Новости

Работа, достойная долгой и доброй памяти

news

  15 июня 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Валентины Андриановны Пермяковой (1923-2017) – основательницы Иркутского дефектологического факультета. Валентина Андриановна прожила долгую, трудную и достойную жизнь и ее биография в полной мере отражает реалии жизни страны. Она родилась в глуши – селе Преображенка Киренского района на севере Иркутской области. Ее отец был секретарем Киренского окружного комитета партии, мать – домохозяйка. После странствий с семьей по Северу (Таймыр), с 1934 года училась и в 1941 окончила среднюю школу в поселке Усть-Уда. Всегда была отличницей, поэтому почти сразу после окончания школы  по приглашению директора стала работать в ней учительницей начальных классов, затем в 1944 году стала школьным инспектором, а с 1946 по 1947 год заведовала районным педагогическим кабинетом. Уже тогда за педагогическую работу была награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 г.», была направлена для получения образования в Иркутск. В 1951 году с отличием окончила отделение логики и психологии на филологическом факультете Иркутского педагогического института, совмещала учебу с работой лаборантом кабинета педагогики, а затем – преподавателем психологии в базовой школе пединститута. В итоге в пединституте она проработала 54 года.

  Сразу же после окончания вуза, в 1951 году, получив диплом с указанием специальности «Логика, психология, русский язык и литературное чтение» была принята в аспирантуру по психологии к научному руководителю, кавалеру ордена Ленина,  профессору М.Ф. Беляеву, посвятившему всю свою жизнь психологическим исследованиям, заведующему в то время кафедрой психологии. В личном деле Валентины Андриановны содержится много интересных документов – один из них – ходатайство к ректору двух заведующих кафедрами (педагогики и психологии) с просьбой обратиться в министерство просвещения «об оставлении Пермяковой при кафедре психологии с одновременным поручением работы на кафедре педагогики». Это было в 1955 году после защиты диссертации на тему «Развитие интереса к героическому у учащихся средней школы». В 1957 году в соответствии с распоряжением Министерства просвещения РСФСР в пединституте открывается факультет начальной школы и приказом ректора ответственность за его организацию и работу возлагается на старшего преподавателя В.А. Пермякову. В 1963 году, также в соответствии с распоряжением Министерства просвещения РСФСР,  на этом факультете начинается подготовка учителей-дефектологов. Затем появляется аналогичный приказ об открытии дефектологического факультета, а 15 апреля 1965 года, все еще в должности старшего преподавателя, Валентина Андриановна уже официально возглавляет вновь созданную кафедру специальной педагогики и психологии и получает ученое звание доцента.

  Валентина Андриановна мыслит масштабно и, хорошо осознавая недостаток теоретической подготовки, налаживает прочные контакты с НИИ Дефектологии, в первую очередь с М.С. Певзнер. Намного позже в издательстве ИГПИ у них выйдут в соавторстве два учебных пособия (второе – с Е.М. Мастюковой в качестве третьего автора).

1

Фото: М.С. Певзнер и В.А. Пермякова

  В характеристиках тех лет пишется о том, что открытие новой специальности потребовало огромной работы по изучению основ дефектологии, за которую Валентина Андриановна взялась с присущей ей настойчивостью и упорством, и в короткое время не только организовала учебный процесс, но и научную работу кафедры. Организовав лабораторию по изучению психики аномального ребенка с привлечением всех медицинских работников кафедры (высококвалифицированные невропатологи, кандидаты медицинских наук) и педагогов, за короткий срок она собрала материал о 650 детях, затем, к 90-м годам, их количество выросло до 2000. К работе лаборатории привлекались студенты, что помогало осуществлять систематические наблюдения за умственно отсталыми детьми, подготовить сборник «В помощь учителю вспомогательной школы». Валентина Андриановна сразу установила прочные связи с Областным отделом народного образования, всеми вспомогательными школами города и области. Кафедра осуществляла работу по отбору детей во вспомогательные школы, фактически выполняя функции МПК. Систематически стали проводиться семинары и конференции учителей вспомогательных школ. В начале 70-х годов Валентина Андриановна стала изучать психологические особенности школьников, страдающих церебральными параличами и задержками развития.

  В 1974 году М.С. Певзнер пишет действующему ректору ИГПИ «Ознакомившись с материалами по теме «индивидуально-психологические особенности младших школьников в норме и при отклонениях развития», представленным В.А. Пермяковой, считаю, что представленный материал является достаточным, исключительно интересным и актуальным по содержанию». Научным руководителем стажировок Валентины Андриановны всегда был В.И. Лубовский,  под руководством которого в 1977 году была защищена кандидатская диссертация ее сына – Сергея Александровича Домишкевича. Сама Валентина Андриановна защитила докторскую диссертацию «Индивидуально-типические особенности обучаемости младших школьников с нарушениями умственного развития»  в НИИДе только в 1988 году, уже в возрасте 65 лет.

  Большое количество государственных и ведомственных наград, учебные пособия, воспоминания благодарных студентов, заложенные традиции, которые поддерживаются нынешними преподавателями профилей «Специальное (дефектологическое) образование» подтверждают и профессионализм, и незаурядные способности Валентины Андриановны, делая ее достойной долгой и доброй памяти.

1