «Игровая деятельность аутистичного ребенка», Дёминой Н.В.: «Методы и приемы  создания условий для максимальной адаптации и социализации дошкольников с ОВЗ и РДА».

Третий день работы конференции проходил в режиме дискуссионных площадок и мастер-классов.

Конференция Конференция

Дискуссионная площадка фильма «День восьмой» (реж. Жако ван Дормель) вызвала большой эмоциональный отклик. Обсуждались вопросы образа человека с ограниченными возможностями здоровья, отраженного в фильме, а также роли художественных фильмов в пропаганде толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовности общества к социальной и образовательной инклюзии. 

Мастер-классы предполагали демонстрацию и обмен педагогическим опытом  в различных областях педагогической деятельности.  В рамках конференции было проведено  5 мастер-классов:  Р.А. Афанасьева, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания ПИ «ИГУ», А.В. Михайлова, Е.Г. Шаталина, студентки 4-го курса ПИ «ИГУ»: «Робототехника в инклюзивной образовательной среде как условие развития творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»; М.В. Дмитриева, ГОКУ СКШ №14 г. Иркутска, руководитель школьного методического объединения учителей общеобразовательных предметов: «Использование технологии развития критического мышления в рамках введения ФГОС на уроках географии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью»; Т.В. Герасимова, арт-терапевт автономной некоммерческой организации  адаптационно-педагогический центр «Прибайкальский талисман» г. Иркутск: «Рисование формами»; И.И. Копылова   учитель-дефектолог, И.В. Пистер, учитель-дефектолог, Чернова Ю.В., учитель-дефектолог МБДОУ г. Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»: «Использование мультисенсорного комплекса «Нумикон» в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; В.И. Карпушенко, магистр социально-экономического образования, методист отдела дополнительного профессионального образования, ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания»: «Базовая техника сухого валяния (фильцевание)».

К дням проведения конференции был приурочен выход коллективной монографии преподавателей кафедры теории и практик специального обучения и воспитания: «Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». – Иркутск:  Изд-во «Аспринт», 2016. – 128 с., ISBN 978-5-4340-0094-9.

На конференции коллективом авторов была проведена презентация данного издания.

Итоги конференции:

Программа работы конференции выполнена в полном объеме. По окончании конференции все делегаты получили именной сертификат участника конференции.

По составленной оргкомитетом базе данных планируется дальнейшее двустороннее сотрудничество с делегатами конференции по обмену педагогическим опытом и актуальной информацией в области специального образования.

Участники конференции отметили высокий уровень организации и проведения конференции, актуальность обсуждаемых аспектов и значимость полученных сведений для профессиональной деятельности.

В рамках конференции ее участниками принята резолюция.

По материалам конференции планируется издание  сборника  статей.

Е.Н. Зуева, член оргкомитета,
ст. преподаватель  кафедры ТиПСОиВ ПИ «ИГУ»,
магистр педагогического образования