Инденбаум Елена Леонидовна

Инденбаум Елена Леонидовна – доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития

Основные этапы профессиональной деятельности

  • 1973-1977 – студентка дефектологического факультета ИГПИ (диплом с отличием)
  • 1977-1981 – воспитатель в детском доме МинСО, вспомогательной школе (Иркутск)
  • 1981-1998 – старший лаборант (1981-1984), младший научный сотрудник (1984-1988), старший научный сотрудник (1988-1992), руководитель отделения профилактической педиатрии (1992-1995), и лаборатории этнопсихологии (1995-1998) в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР/РАМН (Красноярск)
  • В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 «Возрастная  и педагогическая психология» по теме «Особенности готовности к школьному обучению детей 6-7 лет в экологических условиях Севера и Сибири» (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, г. Москва).
  • В 1991 году получила диплом старшего научного сотрудника по специальности «Возрастная и педагогическая психология».
  • 1998 –2001, 2004-2005 г.г. – доцент ИГПУ, 2001-2003 гг. и с 2005 г. по н.в. заведующая кафедрой КПОДиЛ (с 2013 года – ККНДР)
  • 2002 – получен диплом доцента по кафедре КПОДиЛ
  • 2011 – защитила докторскую диссертацию по специальности 19.00.10. – «Коррекционная психология» по теме «Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности» (ИКП РАО г. Москва)
  • 2015 – прошла профессиональную переподготовку в ИДЛ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» по программе «Психолог. Преподаватель психологии».
  • 2018 – присвоено ученое звание профессора по специальности 19.00.10 «Коррекционная психология».

Работа по совместительству:

  • 1990-1995 год – КГУ, доцент
  • 1989-1995 год – Красноярский краевой психоневрологический диспансер, Центр психолого-педагогической помощи населению - психолог-консультант
  • 1993-1998; 2003-2006 – школа № 104, ЦППРиК № 2 г. Красноярск;
  • 2004-2007 гг. – КЦПМСС (Красноярск) – педагог-психолог, научный консультант
  • 2004 – присвоена высшая квалификационная категория педагога-психолога (Красноярск)
  • 1998 – 2013 гг. – Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск, отделение психического здоровья детей и подростков, ведущий научный сотрудник
  • 2005 – н.в. МОУ СОШ № 1 г. Слюдянки – педагог-психолог, научный консультант
  • 2017 г.  – Госзадания Минобрнауки 27.4378.2017 HM «Научно-методическая разработка системы оценки планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ и АООП О УО (ИН)», ведущий научный сотрудник.
  • 2018 г. – Госзадание Минобрнуки 21.12822.2018/12.1 «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью», ведущий научный сотрудник.

 Сфера научных интересов: психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности, сопровождение этого процесса, этнокультурная специфичность проявлений легких форм интеллектуальной недостаточности, психологическая диагностика (дифференциальная и в процессе сопровождения), оценка результатов образования.

 

Читаемые дисциплины:

  • Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения
  • Клинические основы профессиональной деятельности дефектолога
  • Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
  • Методы психологической диагностики с практикумом в специальном образовании
  • Методы и методология научных исследований в специальной психологии и педагогике
  • Управление исследовательской и проектной деятельностью
  • Методы и методология научных исследований в специальной педагогике и логопедии
  • Диагностика психосоциального развития детей с ОВЗ в разных возрастах
  • Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями

 Повышение квалификации за три года:

  • 2018 г. – Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технологии социальной работы в социально-педагогической деятельности» (удостоверение № 382405403735 в объёме 36 часов, дата выдачи 28.03.2018, г. Иркутск).
  • 2019 г. –  Курсы повышения квалификации по программе «Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в Вузе», (удостоверение № 7.7919.0942 в объёме 72 ч. Дата выдачи 12 декабря 2019 г., Омск).
  • 2019 г. –  Курсы повышения квалификации по программе «Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в Вузе», Омск (удостоверение, 72 ч.).
  • 2020 г. – курсы повышения квалификации по программе «Технологии сопровождения лиц с инвалидностью», ФГБОУ ВО «ВятГУ» г. Киров,  удостоверение гос. образца, 72 ч.

 Являлась участником:

  • 2019 г. –  Сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС», посвященной 110-летию педагогического образования в Иркутской области.  
  • 2019 г. –  Сертификат участника Межрегиональной конференции «Инклюзия: практики развития и обучения». Красноярск. 22-23 апреля 2019 года.
  • 2019 г. –  Сертификат участника Обучающего Всероссийского семинара «Технологии составления расписания и особые подходы к оценке уровня знаний, умений, навыков обучающихся с особыми образовательными потребностями, оформление и ведение рабочей документации педагога». Барнаул, 19-20 сентября 2019 года.
  • 2019 г. –  Сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института, «Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции, перспективы развития», 17 мая 2019 г.  
  • Сертификат участника Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году. Москва, 29 ноября 2019 года.
  • 2019 г. –  Курсы повышения квалификации по программе «Превенция дезадаптации студентов-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в Вузе», (удостоверение № 7.7919.0942 в объёме 72 ч. Дата выдачи 12 декабря 2019 г., Омск).
  • 2020 г. - Сертификат участника II Всероссийской НПК «Семья особого ребенка», 19 ноября 2020 г. Москва.
  • 2020 г. - Сертификат участника Всероссийской НПК «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ», 30 ноября 2020 г. Москва
  • 2020 г. - Сертификат участника Всероссийской НПК «Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика», 12 ч.
  • 2020 г. - Сертификат, удостоверяющий выступление с докладом «Мониторинг личностных результатов образования школьников с ЗПР» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» Москва 30 ноября 2020 г.

 Избранные труды за три года: 

  • Проблемы оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и возможные подходы к их решению / Е.Л. Инденбаум, И.О. Позднякова, Л.А. Самойлюк и др. // Дефектология. – 2018. – № 2. - С. 26-38.
  • Инденбаум Е.Л. Inclusion Education(case, status, etc.) of students with disabilities in the Siberia and Yakutia (Russian Federation) / Е.Л. Инденбаум // Intensiv Educational Practics in East Asia. – 2018. – С. 109-152.
  • Инденбаум Е.Л. Индивидуальный образовательный маршрут: реальность и потенциал / Е.Л. Инденбаум, А.К. Костин // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве. – 2018. – С. 10-19.
  • Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика достижений обучающихся с тяжелыми формами нарушений интеллекта / Е.Л. Инденбаум, Е.Н. Елисеева // «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования». – 2018.
  • Инденбаум Е.Л., Самойлюк Л.А., Позднякова И.О., Соколова И.О. Проблемы оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. -  2018. – № 2. – С. 26-37.
  • Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 13–21.
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А.  Мониторинг личностных результатов образования школьников с трудностями обучения // Ярославский педагогический вестник, 2018. - № 6(105). – С.185-194.
  • Инденбаум Е.Л., Позднякова И.О. Практическая реализация процедуры оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Человек. Общество. Инклюзия, 2018. - № 3 (35). - С.90-96.
  • Инденбаум Е.Л. Актуальные проблемы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода к образованию на основе ФГОС / Е.Л. Инденбаум // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС. - Иркутск, 2019. - С. 7-14.
  • Инденбаум Е.Л. Проблемы дифференциальной диагностики и организации обучения детей с задержкой психического развития / Е.Л. Инденбаум // Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры : сборник материалов Всероссийской конференции. Москва, 25–26 октября 2018 г. / под общ. ред. Л.Ю. Вакориной. – М. : РУДН, 2018. – C.33-40.
  • Инденбаум Е.Л. К проблеме компенсации задержки психического развития в период начального образования / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 3-12.
  • Инденбаум Е.Л. Психопатология для дефектологов: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2019. – 160 с.
  • Инденбаум Е.Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты// Дефектология. – 2019. - № 4. - С.37-52.
  • Кузнецова В.Е., Инденбаум Е.Л. Характеристика и прогностическое значение профилей готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха // Дефектология. – 2019. – №5. – С. 51-62.
  • Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Дети с задержкой психического развития: учебное пособие для общеоб. организаций. – М.: «Просвещение», 2019. – 47 с.
  • Инденбаум Е.Л. Коробейников И.А Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеоб. организаций. - М.: «Просвещение», 2019. – 47 с.
  • Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию пед. образования в Иркут. обл. / Под ред. Е.Л. Инденбаум. – 2019. – 179 с.
  • Indenbaum EL. Inclusive Competences as a Perspective of Modern Pedagogical Education // Tomsk State University Journal. - 2020. - № 452 P. 194–204.
  • Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 1 / Е.Л. Инденбаум, О.Е. Грибова // Дефектология. - 2020. - № 4. - С. 20-31.
  • Грибова О.Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 2 / О.Е. Грибова, Е.Л. Инденбаум // Дефектология. - 2020. - № 5. - С. 22-32.
  • Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность педагога как ресурс повышения качества помощи детям с нарушениями развития / Е.Л. Инденбаум // // Дети. Общество. Будущее. Сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». – М., 2020. - С. 242-244.
  • Инденбаум Е.Л. Некоторые характеристики психосоциального развития подростков с дефицитом познавательных способностей (задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью) / Е.Л. Инденбаум, К.Г. Логунова // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2020. - С. 140-147.
  • Инденбаум Е.Л. Педагогические средства и условия поддержки процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Л. Инденбаум // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: Сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2020. - С. 18-31.
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. - 303 с.
  • Инденбаум Е.Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Е.Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2020. - 210 с.

 Награды и поощрения:

  • 2010 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
  • 2010 г. – Почетная грамота к 100-летию со дня создания ВУЗа.
  • 2011 г. – Медаль к 350-летию г. Иркутска, ветеран труда.
  • 2014 г. – Почетная грамота ВУЗа.
  • 2014 г. – Благодарность директора МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска за участие в Муниципальном мероприятии круглый стол «Проблемы обучения и социализации детей с ДЦП: опыт, перспективы» в рамках Ангарского образовательного форума 2014 года.
  • 2015 г. – Благодарность директора ГАУ ЦППМиСП В.Н. Михайловой за выступление на семинаре для специалистов МСЭ и ПМПК, врачей психиатров и специалистов домов-интернатов для детей-инвалидов с умственной отсталостью по проблеме «Виды адаптированных образовательных программ с учётом основного заболевания ребёнка, и создание специальных образовательных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Иркутской области».
  • 2015 г. – Благодарность директора ОГАОУ ЦПМСС В.Н. Михайловой за выступление на обучающем семинаре для специалистов, работающих в коррекционных школах и специалистов домов-интернатов для детей-инвалидов по проблеме «Повышение качества системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ через активизацию деятельности ПМП консилиумов».
  • 2015 г. – Благодарность заместителя министра образования Иркутской области М.А. Парфенова за помощь в организации и проведении IV Областной предметно-практической конференции для детей с ОВЗ «Этот огромный мир».
  • 2016 г. – Благодарность издательства «Просвещение» за деятельное участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарность МБОУ г. Иркутска СОШ №45 за сотрудничество и помощь в проведении городского семинара "ФГОС для обучающихся с ОВЗ: новые возможности и перспективы".   
  • 2016 г. – Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, директора департамента по государственной политике в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянова за методическую поддержку развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. 
  • 2016 г. – Благодарственное письмо администрации и педагогического коллектива ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 28 г. Тулуна» за методическую помощь в подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарственное письмо Департамента образования администрации г. Иркутска за высокий профессионализм и конструктивное сотрудничество в организации и проведении совещания городского профессионального сообщества «Наука-школе», проходившего в рамках августовских встреч работников образования.  
  • 2017 г. – Благодарность ГАУ ЦППМиСП Иркутской области за выступление на семинаре «Актуальные вопросы введения ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности проведения государственной итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья» для руководителей и специалистов ТПМПК Иркутской области.
  • 2017 г. – Благодарность администрации и педагогического коллектива ФГКОУ «СОШ № 178» за качественно организованные и проведённые курсы повышения квалификации для педагогических работников школы по программе «Организация и содержание образовательного процесса в общеобразовательной основной и начальной школе в условиях реализации ФГОС и введения ФГОС для детей с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарность ГАУ ЦППМиСП Иркутской области за организацию и проведение семинара для сурдологов и врачей-сурдологов: "Психологические основания выбора образовательной среды имплантированных дошкольников, завершивших и не завершивших запускающий этап реабилитации".
  • 2017 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области за оказанное содействие в организации и проведении семинара-совещания специалистов образовательных организаций Иркутской области по теме «Организация образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»,
  • 2017 г. – Благодарственное письмо ГОКУ "СКШ для обучающихся с нарушениями речи № 11 г Иркутска" за профессиональное сотрудничество и оказание медицинской помощи, в проведении семинаров и круглых столов в 2016/2017 учебном году, в связи с переходом на ФГОС НОО детей с ОВЗ.
  • 2017 г. – Благодарственное письмо министра образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А Егорова за успешно проведённую работу по повышению квалификации специалистов, прошедших обучение по курсу «Деятельность  психолого-медико-педагогических комиссий  и психолого-медико-педагогических консилиумов, как основной механизм реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарственное письмо директора МБОУ ООШ № 1 Зарубиной А.В. кафедре комплексной коррекции нарушений детского развития за плодотворное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров, за представление возможности получить профессионально значимые знания и навыки через использование широкого спектра современных образовательных и информационных технологий. 
  • 2017 г. – Благодарственное письмо председателя Комитета по образованию МО "Заларинского района" за эффективный, профессионально уверенный материал для слушателей нашего района по теме курсовой подготовки "Организация и содержание образовательного процесса в общеобразовательной основной и начальной школе в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
  • 2017 г. – Диплом за участие в научно-практической конференции "Деятельность учителя-логопеда, психолога в рамках ФГОС для детей с ОВЗ: опыт и перспективы". Тема доклада «Методическое сопровождение внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ».
  • 2017 г. – Благодарственное письмо директора ГОКУ СКШ для обучающихся с нарушениями речи № 11 г. Иркутска Кутимского А.М. за участие в научно-практической конференции «Деятельность учителя-логопеда, психолога в рамках ФГОС для детей с ОВЗ: опыт и перспективы»
  • 2017 г. – Памятный знак Минобрнауки РФ "За личный вклад в развитие дефектологии".
  • 2018 г. – Диплом заместителя министра образования Иркутской области Парфёнова М.А. за участие в областной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся в рамках ФГОС для детей с ОВЗ». Тема доклада «Актуальные вопросы реализации образования обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС».
  • 2018 г. – Благодарность АО Издательство «Просвещение» за  деятельное участие в Проекте Министерства образования и науки РФ "Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития (2 и 3 классы)".
  • 2018 г. – Благодарность начальника МКУ РУО И.Н. Корниловой за проведение курсов по теме «Адаптированные образовательные программы в условиях инклюзивного образования» (г.Ленск - 2018).
  • 2018 г. – Благодарственное письмо директора «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» Л.О. Шаповаленко за участие в серии семинаров-совещаний, презентаций, круглых столов в рамках краевой акции «Три П: Понимаем. Принимаем. Помогаем», посвящённой поддержке детей с ОВЗ и их родителей в Красноярском крае, в обсуждении вопросов работы ПМПК «Проблемы ПМПК на современном этапе и пути их решения» (3-4 октября), выступление с презентацией «Методическое обеспечение первоклассников с ЗПР» (5 октября), а так же продуктивное взаимодействие с педагогами, работающими с обучающимися с ОВЗ.
  • 2018 г. – Благодарственное письмо директора ГОКУ Иркутской области «СКОШ для обучающихся с нарушениями речи № 11» г. Иркутска  И.Н. Лавровой за высокий профессионализм педагогический талант и преданность своему благородному делу.
  • 2018 г. – Благодарственное письмо Забайкальской региональной общественной организации «Забайкальская ассоциация специальных педагогов» за проведённый семинар «ФГОС для детей с ОВЗ: расширение возможностей образования, новые перспективы развития» в рамках Межрегиональной летней школы специальных педагогов (25.06.2018).
  • 2018 г. – Благодарственное письмо Министерства образования Красноярского края за большой вклад  в развитие системы инклюзивного образования в Красноярском крае.
  • 2019 г. – Благодарственное письмо за участие в работе проблемной лаборатории «Проблемы и пути решения в обучении детей с ОВЗ в условиях сельских школ» для педагогов Иркутского района.  
  • 2019 г. – Диплом за участие в Межрегиональной конференции "Инклюзия:   практики развития и обучения" и проведение семинара по теме "Мониторинг становления жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствии с ФГОС О УО (ИН) в рамках проекта "Сибирская инициатива по инклюзии - построение местных партнерств для развития инклюзии детей с ОВЗ в Сибири".  
  • 2019 г. – Благодарность Администрации и коллектива ГОКУ Иркутской области Специальной (коррекционной ) школы  для обучающихся с нарушениями речи № 11 г. Иркутска за плодотворное сотрудничество и конструктивное взаимодействие в работе Областной научно-практической  конференция «Готовность педагогов общеобразовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».  
  • 2019 г. – Благодарственное письмо  Филиала Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», ФГБОУ ВО «ИГУ», МБОУ СОШ № 50 за методическую поддержку и проведение VIII сессии «Открытого родительского Университета» при участии инновационной педагогической площадки специалистов социально-психологической службы в системе образования Слюдянского района.  
  • 2019 г. – Благодарность МКУ «Комитета по социальной политике и культуре» за участие в I муниципальном педагогическом марафоне под эгидой «Родительского Открытого Университета» на площадке МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянки «Дети с ОВЗ: теория и практика» г. Слюдянки. 
  • 2019 г. – Благодарственное письмо губернатора Иркутской области за многолетний и добросовестный труд и личный вклад в укрепление системы высшего образования.  

 

Контактная информация: E-mail: eleon-irk@yandex.ru