Инденбаум Елена Леонидовна

indenbaum_e l Инденбаум Елена Леонидовна – доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института «Иркутского государственного университета».

Основные этапы профессиональной деятельности

  • 1973-1977 – студентка дефектологического факультета ИГПИ (диплом с отличием)
  • 1977-1981 – воспитатель в детском доме МинСО, вспомогательной школе (Иркутск)
  • 1981-1998 – старший лаборант (1981-1984), младший научный сотрудник (1984-1988), старший научный сотрудник (1988-1992), руководитель отделения профилактической педиатрии (1992-1995), и лаборатории этнопсихологии (1995-1998) в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР/РАМН (Красноярск)
  • В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология» по теме «Особенности готовности к школьному обучению детей 6-7 лет в экологических условиях Севера и Сибири» (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, г. Москва).
  • В 1991 году получила диплом старшего научного сотрудника по специальности «Возрастная и педагогическая психология».
  • 1998 – 2001, 2004-2005 г.г. – доцент ИГПУ, 2001-2003 гг. и с 2005 г. по н.в. заведующая кафедрой КПОДиЛ (с 2013 года – ККНДР).
  • 2002 – получен диплом доцента по кафедре КПОДиЛ.
  • 2011 – защитила докторскую диссертацию по специальности 19.00.10. – «Коррекционная психология» по теме «Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности» (ИКП РАО г. Москва).
  • 2015 – прошла профессиональную переподготовку в ИДЛ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» по программе «Психолог. Преподаватель психологии».
  • 2018 – присвоено ученое звание профессора по специальности 19.00.10 «Коррекционная психология».

 Работа по совместительству:

  • 1990-1995 год – КГУ, доцент
  • 1989-1995 год – Красноярский краевой психоневрологический диспансер, Центр психолого-педагогической помощи населению - психолог-консультант
  • 1993-1998; 2003-2006 – школа № 104, ЦППРиК № 2 г. Красноярск;
  • 2004-2007 гг. – КЦПМСС (Красноярск) – педагог-психолог, научный консультант
  • 2004 – присвоена высшая квалификационная категория педагога-психолога (Красноярск)
  • 1998 – 2013 гг. – Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск, отделение психического здоровья детей и подростков, ведущий научный сотрудник
  • 2005 – 2020 МОУ СОШ № 1 г. Слюдянки – педагог-психолог, научный консультант
  • 2017 г.  – Госзадания Минобрнауки 27.4378.2017 HM «Научно-методическая разработка системы оценки планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ и АООП О УО (ИН)», ведущий научный сотрудник.
  • 2018 г. – Госзадание Минобрнуки 21.12822.2018/12.1 «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью», ведущий научный сотрудник
  • 2021 – ГОКУ СКШ № 11 г. Иркутска, педагог-психолог.

 Сфера научных интересов: психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности, сопровождение этого процесса, этнокультурная специфичность проявлений легких форм интеллектуальной недостаточности, психологическая диагностика (дифференциальная и в процессе сопровождения), оценка результатов образования.

 

Читаемые дисциплины:

  • Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения.
  • Образование и сопровождение обучающихся с разными формами дизонтогенеза.
  • Клинические основы профессиональной деятельности дефектолога.
  • Научные исследования в специальной педагогике и психологии.
  • Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (магистратура).
  • Управление исследовательской и проектной деятельностью (магистратура).
  • Сопровождение психосоциального развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (магистратура).

 Являлась участником:

  • 2021 г. – Сертификат участника Всероссийской конференции «Мир с добрыми глазами», г. Иркутск, 22-24 сентября 2021.
  • 2021 г. – Сертификат участника программы онлайн – курса «Дистанционная психометрическая школа», Москва, 2021.
  • 2021 г. – Сертификат участника II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ», г. Москва, 8 ноября 2021.
  • 2021 г. – Сертификат участия в работе IV Всероссийского съезда дефектологов в качестве спикера, г Москва, 11-12 ноября 2021.
  • 2022 г. – Сертификат участника Всерос.науч.-практ.конф. Педагог и психолог образовательного учреждения: условия эффективного взаимодействия. Санкт-Петербург (РГПУ) 8 декабря 2022 г, удостоверяющий выступление с докладом Взаимодействие психолога и педагога в образовании обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи.
  • 2022 г. – Сертификат участника Международного форума «Актуальные проблемы науки и образования», посвященный 300-летию Российской академии наук. 12-13 декабря 2022 г. Екатеринбург, УрГПУ в качестве спикера и докладчика.
  • 2023 г. – Сертификат участника V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка». г. Москва, 23 октября 2023 г.
  • 2023 г.  – Сертификат за проведение семинара-практикума по теме: «Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса» для учителей-логопедов, учителей-дефектологов в рамках Августовских педагогических совещаний – 2023.  г. Иркутск, 2023 г.
  • 2023 г. - Сертификат участия с докладом в XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной, «Встреча поколений… Февральские чтения», г. Курск, 28 февраля – 1 марта 2023 г.
  • 2023 г.  - Сертификат участия в V Всероссийском научно-практическом семинаре «Теория и практика сопровождаемого взросления лиц с особыми потребностями» в честь юбилея профессора Софии Давыдовны Забрамной. г. Москва, 2023 г.
  • 2023 г. - Сертификат участия в работе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего», посвященной 120 – летию со дня рождения С.С. Ляпидевского. г.Москва, 23-24 ноября 2023 г.
  • 2023 г. – Сертификат участие с докладом во Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию», г. Иркутск, 21-22 апреля 2023г.
  • 2023 г. – Сертификат участие с докладом в Межрегиональном научном семинаре, посвященного 60-летию подготовки в Иркутском педагогическом университете

дефектологов и 30-летию – специальных психологов «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ», г. Иркутск, 14 октября 2023 г.

 

Избранные труды за три года:

  • Инденбаум Е.Л. К вопросу о мониторинге личностных результатов образования школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2021. - № 2. - С.31-39.  
  • Инденбаум Е.Л. Диагностика экономической компетентности подростков с интеллектуальными нарушениями в контексте характеристики их психосоциального развития // Фундаментальная наука и технологии -перспективные разработки: м-лы ХХV  межд.науч.-практ.конф. 19-20 апреля 2021, North Charleston, USA. Изд-во Lulu Press, Morrisville,  2021. - С.63-67.
  • Инденбаум Е.Л., Лифантьева Ю.В., Гостар А.А. Ценностно-смысловые ориентации родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при выборе инклюзивной модели образования // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. – 2021. - № 5 (86). - С.30-35.
  • Инденбаум Е.Л., Мурашова И.Ю. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. – № 7. – С. 62-72. 
  • Инденбаум Е.Л. Основы научно-исследовательской деятельности (для будущих специалистов сопровождения): учебное пособие. - Иркутск: изд-во ИГУ, 2021. - 158 с.
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики в специальном образовании: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Репроцентр А1, 2022. – 120 с.
  • Инденбаум Е.Л. Методические вопросы реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями психоречевого развития в начальной школе / Е.Л. Инденбаум // Инновационные процессы в специальном образовании: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 22 апреля 2022: к 70-летию со дня рождения С. А. Домишкевича / ФГБОУ ВО «ИГУ» / научн. ред. Е. Л. Инденбаум. - 2022. - С. 11-33.
  •  Инденбаум Е.Л. "Тетрадки плюс» в обучении первоклассников с задержкой психического развития (Часть 1) / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, И.О. Позднякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 2. - С. 32-45.  
  •  Инденбаум Е.Л. «Тетрадки плюс» в обучении первоклассников с задержкой психического развития (Часть 2) / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар, И.О. Позднякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 3. - С. 14-27.
  • Indenbaum, E.L., Gostar, A.A., Pozdnyakova, I.O. (2022). Technology for Monitoring Socially Significant Skills of Schoolchildren with Temporary and Mild Intellectual and Developmental Disabilities. In: Arinushkina, A.A., Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs . Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_11 (Q4)
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Исследования в контексте сопровождения образования и социализации обучающихся с отставанием в развитии: история и современность иркутской специальной психологии // Дефектология. - 2023. - №5. - С. 27-37.  
  • Инденбаум Е.Л. Образование и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (часть 1): Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Репроцентр А 1, 2023. 106 с.
  • Инденбаум Е.Л. Частные вопросы психолого-педагогической диагностики в специальном образовании / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар. –  Электрон. текст. дан. (1,9 Мб). – Иркутск: Аспринт, 2023. – 75 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC, Intel 1 Гц, 512 Мб RAM, 1,9 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; OC Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.

Награды и поощрения за три года:

  • 2021 г. – Почетная грамота Президиума Сибирского отделения РАН за личный вклад в развитие отечественной науки, многолетний добросовестный труд, подготовку научных кадров и в связи с Днем российской науки, 8 февраля 2021 г.
  • 2021 г. – Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с нарушениями речи № 11 г. Иркутска» за активное участие в работе региональной научно-практической конференции педагогических работников  «Обучение и воспитание: методики и практика образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС обучающихся ОВЗ».
  • 2021 г. – Благодарственное письмо Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга» и Иркутского регионального отделения Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» за участие во Всероссийской конференции «Мир с добрыми глазами», г. Иркутск
  •  2021 г. – Благодарность Союза охраны психического здоровья за участие в III Конгрессе «психическое здоровье человека 21 века» по теме «Дети. Общество. Будущее», г. Москва.
  • 2021 г. – Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с нарушениями речи № 11 г. Иркутска» за активное участие в работе региональной научно-практической конференции педагогических работников  «Построение системы сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования, г. Иркутск.
  • 2021 г. – Диплом Министерства образования Иркутской области за доклад «Мониторинг личностных результатов образования как актуальная проблема» на научно-практической конференции специалистов, работающих с детьми с ОВЗ «Построение системы сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования».
  • 2022 г. – Ведомственная награда Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области образования».
  • 2022 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), за многолетнее плодотворное сотрудничество, профессионализм и за вклад в развитие инклюзивного образования Республики Саха (Якутия).
  • 2022 г. – Благодарственное письмо от зам. министра образования Иркутской области   за участие в организации и проведении областной научно-практической конференции «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьной образовательной организации: опыт и перспективы» 31 октября 2022 года
  • 2022 г. – Благодарность кафедры олигофренопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации им. А.И. Герцена за активную помощь в подготовке и проведении Фестиваля методических разработок специалистов, работающих в образовательных организациях, обеспечивающих образование детей с проблемами в интеллектуальном развитии, организованного в рамках празднования 225-летия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
  • 2023 г. - Благодарственное письмо Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда» за сотрудничество, неоценимую помощь и поддержку.
  • 2023 г. - Благодарность Департамента образования администрации города Иркутска за плодотворное сотрудничество и помощь в организации и проведении секции учителей-логопедов, учителей-дефектологов в рамках Августовских педагогических совещаний – 2023.
  • 2023 г. - Благодарность администрации МБОУ г. Иркутска СОШ № 45 за оказание методической помощи в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
  • 2023 г. - Благодарность администрации МБДОУ г. Иркутска детского сада № 168 за многолетнее сотрудничество, высокий профессионализм, компетентность и методическую помощь
  • 2023 г. - Благодарственное письмо ГБУ ДПО «Республиканского методического центр психолого-педагогического сопровождения» Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за плодотворное сотрудничество.
  • 2023 г. - Благодарность Муниципального казенного учреждения «Комитета по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района» за предоставление опыта работы по теме: «Актуальные проблемы сопровождения детей с отставанием в психосоциальном развитии в общеобразовательных школах» в рамках проведения Единого методического дня на площадке МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянки 15.02.2023 года «Методы и технологии в работе с детьми с ОВЗ в образовательных организациях. Адаптация в современном мире детей, имеющих особые образовательные потребности».
  • 2023 г. - Благодарность директора Монгольского Государственного Университета Образования за многолетнее научное партнерство
  • 2023 г. - Благодарственное письмо ГКОУ РС (Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за сотрудничество, повышение квалификации педагогов образовательного учреждения, высокий профессионализм и компетентность.
  • 2023 г. - Благодарность директора ФГАОУ ВО «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» за участие в пленарном заседании межрегиональной научно-практической конференции «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях современных образовательных вызовов» с докладом на тему «Проектирование образовательного пространства для детей с ОВЗ на основе обновленных федеральных требований».

 

Контактная информация: E-mail: eleon-irk@yandex.ru