Новости

Участие в работе Байкальского международного салона образования преподавателей кафедры истории и методики

news

23 ноября 2018 г. в Сибэкспоцентре в рамках Байкальского международного салона образования состоялся круглый стол «Изучаем региональную историю: каким быть учебнику родного края?», организованный кафедрой истории и методики Педагогического института ИГУ. В круглом столе приняли участие учителя г. Иркутске и Иркутской области, имеющие многолетний опыт изучения региональной истории в школе, авторы программ по истории нашего региона, представители образовательных учреждений города.

Модератор – д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и методики Л.В. Занданова определила проблему круглого стола: «Истинное образование неотъемлемо от воспитания. Обращение к прошлому своего края, интерес к его особенностям сближает поколения, воспитывает то, что академик Д.С. Лихачёв определял как «нравственную осёдлость». В связи с этим в преподавании отечественной истории целесообразно наибольшее внимание уделять ознакомлению с прошлым своего региона, демонстрируя проявления общего и особенного в историческом процессе. В лучшем случае полезно было бы подготовить полные учебники по истории своего региона. В настоящее время наметившаяся тенденция изучать историю России через историю своего региона требует разработки инновационной модели преподавания региональной истории. На федеральном уровне ставится вопрос о восстановлении интереса к проблемам регионального компонента исторического образования в том большом значении, которое имеет курс национальной истории в реализации целей и задач общего образования.

Спикер, к.пед.н., доцент Т.В. Дыкусова рассказала о том, как сегодня в нашей стране ставится проблема изучения региональной истории в общем историческом образовании.

Спикер, к.и.н., доцент Л.М. Салахова, знающая программы по истории и содержание материалов учебников, показала, как представлена история регионов, в частности, история Сибири, в учебниках истории.

Учитель истории и обществознания (ВК) СОШ № 2 п. Качуг, руководитель методического объединения, организатор междисциплинарной краеведческой конференции школьников-исследователей Н.А. Файзулина и учитель истории и обществознания (ВК) из г. Слюдянка Е.И. Полынская поделились опытом работы по реализации регионального компонента в историческом образовании.

Также перед участниками круглого стола выступили И.И. Запорожченко, составитель программы «История Сибири», ст. методист сектора общего образования Центра развития общего и дополнительного образования, М.А. Бердникова, автор-составитель программы «Иркутсковедение», учитель истории СОШ № 17 г. Иркутска.

Е.Л. Пономарёва, методист МКУ «Информационно-методический центр развития образования» рассказала о существующей проблеме – отсутствии нормативно-правовой базы, на которой основывалось бы изучение региональной истории.

В дискуссии принимали участие учителя школ города, а также А.И. Грачёв, начальник отдела по работе с образовательными организациями ВО управления по работе с образовательными организациями ВО и информационных технологий МО Иркутской области.

По итогам круглого стола участники приняли следующее резюме:

Разработка модели построения и реализации регионального компонента общего исторического образования в субъектах РФ остаётся актуальной, но весьма сложной и трудоёмкой задачей.

Для её решения в нашем регионе считаем необходимым создание координационного центра, который будет инициировать деятельность в этом направлении.

Необходимо обобщить опыт реализации регионального компонента в образовательных учреждениях области. С этой целью:

  • провести анкетирование среди учителей-практиков;
  • провести региональную конференцию;
  • создать пилотные площадки для распространения опыта, используя, в т.ч.,  сайты Интернета (мини интернет-конференции);
  • разработать нормативные основы и программно-методическое обеспечение реализации регионального компонента общего исторического образования;
  • выработать концепцию регионального компонента;
  • определить содержание учебного материала, структуру и наполняемость учебно-методического комплекта;
  • сформировать авторский коллектив, включить в него учителей-методистов и учителей, имеющих опыт реализации регионального компонента общего исторического образования.