Новости науки
Воздействие медиаконтента на детей. Кафедра психологии образования и развития личности в поиске
Изменившиеся условия становления личности, связанные с доминированием медиакоммуникаций в жизни современных детей, ставят перед педагогической психологией принципиально новые задачи определения механизмов медаиаопосредствованного образования, поиска методологии и методов исследования процессов развития личности в медиапространстве, способов определения психологического (развивающего или деструктивного) потенциала медиапродуктов. Сложность проблемы медиаопосредствования определяется множественностью форм медиа и их комплексным характером. На важнейшие для психологов, педагогов и родителей вопросы о том, как воздействует определенный вид медиаконтента на детей, ответы сегодня не получены. В поиск ответов включены сотрудники кафедры психологии образования и развития личности под руководством доктора психологических наук, профессора И.М. Кыштымовой, исследующие процессы медиавлияния, медиаобразования и медиаразвития:
1. Противоречивы представленные в научных трудах суждения о влиянии компьютерных игр на геймеров: от заключений о их деструктивном воздействии до обоснования тезисов о том, что игры способствуют развитию и образованию игроков.
Проблеме поиска оснований для определения психологического: созидательного или деструктивного – потенциала видеоигр посвящены исследования И.М. Кыштымовой и С.Б. Тимофеева. Ими предложена принципиально новая системная классификационная модель компьютерных игр, состоящая из тридцати четырех компонентов, которые образуют семь уровней, два из которых: гемплейный и сеттиноговый – являются базовыми, присущими всем играм, и пять: нарративный, смысловой, личностный, межличностный и нравственный – вариативны. Разработка позволяет на основе системного анализа игры обосновать суждение о ее трансформационном потенциале. Таким образом, предложен инструмент дифференцированного психологического анализа игры. Авторы настаивают, что упрощенный психологический подход к игре (например, жанровый) не может быть основанием суждений о её влиянии [1; 2 и др.].
1) Кыштымова И.М., Тимофеев С.Б. Психологическая модель компьютерных игр / Социальная психология и общество. Т.10. 2019. №4. С.160 – 174. DOI: 10.17759/sps.201910041
2) Кыштымова И.М., Тимофеев С.Б. Влияние видеоигр на геймеров: к проблеме определения трансформационного потенциала игровой активности / Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(4).3.
2. Важнейшей психолого-педагогической задачей является определение психологического потенциала пассивно воспринимаемого детьми контента: мульфильмов, художественных фильмов, рекламы, телевизионных передач. Её решению препятствует отсутствие валидных методов психологического анализа медиаконтента, позволяющих исследовать его как сложную полизнаковую систему, креализованный текст, воздействие которого определяется не только содержательными, но и формальными особенностями. Опора психологов исключительно на содержательные особенности медиатекста приводит сегодня к таким негативным результатам, как неверная возрастная маркировка телевизионного контента. Разработка алгоритмов психологического анализа медиатекстов и их практическое применение – предмет изучения исследовательской группы кафедры [1 – 5 и др.].
1) Kyshtymova I.M., Kyshtymova E.C. Particularities in the Perception of the Characters of ‘The Walking Dead’ TV Drama by Teenagers / Media Education, 2019, 59(2). С.296-308
2) Кыштымова И.М., Кыштымова Е.С. Развивающий потенциал медиапространства / Известия ИГУ. Серия Психология. 2019. Т.27. С.58-73
3) Kyshtymova I.M., Kyshtymova E.C. Peculiarities of Perception of Cartoons by Younger and Older Schoolchildren / Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59(4). С.538-546
4) Кыштымова И.М. Психологический анализ медиатекста: образ животного в рекламном нарративе / Российский психологический журнал. 2018. Т.15. №3. С.209-228
5) Скорова Л.В., Сылко А.А. Отношение к старости у молодых людей (на примере оценки фрагмента фильма «Похороните меня за плинтусом») // Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Под общ. ред. И.М. Кыштымовой – Иркутск: «Иркут» – 2019 – Ч.1 – С.128-135.
3. Сложность проблемы развития личности в медиапространстве требует определения комплексных методологических оснований ее исследования, разработки критериев готовности субъектов образовательного процесса: педагогов, школьников и их родителей – к решению психолого-педагогических задач в новых условиях развития и образования. Решение этих фундаментальных проблем – предмет научной рефлексии сотрудников кафедры психологии образования и развития личности [1-5 и др.].
1) Кыштымова И.М., Скорова Л.В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель / Известия ИГУ. Серия Психология. 2018. Том 23. С.77-87
2) Kyshtymova I.M., Skorova L.V., Medvedeva T.A. Development of Psychological Media Competence / Media Education. 2018. 58 (4). P.95-108
3) Skorova L.V., Smyk Y.V. (Скорова Л.В., Смык Ю.В.) Development of Parental Psychological Media Competence: Milestones, Principles and Methods// Media Education (Mediaobrazovanie) – 2019 – 59(3) – S. 444-453 DOI: 10.13187/me.2019.3.444.
4) Скорова Л.В., Смык Ю.В. Психологическая медиакомпетентность родителя: основное содержание и структура// Science for Education Today – 2019 – Т. 9 – С. 137–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.09
5) Скорова Л.В., Черникова Е.В. Методика исследования компонентов психологической медиакомпетентности родителей младших школьников// Вестник Кемеровского государственного университета – Кемерово, 2019 – 21(1) – С.141-151. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-141-151
Коллективом кафедры психологии образования и развития личности, исходя из практической значимости результатов исследования, разработана программа профессиональной переподготовки «Психологическая безопасность личности в медиапространстве».