Заиграева Надежда Викторовна
Заиграева Надежда Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института «Иркутского государственного университета».
Основные этапы профессиональной деятельности
- 1983-1987 – студентка факультета педагогики и методики начального обучения Иркутского государственного педагогического института
- 1987-1991-1997 – учитель начальных классов в средней общеобразовательной школе № 17 г. Ангарск, № 35 г. Иркутск
- 1999-2001 – факультет переподготовки по специальности «Психология» ИГПУ
- 2002-2005 – старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и методики начального образования ИГПУ
- 2002-2005 – аспирантка очной формы обучения кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии ИГПУ
- 2006 – защитила кандидатскую диссертацию «Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью» по специальности «19.00.10 – коррекционная психология» (ИКП РАО г. Москва)
- 2005-2007 – старший преподаватель кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии факультета специальной педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического университета
- в 2010 – присвоено ученое звание доцента по кафедре клинико-психологических основ дефектологии и логопедии
- с 2005 – старший преподаватель, с 2010 – доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития
- 2017-2018 – профессиональная переподготовка по программе «Дефектология в образовательной организации». Присвоена квалификация «Учитель-дефектолог / олигофренопедагог».
- 2018 – профессиональная переподготовка по программе «Практическое психологическое консультирование и психокоррекция».
- 2022 – профессиональная переподготовка по программе «Организация и содержание логопедической работы в общеобразовательной организации».
- 2023 – профессиональная переподготовка по программе «Специалист по работе с семьей».
Сфера научных интересов: гендерная социализация детей и подростков в норме и при трудностях развития; психология семейных отношений.
Читаемые дисциплины:
- Социализация детей с особыми образовательными потребностями
- Психолого-педагогические особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями
- Психология детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития
- Основы научно-исследовательской деятельности
- Тьюторская практика
- Диагностическая практика
- Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (магистратура)
- Организация и содержание сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (магистратура)
- Просвещение участников инклюзивного образовательного процесса (магистратура)
Повышение квалификации за три года:
- 2021 – Курсы повышения квалификации по профессиональной программе «Особенности сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования» в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», с 10 апреля по 29 апреля 2021 г. (удостоверение № 383101643333, в объеме 36 ч).
- 2021 – Курсы повышения квалификации по дополнительной программе «Цифровое обучение: методики, практики, инструменты» в ООО «Юрайт-Академия» г. Москва, дата выдачи 20.07.2021 г. (удостоверение ЛП21 00304195 № 15205, в объеме 72 ч).
- 2021 – Курсы повышения квалификации по профессиональной программе «Теория и методика тьюторского сопровождения» в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Университет государственного и муниципального управления» г. Москва с 29.09.2021 по 11.10.20.21 гг (удостоверение рег. номер 21-4494, в объеме 72 ч.).
- 2021 – Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», с 29 ноября по 10 декабря 2021 г. (удостоверение № 5408000217143, в объеме 72 ч).
- 2022 – Профессиональная переподготовка по программе «Организация и содержание логопедической работы в общеобразовательной организации» с 01.09.2022 по 30.11.2022 (диплом о профессиональной переподготовке №772417638727, рег. номер ППКМ-178147-67, г. Москва, в объеме 550 ч.).
- 2023 – Профессиональная переподготовка по программе «Специалист по работе с семьей» в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» с 03.04.2023 по 10.07.2023 (диплом № 342419058794, рег. номер ППК-185312-94, г. Волгоград, объем 550 ч.).
Являлась участником:
- 2021 – участие с докладом во Всероссийской научно-практической конференции «СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» с докладом «Организация совместной деятельности младших школьников и сверстников с ОВЗ в условиях инклюзии», 16-17 апреля 2021 г. Иркутск.
- 2021 – участие с докладом во Всероссийской конференции «МИР С ДОБРЫМИ ГЛАЗАМИ», проводимой Иркутской областной общественной организацией родителей детей с ОВЗ «Радуга» и Иркутским региональным отделением Межрегиональной общественной организацией в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», г. Иркутск, 22-24 сентября 2021 (сертификат).
- 2021 – участие в межрегиональном научно-практическом семинаре «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 26.11.2021 г. Иркутск.
- 2022 – участие с докладом на XIV Иркутском форуме образования-2022 «Иркутское образование – время новых инициатив». Тема доклада «Организация совместной деятельности младших школьников и сверстников с ОВЗ в условиях инклюзии», г. Иркутск, 01.02.2022 (сертификат).
- 2022 – Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в специальном образовании» (К 70-летию со дня рождения С.А. Домишкевича), Иркутск, 22.04.2022 (сертификат).
- 2022 – участие с докладом в межрегиональной научно-практической конференции «Новые механизмы профессионального роста в системе научно-педагогического сопровождения педагогов», Курский государственный университет, 29.04.2022 (сертификат)
- 2022 – участие с докладом во Всероссийском научно-образовательном форуме «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании», Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, 09.11.2022 (сертификат)
- 2023 – Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию» (ФГБОУ ВО ИГУ кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, 21-22.04.2023 г., сертификат).
- 2023 – Межрегиональный научный семинар, посвященный 60-летию подготовки в Иркутском педагогическом университете дефектологов и 30-летию – специальных психологов (ФГБОУ ВО ИГУ кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, 14.10.2023 г., сертификат).
За годы работы в вузе (2002-2023) имеет 100 публикаций, из них 78 научно-исследовательские работы и 22 учебные и учебно-методические пособия.
Избранные труды за три года:
- Заиграева Н.В. Причины конфликтных отношений в диаде «подросток-родители» у школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие: сборник научных статей международной научно-практической конференции / под научн. ред. Т.Г. Киселевой, В.А. Грошенковой, С.С. Елифантьевой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – C.83-92.
- Морокова О.В., Заиграева Н.В. Совместная деятельность младших школьников в условиях инклюзии как средство формирования гуманного отношения обучающихся друг к другу (из опыта работы) // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2021. 9(87). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/12243 (дата обращения: 30.08.2021).
- Заиграева Н.В., Токарева Д.Я. Конфликтное поведение старшеклассников с нарушением интеллекта как проявление подросткового кризиса // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 16-24.
- Социализация детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Сост. Н.В. Заиграева, И.О. Позднякова, Л.А. Самойлюк. – Иркутск. – Аспринт, 2021. – 124 с.
- Заиграева Н.В., Тутурина А.Д., Чернечикова Я.В. Учебное взаимодействие младших школьников в инклюзивной среде: риски и условия организации // Инновационные процессы в специальном образовании: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции. Иркутск, 22 апреля 2022 г.: к 70-летию со дня рождения С.А. Домишкевича / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред. Е.Л. Инденбаум]. – Иркутск. Издательство «ИГУ», 2022. – С. 51-61.
- Заиграева Н.В., Фирсова М.А. Индивидуальные различия в осознании агрессивности у подростков с легкой степенью умственной отсталости // Дефектология. – 2022. – №1. – С. 28-36.
- Самусикова Е.А., Нуреева О.В., Заиграева Н.В. Взаимодействие младших школьников в условиях инклюзивного образования // Начальная школа. – 2022. – №10. – С.46-51.
- Заиграева Н.В., Хайрюзова Н.А. Развитие интереса к читательской деятельности во внеурочное время у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2022. – №4(49). – С.54-64.
- Основы тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Сост. О.В. Пашинова, Н.В. Заиграева, Л.А. Самойлюк. – Иркутск. Издательство «ИГУ», 2022. – 314 с.
- Заиграева Н.В., Бобошина А.А. Речевая тревога в процессе овладения чтением у младших школьников с задержкой психического развития // Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования : сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений ... февральские чтения». Курск, 2023. – С. 184-190.
- Заиграева Н.В., Марченко С.Д. Особенности полоролевого поведения умственно отсталых мальчиков из неполных семей // Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования : сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений ... февральские чтения». – Курск, 2023. – С. 191-197.
- Заиграева Н.В., Хайрюзова Н.А. Педагогические условия привития интереса к чтению у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном специальном образовании : сборник материалов Всероссийского научно-образовательного форума / под науч. ред. канд. пед. наук И.А. Емельяновой; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема, 2023. – С. 133-144.
- Заиграева Н.В., Дагаева А.С. Недостатки коммуникации школьников с разными вариантами отставания в интеллектуальном развитии в инклюзивной школе // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2023. – №4(53). – С. 35-50.
- Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях : учебное пособие / сост. Н.В. Заиграева, Л.А. Самойлюк. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. – 263 с.
Награды и поощрения за три года:
- 2021, 2022, 2023 – Благодарственные письма от Министерства образования Иркутской области, Департамент образования г. Иркутска, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Педагогический институт за подготовку участников VII, VIII, IX конкурсов молодежных исследований «Особые дети в современном мире».
- 2021, 2022, 2023 – Благодарственные письма от Министерства образования Иркутской области, Департамента образования г. Иркутска, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Педагогического института за работу в оценочной комиссии VII, VIII, IX конкурсов молодежных исследований «Особые дети в современном мире».
- 2021 – Благодарность от института дополнительного образования ФГБОУ ВО «ИГУ» за плодотворное сотрудничество в рамках образовательного стартапа «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику», 22 мая 2021.
- 2021 – Благодарственное письмо за проведение интересной и содержательной онлайн лекции для студентов на тему «Основные ориентиры и установки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» в рамках реализуемого в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема проекта «Visiting professors». 15 марта 2021 года.
- 2021 – Благодарственное письмо за доклад «Основные ориентиры и установки родителей ребенка с ОВЗ» на Всероссийской конференции «Мир с добрыми глазами», проводимой Иркутской областной общественной организацией родителей детей с ОВЗ «Радуга» и Иркутским региональным отделением Межрегиональной общественной организацией в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», г. Иркутск, 22-24 сентября 2021.
- 2021 – Диплом за 1 место в XII Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование» за учебное пособие «Социализация детей с особыми образовательными потребностями», г. Киров, 30 декабря 2021 г.
- 2022 – Диплом за 1 место в VII Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность» за книгу «Семейные ценности: традиции и реликвии», г. Киров, 20 мая 2022 г.
- 2023 – Благодарственное письмо за руководство научной работой студентов в рамках Всероссийского Конкурса студенческих научных работ УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет), г. Екатеринбург, 2023 г.
Контактная информация: E-mail: nzaigraeva@yandex.ru