Новости

Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации

news

29 октября 2021 гв Педагогическом институте ИГУ состоялась Вторая Международная научно-практическая конференция «Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики».  Её организатором выступила кафедра социальной педагогики и психологии.

Социальными партнерами конференции стали:

-Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям;

- Министерство образования Иркутской области;

- Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации

г. Иркутска;

- Муниципальное казенное учреждение г.Иркутска  "Информационно-методический центр развития образования»;

- Государственное казенное учреждение Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции»;

- Областное государственное казённое учреждение «Центр профилактики наркомании»;

- Федеральное казённое учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»

Конференция проходила в очно-дистанционном формате. Работа секций прошла на электронной платформе ZOOM. Интерактивные площадки работали в течение недели с 25 по 29 октября2021 г.  в малых группах участников на базе Педагогического института.

Основной целью конференции было осмысление и обсуждение современного  состояния, опыта  и перспектив дальнейшего развития теории и практики профессиональной деятельности специалистов на основе межведомственного взаимодействия в контексте сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Задачи конференции:

  1. представление и осмысление исторического опыта в области межведомственного взаимодействия с целью сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  2. обсуждение методологических проблем межведомственного взаимодействия специалистов в области социальной сферы, образования, культуры, юриспруденции, политики, управления и др. с целью оказания помощи и поддержки личности и семье в трудной жизненной ситуации;
  3. презентация лучших современных социальных, социально-педагогических и социально-психологических практик межведомственного взаимодействия;
  4. представление практического опыта социально-педагогической, социально-психологической и   социальной работы с различными категориями населения, нуждающимися в сопровождении и поддержке;
  5. обсуждение актуальных проблем,  исторического опыта, перспектив  и инноваций в подготовке специалиста, готового к организации межведомственного взаимодействия с целью   организации помощи личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  6. определение направлений и содержания взаимодействия специалистов различных ведомств и общественности в обеспечении помощи личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

 

Проблематика обсуждаемых выступлений участников конференции включала следующие вопросы:

  1. Исторический опыт в области социально-педагогической деятельности и социальной работы.
  2. Концептуальные основы организации межведомственного взаимодействия в области социально-педагогической деятельности и социальной работы с личностью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
  3. Социально-педагогические и социально-психологические подходы к организации межведомственного взаимодействия в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
  4. Методы и технологии комплексного сопровождения молодежи «группы риска» на межведомственной основе.
  5. Межведомственное взаимодействие специалистов в профилактике и коррекции социально-негативных явлений  в обществе.
  6. Взаимодействие специалистов в области социальной работы, сферы образования, медицины, правоохранительных органов,  направленное на активизацию потенциала семей с детьми, поддержку их ресурсов и создание условий по организации вывода из трудной жизненной ситуации.
  7. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов, готовых к организации межведомственного взаимодействия в области социальной работы, сферы образования, культуры, политики, бизнеса и управления в целях поддержки социально уязвимых категорий населения.
  8. Лучшие практики волонтерства в сопровождении личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
  9. Межведомственный подход к организации социально-педагогического сопровождения взрослого человека в контексте непрерывного образования.

 

По данным направлениям состоялась работа восьми секций, на которых было заслушано 58 докладов.

Интерактивные площадки были разнообразными по форме и представляли собой круглые столы, кейс-сессии, дискуссионные площадки, презентации, проектные лаборатории, психологические мастерские и др. формы.

2

Например, на презентации лучших волонтерских практик своим опытом организации добровольческого движения  поделились руководители волонтерских отрядов МОУ ИРМО «Марковская СОШ» Лазаревич А.Е., Гаученова Н.Н., Сонина Д.Н.;  руководитель направления работы с личным составом и руководитель добровольческого поисково-спасательного отряда БайкалРегионСпас  Дорофеева А.А., Щербина Т.А., координатор Молодежных проектов РИК ОНФ в Иркутской области Кутелев М.А.; представитель Высшей народной школы г.Иркутска Емельянов О.Л.; студенты Педагогического  института ИГУ Шульгина Д.Д., Смолянюк П.А.

Впервые был проведен круглый стол «Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности силовых структур», который объединил психологов, преподавателей - представителей  Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области, Ангарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, преподавателей ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», общественных деятелей АНО ДПО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиативных технологий» и др. Были рассмотрены вопросы использования в практике работы психологов ресурсной модели превенции суицида; особенности комплексного подхода к активации ресурсов семьи в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в «закрытых» учреждениях; применения  краткосрочных психотерапевтических технологий в ходе адаптации к учебно-служебной деятельности в ФКУ ДПО МУЦ ГУФСИН России по Иркутской области; актуальные проблемы оперативной, воспитательной и психологической работы в отечественной пенитенциарной системе и др.

1

Круглый стол «Новые практики сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в контексте реализации программы воспитания» позволил представить и обобщить участникам опыт организации и работы педагогических классов в образовательных организациях Иркутской области. Представители образовательных организаций городов региона (Байкальск, Ангарск, Усть-Кут, Слюдянка, Шелехов и др.) представили профориентационную работу Центра образования  " Точка роста" через систему сетевого партнерства; познакомили с условиями для профессионального самоопределения учащихся через реализацию проекта «Педагогический класс» на уровне среднего общего образования; открыли для всех организацию профессионального просвещения старшеклассников в образовательном пространстве школы г.Ангарска; показали организация деятельности психолого-педагогического класса как инструмент профориентационной направленности учебно-воспитательной работы в условиях ФГОС; представили специфику межведомственного взаимодействия по вопросам сопровождения профессионального выбора старшеклассников и др.

4

Большой интерес у участников конференции вызвала Встреча с Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области Афанасьевой Татьяной Витальевной, на которой присутствовали студенты и магистранты - будущие специалисты и уже работающие  социальные педагоги и психологи.  А также преподаватели Педагогического института ИГУ. Состоялся живой, открытый и непринужденный разговор  о состоянии детства в Иркутской области, о возможностях помощи и поддержки со стороны государства социально незащищенным семьям, об основных проблемах детей и родителей в условиях пандемии, о потенциале профессионалов (социальных педагогов и психологов) в организации жизнедеятельности школьников в образовательных организациях и предупреждении факторов риска в школьной среде и др. Было задано много вопросов, прозвучали комментарии, пожелания и рекомендации детскому омбудсмену, связанные с высоким процентом суицидов среди подростков, распространенностью детского буллинга, малочисленным составом психологов в школах  региона и др. Было принято решение сделать подобные встречи традиционными.

1 3

Круглый стол «Межведомственный подход к организации социально-педагогического сопровождения взрослого человека в контексте непрерывного образования» стал своеобразным обменом опытом разных форм непрерывного образования взрослого человека. Так, Екатерина Андреевна Арестова, начальник Отдела по связям с общественностью Управления реализации общественных инициатив аппарата Администрации города Иркутска, рассказала в своём докладе «Проекты администрации города Иркутска, направленные на активное долголетие граждан» о социальных проектах, которые осуществляются и поддерживаются управлением для помощи средствами неформального образования взрослого населения, нуждающегося в специальном социально-педагогическом сопровождении.

Александр Владимирович Семиров, директор Педагогического института ИГУ, посвятил свой доклад «Подготовка будущих педагогов к организации межведомственного взаимодействия в образовательной среде» рассмотрению особенностей профессиональной подготовки специалистов, готовых к организации межведомственного взаимодействия в области социальной работы, сферы образования, культуры, политики, бизнеса и управления, на примере магистрантов направления «Педагогическое образование».

Нина Феогеновна Ващенко, директор Карымской сельской школы, расположенной в Куйтунском районе,  при которой действует ВНШ, и Алёна Юрьевна Кондратьева, школьный педагог, куратор ВНШ средней школы №16 г. Усолья-Сибирского - поделились многолетним опытом этих образовательных учреждений по организации общественно-образовательной деятельности со взрослым населением, благодаря которой в их родных городе и посёлке совершается немало общественно полезных дел, улучшая социальное самочувствие  слушателей ВНШ, помогая выстраивать в целом позитивные  отношения между разными поколениями людей, включённых в совместную социальную деятельность.

Ольга Николаевна Иевлева, председатель комиссии областного Совета ветеранов Иркутской области по физкультурно-оздоровительной работе, Народный просветитель, руководитель группы здоровья «Гармония» ВНШ г. Иркутска, сделала научно-популярное сообщение «Долголетие как норма жизни современного человека», в котором в краткой форме изложила основные принципы построения индивидуальной оздоровительной программы для человека любого возраста.

Всего в работе конференции приняли личное участие 176 человек (по данным регистрации на электронных ресурсах) из  15 городов Иркутской области и 12 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Курск, Краснодар, Анапа, Якутск, Саратов, Омск,  Томск, Красноярск, Улан-Удэ, Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Свирск, Слюдянка, Саянск, Бодайбо, Усть-Кут, Усть-Илимск, Тулун, Тайшет и др.) и зарубежных стран (Китай, Узбекистан, Таджикистан). Среди них – представители учреждений Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства образования Иркутской области, Министерства внутренних дел России по Иркутской области, МЧС, Министерства по молодежной политике, разных общественных организаций области, ветеранских организаций области, преподаватели и специалисты, занимающиеся сопровождением личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

К началу работы конференции был подготовлен сборник материалов конференции:  Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Второй Международной научно-практической конференции (г.Иркутск, 29 октября2021 г.). – Иркутск: Изд-во «Иркут», 2021., который в ближайшее время будет размещен в электронной библиотеке e-library и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ. Зарубежные участники конференции опубликовали результаты своих исследований в сборнике материалов конференции на английском языке.

По результатам работы конференции участниками секций были приняты резолюции и рекомендации по активизации и эффективности  практической, методологической и методической  деятельности государственных, ведомственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами сопровождения личности как эффективной формы социально-педагогической поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; всем участникам были вручены именные сертификаты, благодарственные письма.

Участники конференции оставили самые позитивные отзывы о работе конференции и её результатах:

«Никогда бы не подумала, что волонтёрская деятельность – это не просто безвозмездная помощь нуждающимся, но и прекрасная возможность разобраться со своими личными трудностями. "Презентация лучших волонтерских практик" позволила нам познакомиться с реальными добровольческими проектами и интересно пообщаться со студентами других курсов» -  Тулохонова Эвелина, студентка 1 курса.

«Круглый стол «Новые практики сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в контексте реализации программы воспитания» явился местом встречи единомышленников. Спасибо организаторам за возможность представить свой опыт и познакомиться с практикой сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в нашей стране. Высокий уровень научного осмысления современной практики образования позволил нам посмотреть на проблемы отдельных детей и их родителей с другой стороны» - Золотова Наталия Владимировна, руководитель Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Байкальска.

«В условиях повышенной эпидемиологической опасности, прошедший круглый стол «Межведомственный подход к организации социально-педагогического сопровождения взрослого человека в контексте непрерывного образования» стал достойной заменой ежегодного Областного фестиваля Высших народных школ, который традиционно проводила ВНШ г. Иркутска при поддержке администрации г. Иркутска и Педагогического института ИГУ», - Гордии Александр Иннокентьевич, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, руководитель ВНШ г.Иркутска..

«Уважаемые коллеги, мы благодарны вам за предоставленную возможность участия в работе круглого стола, проводимого в рамках научной конференции, за доброжелательный прием в стенах пединститута, а так же за возможность поделиться знаниями и практическими наработками! С надеждой на дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества!» - Михайлова Светлана Романовна, преподаватель цикла общеправовых и социальных дисциплин ФКУ ДПО Межрегиональный учебный центр Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области.

«Это вторая конференция, и я очень рада, что она позволила каждому найти свой удобный формат научного взаимодействия. Данная  конференция — это всегда место встречи ученых и практиков, всегда дискуссии и поиски новых решений. Благодарю всех участников за диалог, а особенно организаторов за предоставленные возможности!» - Зарбаева Галина Витальевна, социальный педагог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа № 80».

«На конференциях студент, прежде всего, позиционирует себя как исследователь, получая удовольствие от собственных исследовательских усилий и учебного процесса. Так ты можешь почерпнуть безграничное количество новой, полезной информации, стать более эрудированным, более осведомленным в своем и близлежащих вопросах, а соответственно и более востребованным специалистом в будущем» - магистранты 1 курса программы «Социальная педагогика».