Новости
Методологический семинар, посвященный памяти В.Г. Асеева
16 ноября 2016 г. на кафедре психодиагностики и практической психологии прошел методологический семинар, посвященный памяти выдающегося ученого профессора, доктора психологических наук Владимира Григорьевича Асеева.
В докладе зав кафедрой Петрова В.Г. и доцента Е.В. Михайлик «Основатель сибирской психологической школы В.Г. Асеев» было отмечено, что Владимир Григорьевич внес колоссальный вклад в развитие психологической науки не только в нашем регионе, но и в стране, он являлся одним из основоположников психологии труда в СССР, автором оригинальной концепции по проблеме монотонии труда, основателем психологической школы в Восточной Сибири, одной из самых значительных на всей территории Сибири и Дальнего Востока. Неоспоримые заслуги В.Г. Асеева были отмечены на государственном уровне: он являлся действительным членом академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, академиком международной академии наук высшей школы, он был награжден медалью «За заслуги перед высшей школой», медалью К.Д. Ушинского, за успешную и многогранную научную, научно-методическую и педагогическую работу В.Г. Асеев неоднократно был отмечен почетными грамотами педагогического университета, Иркутского облисполкома, Министерства просвещения РСФСР, награжден Почетной грамотой и Премией губернатора Иркутской области, в 1981 г. Министерством просвещения СССР ему был вручен почетный знак «Отличник высшего образования СССР», в 1996 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Асеев В.Г. является автором более 100 научных работ, под его непосредственным руководством было защищено более 40 кандидатских и 8 докторских диссертаций, а в бессменно возглавляемом им Совете по защите диссертаций в общей сложности было защищено более 200 диссертаций. Среди учеников В.Г. Асеева – преподаватели, научные сотрудники, руководящие работники не только Иркутских вузов, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Кемерово, Улан–Удэ, Чита, Красноярск, Омск, Томск, Хабаровск, Благовещенск и др.), Москвы, Санкт–Петербурга и др.
Под руководством В.Г. Асеева была разработана комплексная научная программа «Человек на Баме», с учетом которой реализовывались планы социально – экономического развития коллективов крупных предприятий и городов (проводились системные психологические исследования на Усть-Илимской и Братской ГЭС).
В докладе также были представлены воспоминания о Владимире Григорьевиче ведущих отечественных психологов, которые лично его знали: Журавлева А.Л. (директор ип ран), Холодной М. А. (зав. лаб. психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина ИП РАН), Воловиковой М.И. (ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности ИП РАН), Панова В.И. (зав. лаб. экопсихологии развития ПИ РАН), Савенкова А.И. (директор института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ), Попова Л.М. (декан факультета психологии Казанского государственного университета), Забродина Ю.М. (проректор по учебно-методическому объединению МГППУ).
В заключении докладчики отметили, что Владимир Григорьевич обладал выдающимся организаторским талантом, несгибаемой волей, большой душой и чувством долга. Вся его жизнь – служение Отечеству, людям, науке. Миссией и делом жизни для Владимира Григорьевича было создание условий для организации, укрепления и развития психологической науки в Сибири.
В докладе профессора Гольменко А.Д. «Обусловленность влияния профессионально-психологической дизадаптации на развитие соматических нарушений у медицинских работников» были представлены теоретические и практические результаты масштабного исследования профессионально-психологической дизадаптации и развития заболеваемости в медицинском трудовом коллективе. Исходя из тезиса, что профессиональное здоровье – это состояние, при котором психологические, соматические и психосоматические показатели соответствуют индивидуальной норме, что формирует процесс конструктивной адаптации к условиям производственной среды путем создания динамического равновесия в организме, нарушение адаптации было рассмотрено как динамическое состояние, структурно включающее сочетание самостоятельных компонент профессионально-психологической дизадаптации: психологический, соматический (заболеваемость), психосоматический (включающий взаимодействие выше перечисленных компонент). При этом, психологический компонент, был рассмотрен как начальная стадия профессионально-психологической дизадаптации, а соматический – как более выраженная степень дизадаптации, приводящая к дальнейшим нарушениям в сочетанности психологических нарушений и заболеваемости, т.е. дезадаптации. При этом под дизадаптацией понимается длительное напряжение функциональной активности физиологической системы, не выходящее за границы адекватной адаптации, которое приводит его к перенапряжению и проявляется в преневротических состояниях и выражается лишь в отдельных наиболее легких нарушениях, а под дезадаптацией – состояние, когда напряжение выходит за пределы физиологической адаптации и все его резервные возможности переходят в состояние устойчивой патологической системы с измененной структурой, т.е. к невротическим расстройствам или соматическим нарушениям функций организма. Также были приведены данные, демонстрирующие на основе построенных математических моделей существование трех периодов изменений профессионально-психологической адаптации и заболеваемости в динамике по стажу у медицинских работников.
В докладе проф. В.П. Ильина «Концептуальная модель первичного выбора профессии», были представлены основные подходы в современной профориентологии, приведены данные по проводимых в этой области исследованиям и их результатам, показаны существующие проблемы. В частности, было отмечено, что более половины выпускников не только не имеют обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляют кем будут работать, большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию», среди причин ошибочного выбора профессии можно назвать отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров и др. Современное понимание профориентационной работы заключается в постепенном (не разовом) формировании у подростка внутренней готовности к самоопределению, осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации. Для решения этой задачи предлагается внедрение в практику профориентационной работы алгоритмизированной концептуальной модели первичного выбора профессии, основные содержательные компоненты которой были представлены в докладе.
В докладе доцента В.П. Пескова «Теоретические подходы к проблеме генезиса представлений», были продемонстрированы результаты многолетней работы автора по тематике диссертационного исследования, показаны основные теоретические подходы к научной категории «генезис» в философии, психологии и др. науках, а также его рассмотрение применительно к феномену представления.
В завершении семинара был проведен круглый стол «Научное наследие В. Г. Асеева и современность», в ходе которого участники семинара имели возможность задать вопросы и обменяться мнениями.