Инденбаум Елена Леонидовна

Инденбаум Елена Леонидовна – доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития

Основные этапы профессиональной деятельности

  • 1973-1977 – студентка дефектологического факультета ИГПИ (диплом с отличием)
  • 1977-1981 – воспитатель в детском доме МинСО, вспомогательной школе (Иркутск)
  • 1981-1998 – старший лаборант (1981-1984), младший научный сотрудник (1984-1988), старший научный сотрудник (1988-1992), руководитель отделения профилактической педиатрии (1992-1995), и лаборатории этнопсихологии (1995-1998) в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР/РАМН (Красноярск)
  • В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 «Возрастная  и педагогическая психология» по теме «Особенности готовности к школьному обучению детей 6-7 лет в экологических условиях Севера и Сибири» (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, г. Москва).
  • В 1991 году получила диплом старшего научного сотрудника по специальности «Возрастная и педагогическая психология».
  • 1998 –2001, 2004-2005 г.г. – доцент ИГПУ, 2001-2003 гг. и с 2005 г. по н.в. заведующая кафедрой КПОДиЛ (с 2013 года – ККНДР)
  • 2002 – получен диплом доцента по кафедре КПОДиЛ
  • 2011 – защитила докторскую диссертацию по специальности 19.00.10. – «Коррекционная психология» по теме «Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности» (ИКП РАО г. Москва)
  • 2015 – прошла профессиональную переподготовку в ИДЛ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» по программе «Психолог. Преподаватель психологии».
  • 2018 – присвоено ученое звание профессора по специальности 19.00.10 «Коррекционная психология».

Работа по совместительству:

  • 1990-1995 год – КГУ, доцент
  • 1989-1995 год – Красноярский краевой психоневрологический диспансер, Центр психолого-педагогической помощи населению - психолог-консультант
  • 1993-1998; 2003-2006 – школа № 104, ЦППРиК № 2 г. Красноярск;
  • 2004-2007 гг. – КЦПМСС (Красноярск) – педагог-психолог, научный консультант
  • 2004 – присвоена высшая квалификационная категория педагога-психолога (Красноярск)
  • 1998 – 2013 гг. – Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск, отделение психического здоровья детей и подростков, ведущий научный сотрудник
  • 2005 – н.в. МОУ СОШ № 1 г. Слюдянки – педагог-психолог, научный консультант
  •  2017 г.  – Госзадания Минобрнауки 27.4378.2017 HM «Научно-методическая разработка системы оценки планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ и АООП О УО (ИН)», ведущий научный сотрудник.
  • 2018 г. – Госзадание Минобрнуки 21.12822.2018/12.1 «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью», ведущий научный сотрудник.

Сфера научных интересов: психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности, сопровождение этого процесса, этнокультурная специфичность проявлений легких форм интеллектуальной недостаточности, психологическая диагностика (дифференциальная и в процессе сопровождения), оценка результатов образования.

Читаемые дисциплины:

  • Психопатология
  • Специальная психология
  • Проективные методы в психодиагностике детей с ОВЗ
  • Методы научных исследований в специальной психологии
  • Методология и методы исследования в специальном образовании
  • Диагностика психосоциального развития детей с ОВЗ в разных возрастах
  • Основы продуктивной коммуникации в команде специалистов сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Мониторинг психического развития в начальном школьном инклюзивном образовании
  • Сравнительная психология нормального и нарушенного развития с основами клинической психологии
  • Современные проблемы диагностики и консультирования при реализации адаптированных образовательных программ

Повышение квалификации за пять лет:

  • 2015 г. – Профессиональная переподготовка по программе «Психолог. Преподаватель психологии»  (Диплом. Рег.номер 1306, 28.10.2015, г. Иркутск).
  • 2017 г. – Повышение квалификации по программе «Организация образования обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития» (удостоверение № 60 0004743 в объёме 48 часов, дата выдачи 03.06.2017, г. Псков).
  • 2017 г. – Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогического работника системы высшего образования» (удостоверение № 632404482079 в объёме 72 часа, дата выдачи 14.02.2017, г. Самара).
  • 2018 г. – Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технологии социальной работы в социально-педагогической деятельности» (удостоверение № 382405403735 в объёме 36 часов, дата выдачи 28.03.2018, г. Иркутск).

Избранные труды за пять лет: 

  • Инденбаум, Е.Л. Знаково-символическое опосредствование деятельности при легких формах  интеллектуальной недостаточности (дошкольный и младший школьный возраст): монография / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, А.Н. Грачева. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ВСГАО, 2014. – 160 с.
  • Инденбаум Е.Л. Детерминанты состояния аффективной сферы старших дошкольников с негрубыми когнитивными и речевыми нарушениями / Е.Л. Инденбаум, В.В. Коняева, Н.Н. Селезнева // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 34–42.
  • Инденбаум Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С.42–48.
  • Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции / Басилова Т.А., Белопольская Н.Л., Инденбаум Е.Л. // Культурно-историческая психология. – 2013. № 4. – С. 117–123.
  • Специальная психология для начинающих: учеб. пособие / Под ред. Е.Л. Инденбаум. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ВСГАО, 2014. – 220 с.
  • Инденбаум, Е.Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения / Е.Л. Инденбаум, В.И. Нодельман, И.О. Позднякова  // Дефектология. – 2015. – № 1. – С.3–10.
  • Инденбаум, Е.Л. Проблема валидности и надежности данных психологической диагностики при исследовании детей с легкими формами интеллектуальной недостаточности // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015. – С. 217–220.
  • Инденбаум  Е.Л. Диагностика в контексте реализации стандартов образования детей с ОВЗ: проблемы и перспективы / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2016. – № 4. – С.17–24.
  • Бубарева, В.Е. Выбор образовательной среды для имплантированных дошкольников с разным уровнем готовности к школьному обучению [Текст] / В. Е. Бубарева, Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2016. – №5. – С.54–64.
  • Бубарева В.Е. Характеристика готовности к школьному обучению детей сКИ в зависимости от завершенности "запускающего" этапа реабилитации / В.Е. Бубарева, Е.Л. Инденбаум // Альманах Института коррекционной педагогики. - Москва, 2016. - Т. 24. - С. 32-43.
  • Инденбаум  Е.Л. К проблеме детского двуязычия и «инокультурности» // Известия Иркутского государственного университета. – Том 17. – Серия «Психология». – 2016 – С. 26–37.
  • Инденбаум, Е.Л., Самойлюк, Л.А. Взаимодействие специалистов образовательной организации в оценке успешности формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ / Е.Л. Инденбаум, Л.А. Самойлюк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –  2017. – № 4. – C. 9-17.
  • Инденбаум, Е.Л. Детерминанты эмоционального неблагополучия дошкольников с когнитивными и речевыми нарушениями и психолого-педагогические рекомендации для его коррекции / Е.Л. Инденбаум, В.В. Коняева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. – № 4.
  • Инденбаум Е.Л. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению (сообщение 1) / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, И.О. Позднякова, В.Е. Кузнецова // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 10–21.
  • Инденбаум Е.Л. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие / Е.Л. Инденбаум, И.О.Позднякова. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2017. – 144 c.
  • Инденбаум Е.Л. Характеристика социальной ситуации развития сельских детей Cибири и Cевера как фактор нарушений послешкольной социализации / Е.Л. Инденбаум // Education & Science. – USA, 2017. – С. 47-49.
  • Проблемы оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и возможные подходы к их решению / Е.Л. Инденбаум, И.О. Позднякова, Л.А. Самойлюк и др. // Дефектология. – 2018. – № 2. - С. 26-38.
  • Инденбаум Е.Л. Inclusion Education(case, status, etc.) of students with disabilities in the Siberia and Yakutia (Russian Federation) / Е.Л. Инденбаум // Intensiv Educational Practics in East Asia. – 2018. – С. 109-152.
  • Инденбаум Е.Л. Индивидуальный образовательный маршрут: реальность и потенциал / Е.Л. Инденбаум, А.К. Костин // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве. – 2018. – С. 10-19.
  • Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика достижений обучающихся с тяжелыми формами нарушений интеллекта / Е.Л. Инденбаум, Е.Н. Елисеева // «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования». – 2018.
  • Инденбаум Е.Л., Самойлюк Л.А., Позднякова И.О., Соколова И.О. Проблемы оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. -  2018. – № 2. – С. 26-37.
  • Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 13–21.

Награды и поощрения:

  • 2007 г. – Диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования г. Сочи («Функционально-уровневый подход к оценке становления познавательной деятельности детей: теория и практика применения»).
  • 2010 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
  • 2010 г. – Почетная грамота к 100-летию со дня создания ВУЗа.
  • 2011 г. – Медаль к 350-летию г. Иркутска, ветеран труда.
  • 2014 г. – Почетная грамота ВУЗа.
  • 2014 г. – Благодарность директора МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска за участие в Муниципальном мероприятии круглый стол «Проблемы обучения и социализации детей с ДЦП: опыт, перспективы» в рамках Ангарского образовательного форума 2014 года.
  • 2014 г. – Диплом  от научно-издательского журнала «Дефектология» за достойный вклад в развития научной дефектологии.
  • 2015 г. – Благодарность директора ГАУ ЦППМиСП В.Н. Михайловой за выступление на семинаре для специалистов МСЭ и ПМПК, врачей психиатров и специалистов домов-интернатов для детей-инвалидов с умственной отсталостью по проблеме «Виды адаптированных образовательных программ с учётом основного заболевания ребёнка, и создание специальных образовательных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Иркутской области».
  • 2015 г. – Благодарность директора ОГАОУ ЦПМСС В.Н. Михайловой за выступление на обучающем семинаре для специалистов, работающих в коррекционных школах и специалистов домов-интернатов для детей-инвалидов по проблеме «Повышение качества системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ через активизацию деятельности ПМП консилиумов».
  • 2015 г. – Благодарность заместителя министра образования Иркутской области М.А. Парфенова за помощь в организации и проведении IV Областной предметно-практической конференции для детей с ОВЗ «Этот огромный мир».
  • 2016 г. – Диплом участника выставки «Иркутск-территория детства».
  • 2016 г. – Благодарность издательства «Просвещение» за деятельное участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарность МБОУ г. Иркутска СОШ №45 за сотрудничество и помощь в проведении городского семинара "ФГОС для обучающихся с ОВЗ: новые возможности и перспективы".   
  • 2016 г. – Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, директора департамента по государственной политике в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянова за методическую поддержку развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. 
  • 2016 г. – Благодарственное письмо администрации и педагогического коллектива ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 28 г. Тулуна» за методическую помощь в подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарственное письмо Департамента образования администрации г. Иркутска за высокий профессионализм и конструктивное сотрудничество в организации и проведении совещания городского профессионального сообщества «Наука-школе», проходившего в рамках августовских встреч работников образования.  
  • 2017 г. – Благодарность ГАУ ЦППМиСП Иркутской области за выступление на семинаре «Актуальные вопросы введения ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности проведения государственной итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья» для руководителей и специалистов ТПМПК Иркутской области.
  • 2017 г. – Благодарность администрации и педагогического коллектива ФГКОУ «СОШ № 178» за качественно организованные и проведённые курсы повышения квалификации для педагогических работников школы по программе «Организация и содержание образовательного процесса в общеобразовательной основной и начальной школе в условиях реализации ФГОС и введения ФГОС для детей с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарность ГАУ ЦППМиСП Иркутской области за организацию и проведение семинара для сурдологов и врачей-сурдологов: "Психологические основания выбора образовательной среды имплантированных дошкольников, завершивших и не завершивших запускающий этап реабилитации".
  • 2017 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области за оказанное содействие в организации и проведении семинара-совещания специалистов образовательных организаций Иркутской области по теме «Организация образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»,
  • 2017 г. – Благодарственное письмо ГОКУ "СКШ для обучающихся с нарушениями речи № 11 г Иркутска" за профессиональное сотрудничество и оказание медицинской помощи, в проведении семинаров и круглых столов в 2016/2017 учебном году, в связи с переходом на ФГОС НОО детей с ОВЗ.
  • 2017 г. – Благодарственное письмо министра образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А Егорова за успешно проведённую работу по повышению квалификации специалистов, прошедших обучение по курсу «Деятельность  психолого-медико-педагогических комиссий  и психолого-медико-педагогических консилиумов, как основной механизм реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарственное письмо директора МБОУ ООШ № 1 Зарубиной А.В. кафедре комплексной коррекции нарушений детского развития за плодотворное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров, за представление возможности получить профессионально значимые знания и навыки через использование широкого спектра современных образовательных и информационных технологий. 
  • 2017 г. – Благодарственное письмо председателя Комитета по образованию МО "Заларинского района" за эффективный, профессионально уверенный материал для слушателей нашего района по теме курсовой подготовки "Организация и содержание образовательного процесса в общеобразовательной основной и начальной школе в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
  • 2017 г. – Диплом за участие в научно-практической конференции "Деятельность учителя-логопеда, психолога в рамках ФГОС для детей с ОВЗ: опыт и перспективы". Тема доклада «Методическое сопровождение внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарственное письмо директора ГОКУ СКШ для обучающихся с нарушениями речи № 11 г. Иркутска Кутимского А.М. за участие в научно-практической конференции «Деятельность учителя-логопеда, психолога в рамках ФГОС для детей с ОВЗ: опыт и перспективы»
  • 2017 г. – Дипломом научно-инновационного центра (г.Красноярск) за участие в III Международной научно-практической конференции для работников науки и образования Education & Science – 2017.
  • 2017 г. – Памятный знак Минобрнауки РФ "За личный вклад в развитие дефектологии".
  • 2018 г. – Диплом заместителя министра образования Иркутской области Парфёнова М.А. за участие в областной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся в рамках ФГОС для детей с ОВЗ». Тема доклада «Актуальные вопросы реализации образования обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС».
  • 2018 г. – Благодарность АО Издательство «Просвещение» за  деятельное участие в Проекте Министерства образования и науки РФ "Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (2 и 3 классы)".
  • 2018 г. – Благодарность начальника МКУ РУО И.Н. Корниловой за проведение курсов по теме «Адаптированные образовательные программы в условиях инклюзивного образования» (г.Ленск - 2018).
  • 2018 г. – Благодарственное письмо директора «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» Л.О. Шаповаленко за участие в серии семинаров-совещаний, презентаций, круглых столов в рамках краевой акции «Три П: Понимаем. Принимаем. Помогаем», посвящённой поддержке детей с ОВЗ и их родителей в Красноярском крае, в обсуждении вопросов работы ПМПК «Проблемы ПМПК на современном этапе и пути их решения» (3-4 октября), выступление с презентацией «Методическое обеспечение первоклассников с ЗПР» (5 октября), а так же продуктивное взаимодействие с педагогами, работающими с обучающимися с ОВЗ.
  • 2018 г. – Благодарственное письмо директора ГОКУ Иркутской области «СКОШ для обучающихся с нарушениями речи № 11» г. Иркутска  И.Н. Лавровой за высокий профессионализм педагогический талант и преданность своему благородному делу.
  • 2018 г. – Благодарственное письмо директора УГИ Э.Э. Сыманюк за участие в организации Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и  абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты».
  • 2018 г. – Благодарственное письмо Забайкальской региональной общественной организации «Забайкальская ассоциация специальных педагогов» за проведённый семинар «ФГОС для детей с ОВЗ: расширение возможностей образования, новые перспективы развития» в рамках Межрегиональной летней школы специальных педагогов (25.06.2018).
  • 2018 г. – Благодарственное письмо Министерства образования Красноярского края за большой вклад  в развитие системы инклюзивного образования в Красноярском крае.

Контактная информация: E-mail: eleon-irk@yandex.ru

 

: