Новости
Всероссийская НПК «ИННОВАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПУТЬ В ИНКЛЮЗИЮ»
21-22 апреля 2023 года в городе Иркутске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «ИННОВАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПУТЬ В ИНКЛЮЗИЮ», организованная кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Соорганизаторами конференции явились: ФБГНУ «Институт коррекционной педагогики» (Москва), ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург), ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ФГАОУ ВО «Уральский государственный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург), ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» (Биробиджан), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», КГБУ «Красноярский краевой центр медико-психолого-социального сопровождения».
Работа НПК прошла в очно-дистанционном формате. В ней приняли очное участие более 150 представителей педагогического сообщества, так или иначе имеющего отношение к образованию детей с ОВЗ. Благодаря онлайн-трансляциям общая аудитория проведенного мероприятия увеличилась до 250 человек. Количество иногородних участников составило 83 человека из 9 регионов Российской Федерации.
21 апреля приветственным словом к участникам работу конференции открыли Е.Л. Инденбаум – д. психол. н., проф., заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития и А.А. Гостар, к. психол. н., доц., доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
В режиме видеосвязи онлайн на пленарном заседании приняли участие: С.М. Валявко – к. психол. н., доц., доцент кафедры специальной психологии и психосоциальных технологий ГАОУ ВО МГПУ, которая осветила специфику когнитивного развития детей с различными видами речевых недостатков; Ю.Т. Матасов – д. психол. н., проф., профессор кафедры олигофренопедагогики ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» в своем докладе определил условия разумного воплощения инклюзивного образования для детей с ОВЗ, подчеркнув несостоятельность внедрения в организациях тотальной инклюзии; С.Ю. Ильина – д. пед. н., проф., профессор кафедры олигофренопедагогики ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», представила возможности проведения уроков чтения для учащихся с легкой умственной отсталостью в контексте педагогического наследия К.Д. Ушинского. Заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» И.А. Коробейников, д. психол. н., проф., раскрыл аспекты диагностики и организации мониторинга в образовании детей с нарушениями психического развития, акцентируя внимание на их индивидуальном развитии. Л.О. Шаповаленко – директор Красноярского Краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения и Н.Н. Селезнева – начальник отдела по оказанию консультационных услуг, КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» обобщили инновационный опыт работы краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Красноярского края. Инновационное средство, разработанное для сопровождения становления жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ «Визуальные новеллы» представила в онлайн-выступлении Л.В. Токарская - к. психол. н., доц., доцент кафедры педагогики и психологии образования ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Видеодоклады в форме офлайн представили: Л.А. Гаранина – к. пед. н., доц., декан дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и Л.Ф. Бужор – обучающийся 4 курса по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 62». Авторы охарактеризовали актуальную морфологическую компетентность обучающихся с ОНР и показали дидактогенные риски её формирования. Доцент кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема И.А. Емельянова – к. пед. н., доц., осветила актуальные вопросы подготовки учителей к преодолению у младших школьников дисграфии. К.Б. Сыроваткина-Сидорина – научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в своем выступлении отметила особенности восприятия детьми с ЗПР художественного текста в процессе диалогического чтения.
В очном формате опыт работы по формированию социально-коммуникативных умений у младших школьников с умственной отсталостью через создание экспериментальных педагогических ситуаций представила О.И. Котовская – директор МБОУ Тайтурской средней общеобразовательной школы. Е.Н. Елисеева – преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития ФГБОУ ВО «ИГУ», психолог, специалист по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, поделилась практикой оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Е.Л. Инденбаум в своем докладе изложила сущность традиций и инноваций в работе кафедры ККНДР.
На второй день 22 апреля в рамках конференции осуществлялась работа двух секций: «Инновации в логопедическом сопровождении детей с ОВЗ» и «Инновации в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ». В очном формате руководителями и работниками образовательных организаций регионов были представлены реализуемые ими педагогические практики, используемые в сфере образования детей с ОВЗ. Многие из представленных практик достойны внедрения как в работу специалистов сопровождения в дошкольных и школьных образовательных организациях, так и в образовательный процесс подготовки студентов и магистрантов по направлению «Специальное дефектологическое образование».
При подведении итогов, участники конференции горячо благодарили организаторов и докладчиков за предоставленную полезную информацию, выражали надежду на продолжение плодотворного сотрудничества. По окончании конференции все активные участники получили сертификаты, докладчикам были вручены благодарственные письма.