Новости
Новость от отдела обслуживания НБ ИГУ в Педагогическом институте. К 180-ЛЕТИЮ «ВДОХНОВЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
«Всё, что упражняется – развивается и совершенствуется,
что не упражняется – распадается»
П. Ф. Лесгафт
20 сентября 2017 г. исполняется 180 лет Петру Францевичу Лесгафту.
Выдающийся анатом, врач, преподаватель высшей школы, педагог, прогрессивный общественный деятель России.
Теоретическая анатомия поставила П.Ф. Лесгафта в один ряд с такими замечательными учеными, как Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев.
Всемирно известный анатом и хирург Николай Иванович Пирогов называл П.Ф. Лесгафта «вдохновенным учителем».
Предлагаем настоящим и будущим педагогам вспомнить это имя.
П. Ф. Лесгафт родился в Санкт-Петербурге в 1837 г. в семье обрусевшего немца, ювелира. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его жизнь. Мальчик воспитывался в суровых условиях жесткой экономии, порядка, дисциплины, уважения к труду, нетерпимости к лени. С детства в характер Петра были заложены честность, бескорыстие и принципиальность.
Получив домашнее начальное образование, Пётр Лесгафт учился в «Петришуле» – Главном народном училище Св. Петра, а затем в «Анненшуле» – училище Святой Анны.
В 1856 г. он становится студентом Медико-хирургической академии, которую окончил в 1861 г. с серебряной медалью, получив степень лекаря и звание уездного врача. В Академии Лесгафт увлекся анатомией, которая стала делом всей его жизни. Главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл профессор В.Л. Грубер. Уже студентом, Лесгафт показывал выдающиеся способности. Так, в 1860 г. за умело выполненную работу по бальзамированию тела императрицы Александры Федоровны студент 5-го курса Петр Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей.
Об уровне научной подготовки, полученной П. Ф. Лесгафтом в Академии, свидетельствуют такие факты. В 24 года он сдал экзамен на степень доктора медицины; в 25 лет – на степень доктора медицины и хирургии; в 28 лет сделал блистательный доклад по антропологии. В 29 лет молодой ученый выступил на заседании Общества русских врачей в С.-Петербурге с докладом, который поразил специалистов глубиной и убедительностью исследования, имевшего не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.
В возрасте 35 лет началась его работа над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики.
Вся жизнь Петра Францевича насыщена научными поисками, организаторским творчеством и борьбой с несправедливостью, которая вынуждала ученого менять места службы, начинать все с нуля, оставаясь зачастую без средств к существованию.
Справляться с новыми сложными задачами П. Ф. Лесгафту помогали его ученики и сподвижники. Например, в 1893 г. ученик Петра Францевича известный сибирский благотворитель и меценат, иркутский купец Иннокентий Михайлович Сибиряков передал своему учителю 200 тыс. рублей наличными и свой петербургский дом стоимостью 150 тысяч рублей. На эти средства Лесгафт построил здание Биологической лаборатории с естественно-историческим музеем и собственным издательством. Сегодня это Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.
П.Ф. Лесгафт – основоположник научной системы физического воспитания в России.
Положив в основу своей системы учение о единстве физического и духовного развития личности, ученый-педагог центральное место отвел воспитанию детей школьного возраста.
В 1875—1876 гг. Лесгафт посетил ряд западноевропейских государств (26 городов), где изучал наиболее распространенные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Система гимнастики П.Ф. Лесгафта к началу XX в. применялась его учениками в 162 городах России.
В 1888 г. П.Ф. Лесгафт опубликовал свой капитальный труд, ставший первой работой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся: «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лесгафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как.
«Необходимо, – писал П. Ф. Лесгафт, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».
Одним из главных фундаментальных трудов П.Ф. Лесгафта стала книга «Семейное воспитание ребенка и его значение», неоднократно переиздававшаяся. В ней ученый изложил научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка». «Во время семейного периода жизни ребенка, – писал Лесгафт, – складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».
В части 1-й «Школьные типы» П.Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как формируются разные отрицательные типы детей. Ученый выделил и описал шесть основных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко забитый, злостно-забитый и угнетенный. По его мнению, проявление того или иного типа – прямое следствие влияний семейной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде».
Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение» сохранили свою научную значимость до сегодняшнего дня.
В фонде читального зала научной литературы отдела обслуживания НБ ИГУ в Педагогическом институте хранятся ценные экземпляры прижизненных изданий обоих трудов замечательного ученого-педагога.
Иркутский учительский институт приобрел эти книги в начале XX века, о чем свидетельствуют экслибрисы (штемпели) библиотеки учебного заведения, а также суперэкслибрисы – тиснения на кожаных корешках переплета.
Судя по многочисленным карандашным пометам, подчеркиваниям, оставленным студентами института, книги П.Ф. Лесгафта активно использовались в учебном процессе.
А на титульном листе книги «Семейное воспитание ребенка и его значение», как весточка из прошлого, как незатейливая оценка исследованию Лесгафта, сохранилась трогательная карандашная запись: «Дорогая Маня, от души желаю следовать праведным принципам автора».
Уникальная возможность познакомиться с наследием Петра Францевича Лесгафта предоставляется преподавателям и студентам вуза в читальном зале научной литературы отдела обслуживания НБ ИГУ в Педагогическом институте по адресу: Нижняя Набережная, 6, каб. 200. Часы работы: пн.-чтв. 8.30 –17.00, пят. 8.30 – 16.00.
Справки по тел. 8-908-646-8381