Новости

Методологический семинар, посвященный памяти В.Г. Асеева

news

16 ноября 2016 г. на кафедре психодиагностики и практической психологии прошел методологический семинар, посвященный памяти выдающегося  ученого профессора, доктора психологических наук Владимира Григорьевича Асеева.

В докладе   зав кафедрой Петрова В.Г. и доцента  Е.В. Михайлик  «Основатель сибирской психологической школы В.Г. Асеев» было отмечено, что Владимир Григорьевич внес колоссальный вклад в развитие психологической науки не только в нашем регионе, но и в стране, он являлся одним из основоположников психологии труда в СССР, автором оригинальной концепции по проблеме монотонии труда, основателем психологической школы в Восточной Сибири, одной из самых значительных на всей территории Сибири и Дальнего Востока.  Неоспоримые заслуги В.Г. Асеева были отмечены на государственном уровне: он являлся действительным членом академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, академиком международной академии наук высшей школы, он был награжден медалью «За заслуги перед высшей школой», медалью К.Д. Ушинского, за успешную и многогранную научную, научно-методическую и педагогическую работу В.Г. Асеев неоднократно был отмечен почетными грамотами педагогического университета, Иркутского облисполкома, Министерства просвещения РСФСР, награжден Почетной грамотой и Премией губернатора Иркутской области, в 1981 г. Министерством просвещения СССР ему был вручен почетный знак «Отличник высшего образования СССР», в 1996 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Семинар памяти В.Г. Асеева Семинар памяти В.Г. Асеева

Асеев В.Г. является автором более 100 научных работ, под его непосредственным руководством было защищено более 40 кандидатских и 8 докторских диссертаций, а в бессменно возглавляемом им Совете по защите диссертаций в общей сложности было защищено более 200 диссертаций. Среди учеников В.Г. Асеева – преподаватели,   научные сотрудники, руководящие работники не только Иркутских вузов, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Кемерово, Улан–Удэ, Чита, Красноярск, Омск, Томск, Хабаровск, Благовещенск и др.), Москвы, Санкт–Петербурга и др.

Под руководством В.Г. Асеева была разработана комплексная научная программа «Человек на Баме», с учетом которой реализовывались планы социально – экономического развития коллективов крупных предприятий и городов (проводились системные психологические исследования на Усть-Илимской и Братской ГЭС).

В докладе также были представлены воспоминания о Владимире Григорьевиче ведущих отечественных психологов, которые лично его знали: Журавлева А.Л. (директор ип ран), Холодной М. А. (зав. лаб. психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина ИП РАН), Воловиковой М.И. (ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности ИП РАН), Панова В.И. (зав. лаб. экопсихологии развития ПИ РАН), Савенкова А.И. (директор института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ), Попова Л.М. (декан факультета психологии Казанского государственного университета), Забродина Ю.М. (проректор по учебно-методическому объединению МГППУ).

Семинар памяти В.Г. Асеева

В заключении докладчики отметили, что Владимир Григорьевич обладал выдающимся организаторским талантом, несгибаемой волей, большой душой и чувством долга. Вся его жизнь – служение Отечеству, людям, науке. Миссией и делом жизни для Владимира Григорьевича было создание условий для организации, укрепления и развития психологической науки в Сибири.

В докладе профессора Гольменко А.Д. «Обусловленность влияния профессионально-психологической дизадаптации на развитие соматических нарушений у медицинских работников» были представлены теоретические и практические результаты масштабного исследования профессионально-психологической дизадаптации и развития заболеваемости в медицинском трудовом коллективе. Исходя из тезиса, что профессиональное  здоровье – это состояние, при котором психологические, соматические и психосоматические показатели соответствуют индивидуальной норме,  что формирует процесс конструктивной адаптации к условиям производственной среды путем создания динамического равновесия в организме, нарушение адаптации было рассмотрено как динамическое состояние,  структурно включающее сочетание самостоятельных компонент профессионально-психологической дизадаптации: психологический, соматический (заболеваемость), психосоматический (включающий взаимодействие выше перечисленных компонент). При этом, психологический компонент, был рассмотрен как начальная стадия профессионально-психологической дизадаптации, а соматический – как более выраженная степень дизадаптации, приводящая  к дальнейшим нарушениям в сочетанности психологических нарушений и заболеваемости, т.е. дезадаптации.  При этом под дизадаптацией понимается длительное напряжение функциональной активности физиологической системы, не выходящее за границы адекватной адаптации, которое приводит его к перенапряжению и проявляется в преневротических состояниях и выражается лишь в отдельных наиболее легких нарушениях, а под дезадаптацией – состояние, когда напряжение выходит за пределы физиологической адаптации и все его резервные возможности переходят в состояние устойчивой патологической системы с измененной структурой, т.е. к невротическим расстройствам или соматическим нарушениям функций организма. Также были приведены данные, демонстрирующие на основе построенных математических моделей  существование трех периодов изменений профессионально-психологической адаптации и заболеваемости в динамике по стажу у медицинских работников.

Семинар памяти В.Г. Асеева

В докладе проф. В.П. Ильина «Концептуальная модель первичного выбора профессии», были представлены основные подходы в современной профориентологии, приведены данные по проводимых в этой области исследованиям и их результатам, показаны существующие проблемы. В частности, было отмечено, что более половины выпускников не только не имеют обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляют кем будут работать, большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию», среди причин ошибочного выбора профессии можно назвать отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров и др.  Современное понимание профориентационной работы заключается  в постепенном (не разовом) формировании у подростка внутренней готовности к самоопределению, осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации. Для решения этой задачи предлагается внедрение в практику профориентационной работы алгоритмизированной концептуальной модели первичного выбора профессии, основные содержательные компоненты которой были представлены в докладе.

В докладе доцента В.П. Пескова «Теоретические подходы к проблеме генезиса представлений», были продемонстрированы результаты многолетней работы автора по тематике диссертационного исследования, показаны основные теоретические подходы к научной категории «генезис» в философии, психологии и др. науках, а также его рассмотрение применительно к феномену представления.

В завершении семинара был проведен круглый стол «Научное наследие В. Г. Асеева и современность», в ходе которого участники семинара имели возможность задать вопросы и обменяться мнениями.