Статья Профессия - Педагог

Профессия - педагог

 

Профессия педагога - одна из самых востребованных как в Иркутской области, так и в России в целом. На сегодняшний день в образовательных организациях Приангарья требуются тысячи педагогических работников. Это учителя разных предметов, воспитатели дошкольных образовательных организаций, психологи, дефектологи и еще много других специалистов. Любой населенный пункт, даже самый маленький, живет и развивается, если в нем есть школа. Поэтому миссия педагога очень важная, ответственная, благородная, имеет государственное значение. И, конечно, к подготовке такого профессионала предъявляются самые высокие требования.

Педагогический институт Иркутского государственного университета, в котором обучается около 5 тысяч студентов, осуществляет подготовку по всем направлениям укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки», т.е. взращивает учительские кадры всего спектра педагогических профессий  для образовательных организаций различного типа и вида и для любого контингента обучающихся.

Обучение студентов - будущих педагогов - это своеобразная система, свой мир, философия подготовки уникальной личности, которая должна чувствовать большую ответственность, долг перед детьми, родителями, государством и обществом. Чтобы понять эту особую систему, ответим на вопрос: кто и как готовит молодых специалистов для сферы образования?

Кто учит? Подготовка будущих учителей обеспечивается высококвалифицированными преподавателями (75% из них - кандидаты и доктора наук), которые имеют большой опыт работы в образовательных организациях или работают в них в данный момент. Кроме того, к процессу обучения привлекаются и работодатели (руководители и специалисты организаций всех ступеней образования, не менее 10% в соответствии с ФГОС ВО), которые проводят занятия со студентами не только в вузе, но и на базе своих учреждений.  Это обеспечивает неразрывную связь теоретической и практической составляющей личностно-профессионального становления педагога.

Каждый преподаватель - наставник, который учится сам, обучая других. Ежегодно в среднем 70% профессорско-преподавательского состава Педагогического института проходят курсы повышения квалификации, в то же время они разрабатывают свои программы дополнительного образования для педагогов региона.

Каждый преподаватель также и исследователь: параллельно с учебно-методической работой, он занимается научной деятельностью (защита диссертаций, научные публикации, выступления с докладами на конференциях и др.), результаты которой внедряет в учебный процесс. Это позволяет повысить качество обучения в целом и способствует включению студентов в исследовательские проекты в рамках не только учебных дисциплин, но и в процессе написания ВКР.

Преподаватели Педагогического института - социально-активные граждане, принимают участие в общественной жизни области, являются экспертами по социальным вопросам жизни города и региона, членами разных государственных комиссий и объединений,  общественных организаций.  

Как учит? Яркой и неповторимой особенностью подготовки педагога является ориентация студентов на работу в школе и раннее вхождение в профессию. В настоящее время в школах г.Иркутска и в некоторых школах нашей области работают 57 студентов  Педагогического института - обучающихся разных курсов бакалавриата. Молодые педагоги не прекращали трудовую деятельность весь период пандемии.

Спецификой содержания личностно-профессиональной подготовки любого специалиста для сферы образования является также большая доля психолого-педагогической и методической составляющих, что обеспечивает его готовность к работе и взаимодействию с различными категориями обучающихся (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, ученики с девиантным поведением и др.), родителями школьников, другими специалистами. Методическая подготовка для учителя-предметника - основа всей его  деятельности. Грамотно спланированные уроки с использованием современных технологий обучения  - залог продуктивной работы.

Значимое количество учебного времени отводится на педагогическую практику. В соответствии с ФГОС ВО  последнего поколения, её объем увеличился в 2 раза, в учебном плане бакалавров педагогического образования предусмотрено 8 видов практики, некоторые из них продолжительностью в целый семестр. Продуктивной работе в период практической подготовки студентов способствует тесная связь Педагогического института с образовательными и социальными организациями Иркутской области и других регионов России, а также органами управления образованием. На сегодня заключены договоры с более, чем 2 тысячами таких учреждений. Преподаватели, в свою очередь,  активно участвуют в научно-методической работе педагогических коллективов школ, дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительно образования детей и взрослых, основной состав которых составляют выпускники Педагогического института (проводят семинары, конференции, мастер-классы, недели науки, олимпиады, конкурсы и др.).     

Включенность в социальную среду и участие в решении проблем нашего региона являются еще одной особенностью подготовки будущего специалиста. Воспитание не только профессионала-педагога, но и гражданина, личности с активной жизненной позицией, неравнодушного к окружающим, является одной из главных задач подготовки учителя. Именно такой подход позволяет участвовать нашим студентам, наравне с преподавателями, в различных социально значимых акциях и проектах города и области, оказываться на самых сложных рубежах помощи и поддержки нуждающихся (например, всероссийская акция «Мы вместе»).   

В Педагогическом институте существенное внимание уделяется воспитательной работе с обучающимися всех ступеней (бакалавриат, магистратура, аспирантура).  Это еще одна сторона профессии учителя. Включаясь в воспитательную работу в вузе, студенты учатся особенностям организации воспитания современных школьников. Для этого предусмотрены также практика по воспитательной работе в школе, подготовка и участие в воспитательных мероприятиях института, университета, города и области; участие  в деятельности волонтерских центров, студенческого спасательного отряда «Барс», студенческих педагогических отрядов. 

Будущие педагоги  включены в особую социокультурную среду института, в которой созданы условия для развития  их интересов и способностей, удовлетворения творческих, спортивных, социальных и культурно-досуговых потребностей. Яркая и насыщенная самыми разнообразными событиями студенческая жизнь наполняется совместными интерактивами, проектами, интересными поездками к местам практики,  работой с детьми в летний период.

«Мы гордимся нашими выпускниками. Они добиваются высоких результатов в своем деле, становятся не только педагогами, но и руководителями образовательных, социальных, культурных учреждений, менеджерами в системе образования, известными учеными, спортсменами, политиками, представителями органов законодательной и исполнительной власти нашего региона и России», - отметила И.В. Федосова, зам. директора Педагогического института ИГУ.