Инденбаум Елена Леонидовна

Инденбаум Елена Леонидовна – доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития

Основные этапы профессиональной деятельности:

  • 1973-1977 – студентка дефектологического факультета ИГПИ (диплом с отличием)
  • 1977-1981 – воспитатель в детском доме МинСО, вспомогательной школе (Иркутск)
  • 1981-1998 – старший лаборант (1981-1984), младший научный сотрудник (1984-1988), старший научный сотрудник (1988-1992), руководитель отделения профилактической педиатрии (1992-1995), и лаборатории этнопсихологии (1995-1998) в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР/РАМН (Красноярск)
  • В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 «возрастная  и педагогическая психология» по теме «Особенности готовности к школьному обучению детей 6-7 лет в экологических условиях Севера и Сибири» (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, г. Москва).
  • В 1991 году получила диплом старшего научного сотрудника по специальности «Возрастная и педагогическая психология».
  • 1998 –2001, 2004-2005 г.г. – доцент ИГПУ, 2001-2003 гг и с 2005 г. по н.в. заведующая кафедрой КПОДиЛ (с 2013 года – ККНДР)
  • 2002 – получен диплом доцента по кафедре КПОДиЛ
  • 2011 – защитила докторскую диссертацию по специальности 19.00.10. – «коррекционная психология» по теме «Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности» (ИКП РАО г. Москва)
  • 2015 – прошла профессиональную переподготовку в ИДЛ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет по программе «Психолог. Преподаватель психологии».

Работа по совместительству:

  • 1990-1995 год – КГУ, доцент
  • 1989-1995 год – Красноярский краевой психоневрологический диспансер, Центр психолого-педагогической помощи населению - психолог-консультант
  • 1993-1998; 2003-2006 – школа № 104, ЦППРиК № 2 г. Красноярск; 2004-2007 г.г. – КЦПМСС (Красноярск) – педагог-психолог, научный консультант
  • 2004 – присвоена высшая квалификационная категория педагога-психолога (Красноярск)
  • 1998 – 2013 год – Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск, отделение психического здоровья детей и подростков, ведущий научный сотрудник
  • 2005 – н.в. МОУ СОШ № 1 г. Слюдянки – педагог-психолог, научный консультан

Сфера научных интересов: психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности, сопровождение этого процесса, этнокультурная специфичность проявлений легких форм интеллектуальной недостаточности, психологическая диагностика.

Читаемые дисциплины:

  • Специальная психология
  • Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
  • Проективные методы в психодиагностике детей с ОВЗ
  • Психотренинговые методы в специальном образовании
  • Методы научных исследований в специальной психологии
  • Методология и методы исследования в специальном образовании
  • Сравнительная психология нормального и нарушенного развития с основами клинической психологии
  • Современные проблемы диагностики и консультирования при реализации адаптированных образовательных программ
  • Психология детей с дисгармоничным и дефицитарным развитием и основы консультирования семьи

Повышение квалификации за пять лет:

  • 2013 г. – Теоретические и методические проблемы современной логопедии (Удостоверение № У-4960/б. 21.10. – 19.11.2013 АПК и ППРО, Москва, 144 ч.).
  • 2013 г. – Психолого-педагогические технологии в учебном процессе высшей школы в условиях перехода на стандарты третьего поколения (удостоверение, 72 ч. 9.12–25.12 2013).
  • 2015 г. – Профессиональная переподготовка «Психолог. Преподаватель психологии»  01.07.2015–30.10.2015 г. Диплом. Рег.номер 1306.

Избранные труды за пять лет: 

  • Инденбаум Е.Л. О валидности некоторых диагностических методик для обследования детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности (Сообщение 1) // Дефектология. – 2013. – №4. – С.29–36.
  • Инденбаум Е.Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности (Сообщение 2) // Дефектология. – 2013. – №5. – С.3–13.
  • Инденбаум Е.Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности (Сообщение 3) // Дефектология. – 2013. – №6. – С.33–42.
  • Коробейников И.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития : проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013 – 48 с.
  • Инденбаум, Е.Л. Знаково-символическое опосредствование деятельности при легких формах  интеллектуальной недостаточности (дошкольный и младший школьный возраст): монография / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, А.Н. Грачева. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ВСГАО, 2014. – 160 с.
  • Инденбаум Е.Л. Детерминанты состояния аффективной сферы старших дошкольников с негрубыми когнитивными и речевыми нарушениями / Е.Л. Инденбаум, В.В. Коняева, Н.Н. Селезнева // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 34–42.
  • Инденбаум Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С.42–48.
  • Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции / Басилова Т.А., Белопольская Н.Л., Инденбаум Е.Л. // Культурно-историческая психология. – 2013. № 4. – С. 117–123.
  • Специальная психология для начинающих: учеб. пособие / Под ред. Е.Л. Инденбаум. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ВСГАО, 2014. – 220 с.
  • Инденбаум, Е.Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения / Е.Л. Инденбаум, В.И. Нодельман, И.О. Позднякова  // Дефектология. – 2015. – № 1. – С.3–10.
  • Инденбаум, Е.Л. Проблема валидности и надежности данных психологической диагностики при исследовании детей с легкими формами интеллектуальной недостаточности // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015. – С. 217–220.
  • Инденбаум  Е.Л. Диагностика в контексте реализации стандартов образования детей с ОВЗ: проблемы и перспективы / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2016. – № 4. – С.17–24.
  • Бубарева, В.Е. Выбор образовательной среды для имплантированных дошкольников с разным уровнем готовности к школьному обучению [Текст] / В. Е. Бубарева, Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2016. – №5. – С.54–64.
  • Инденбаум  Е.Л. К проблеме детского двуязычия и «инокультурности» // Известия Иркутского государственного университета. – Том 17. – Серия «Психология». – 2016 – С. 26–37.
  •  Инденбаум, Е.Л., Самойлюк, Л.А. Взаимодействие специалистов образовательной организации в оценке успешности формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ / Е.Л. Инденбаум, Л.А. Самойлюк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –  2017. – № 4. – C. 9-17.
  •  Инденбаум, Е.Л. Детерминанты эмоционального неблагополучия дошкольников с когнитивными и речевыми нарушениями и психолого-педагогические рекомендации для его коррекции / Е.Л. Инденбаум, В.В. Коняева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. – № 4.
  •  Инденбаум Е.Л. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению (сообщение 1) / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, И.О.Позднякова, В.Е. Кузнецова // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 10–21.
  • Инденбаум Е.Л. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие / Е.Л. Инденбаум, И.О.Позднякова. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2017. – 144 c.

Награды и поощрения:

  • 2007 г. – Диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования г. Сочи («Функционально-уровневый подход к оценке становления познавательной деятельности детей: теория и практика применения»).
  • 2010 г. – почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
  • 2010 г. – почетная грамота к 100-летию со дня создания ВУЗа.
  • 2011 г. – медаль к 350-летию г. Иркутска, ветеран труда.
  • 2014 г. – почетная грамота ВУЗа.
  • 2016 г. – Благодарность издательства «Просвещение» за деятельное участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарность МБОУ г. Иркутска СОШ №45 за сотрудничество и помощь в проведении городского семинара "ФГОС для обучающихся с ОВЗ: новые возможности и перспективы".   
  • 2016 г. – Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей за методическую поддержку развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. 
  • 2016 г. – Благодарственное письмо администрации и педагогического коллектива ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 28 г. Тулуна» за методическую помощь в подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
  • 2016 г. – Благодарственное письмо Департамента образования администрации г. Иркутска за высокий профессионализм и конструктивное сотрудничество в организации и проведении совещания городского профессионального сообщества «Наука-школе», проходившего в рамках августовских встреч работников образования.  

Контактная информация: E-mail: eleon-irk@yandex.ru