Новости

Всероссийская НПК

news

Кафедра психологии образования и развития личности Педагогического института Иркутского государственного университета 18-19 ноября 2021 г. провела III Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве». Конференция в этом году была посвящена 90-летию со дня рождения известного отечественного психолога, основателя Сибирской психологической школы, доктора психологических наук, профессора Владимира Григорьевича Асеева.

Целью конференции являлась интеграция позиций научного и психолого-педагогического сообществ в вопросах понимания трансформаций коммуникативного пространства, поиск факторов и механизмов образования и развития личности в новой коммуникативной реальности.

Работа конференции в связи с эпидемиологической ситуацией проводилась в дистанционном формате. В её работе приняли участие учёные из разных регионов нашей страны: от Москвы до Хабаровска.

На первой пленарной сессии «Вклад В.Г. Асеева в развитие Сибирской психологической школы в разработку проблем педагогической психологии» был представлен генезис научных психологических исследований сибирских учёных под руководством  Владимира Григорьевича, их связь с практической деятельностью, отмечено значение личности В.Г. Асеева в развитии научного сообщества Сибири, определена его роль в создании условий для профессионального роста преподавателей кафедр психологии Сибирского региона. В выступлениях был осуществлён анализ научного наследия Владимира Григорьевича применительно к решению задач современной педагогической психологии. Заведующая кафедрой психологии образования и развития личности Л.В. Скорова отметила, что коллектив кафедры решает актуальные задачи педагогической психологии и, организуя исследования по психологическому сопровождению образовательного процесса, основным вектором определив для себя развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве, расширяя траектории развития личности: не только образование и коммуникативное взаимодействие, но и медиапространство. Разработка теоретических вопросов медиасреды и информационных технологий обучения привела к обоснованию новой дисциплинарной области – педагогической медиапсихологии (раздел психологии образования), предметом которой являются процессы развития, обучения и воспитания личности в условиях медиаопосредствования.

Заведующая кафедрой педагогики ИГУ, доктор педагогических наук, профессор Е.Л. Федотова отметила, что В.Г. Асеев обладал «высокой методологической зоркостью, умением заглянуть в завтрашний день науки и способностью формировать четкие методологические приоритеты у своих учеников – начинающих и маститых исследователей».

Коллеги и ученики Владимира Григорьевича вспоминали своего Учителя. Профессор ИГУ, доктор психологических наук А.Д. Карнышев отметил: «Воспоминания о таком замечательном человеке хороши не только тем, что помогают по-новому взглянуть на значение его [В.Г. Асеева] личности, но и тем, что дают возможность сверить собственный путь с реальными характеристиками ЭТАЛОНА, увидеть, в чем ты приблизился к нему, а в чем всё-таки не достиг намеченного…». Профессор МГПУ, доктор психологических наук Л.И. Ларионова подчеркнула: «Исследования В.Г. Асеева свидетельствуют об эффективности его авторской, новаторской системы подготовки начинающих исследователей. Разрабатываемые и внедряемые им принципы интеграции методологии науки и практики, взаимосвязи адаптации и развития, содействия личностно-профессиональному росту; используемый им стиль научного руководства  - подтверждают значимость его вклада в становление плеяды ученых-психологов и практиков».

На пленарных и постерных сессиях обсуждались вопросы безопасности развития личности в современном коммуникативном пространстве, образовании и семье, проблема современных коммуникативных средств и методик, психологические ресурсы и потенциалы развития личности в современном коммуникативном пространстве.

Благодарим всех, кто принял участие в данном научном мероприятии!