Учебная лаборатория

Научно-практическая учебно-исследовательская
лаборатория коррекции трудностей развития и обучения у детей

Лаборатория была создана более 40 лет назад по инициативе профессора Валентины Андриановны Пермяковой и доцентов-клиницистов факультета дефектологии и проработала до начала 90-х годов. За 20 с небольшим лет через лабораторию прошло более 3500 детей – проконсультированных и получивших коррекционную помощь. Помимо практической помощи органам образования и населению, лаборатория всегда выполняла учебные функции. На ее базе проходили занятия по предметам, связанным с обследованием детей (логопедии, методам отбора во вспомогательную школу и т.п.). Активно работали научные кружки по специальной психологии (руководитель В. А. Пермякова, затем С. А. Домишкевич, В. И. Насонова), невропатологии (руководители С. И. Мейерович, Д. Б. Астрахан), психопатологии (руководитель Л. Г. Красовская). С детьми занимались ведущие олигофренопедагоги (А. П. Федченко, В. Т. Хохрина). В начале 90-х годов по инициативе  работавшей в то время администрации вуза деятельность лаборатории была прекращена. Это повлекло за собой негативные последствия для всего факультета, потерявшего ведущих преподавателей.

В 2000 году началась деятельность по восстановлению лаборатории. Благодаря поддержке ректора А. В. Гаврилюка лаборатория получила дорогостоящее современное оборудование, хорошее помещение, телефон, позволяющий организовать запись клиентов и предварительные консультации.

В лабораторию могут обратиться как родители с детьми от 0 до 18 лет, а также студенты  и сотрудники Вуза по различным проблемам. Деятельность лаборатории стабильно вызывает интерес и получает высокую оценку обращающихся родителей, специалистов-практиков, студентов.  Накапливающиеся данные, полученные в результате работы с детьми и их родителями, представляют существенный научный интерес; обобщаются при проведении научно-методических семинаров и мастер-классов  для специалистов – практиков в научных статьях, учебных пособиях, методических рекомендациях сотрудников кафедры.  В последние годы  база лаборатории активно используется для осуществления учебного процесса: проводятся практические и лабораторные занятия со студентами, магистрами, слушателями курсов ИДО с демонстрацией оборудования и методического оснащения лаборатории; а также приемов консультативной, диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями.

I. Общая информация о руководителях и сотрудниках лаборатории

1.1. Отделение педагогического, социального и специального образования
Кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития

1.2. Руководитель лаборатории: Серебренникова Светлана Юрьевна, доцент, кандидат психологических  наук - ориентирует родителей в возможных путях психолого-педагогической  поддержки ребенка, в специфике организации его дальнейшего обучения и создании необходимых особых образовательных условий. Также  консультирует как логопед и  сертифицированный специалист по оказанию помощи детям раннего возраста;  работает как  практикующий дефектолог и логопед  (т.е. проводит коррекционные занятия); организует методические семинары для практиков;

Научный руководитель: Инденбаум Елена Леонидовна, зав. кафедрой ККНДР, доктор  психологических наук – консультирует как специалист-дефектолог и психолог.

1.3. Сотрудники:

  • Гостар  Анна Алексеевна, доцент, кандидат психологических наук –  консультирует как специальный психолог;
  • Позднякова Инга Олеговна, доцент, кандидат психологических наук –  консультирует и работает как  практикующий дефектолог;
  • Самойлюк Людмила Александровна, доцент, кандидат психологических наук – консультирует и работает как практикующий логопед;
  • Серебренникова Светлана Юрьевна, доцент, кандидат психологических наук –Соколова Ирина Олеговна, старший преподаватель, магистр ПИ ИГУ – работает как практикующий логопед;
  • Соломина Наталья Игоревна, старший преподаватель – консультирует и работает как практикующий логопед.

II. Документы, регламентирующие порядок организации и инновационной деятельности лаборатории:

Лаборатория «Научно-исследовательская учебно-практическая  лаборатория коррекции трудностей развития и обучения у детей» осуществляет деятельность с 2000 года на основании решения кафедры КПОДиЛ (Выписка из протокола № 3 от 13.11 2000 г. заседания кафедры КПОДиЛ), решения Совета дефектологичекого факультета ИГПУ (Выписка из протокола заседания Совета дефектологического факультета №3 от 06.12.2000 г.), решения Ученого Совета ИГПУ (Протокол № 4 от 28.12.2000 г.), приказа ректора ИГПУ № 183 от 19.04.2001 г.

III. Характеристика инновационной разработки  

3.1. Задачи:

  1. Привлечение внимания широкого круга специалистов и родителей   к проблеме раннего выявления отклонений в развитии у детей и профессиональной помощи детям с ОВЗ.
  2. Организация  комплексного сопровождения   развития ребенка группы риска и ребенка с выявленными отклонениями в коммуникативном, двигательном, когнитивном, социально-эмоциональным развитии, а  также функционирования семьи и ее ресурсов.
  3. Разработка и реализация различных форм  индивидуального сопровождения детей  раннего, дошкольного и школьного  возраста с  трудностями развития и нарушениями в нем (ОВЗ).
  4. Осуществление информационно-просветительской, консультативно-методической и психологической помощи  семьям детей и подростков с трудностями в развитии, педагогам и другим специалистам сопровождения детей.
  5. Обобщение и анализ  данных о типичных проявлениях трудностей развития и возможностях их преодоления у детей, составляющий основу научно-методических разработок специалистов лаборатории.
  6. Повышение квалификации специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов) в области оказания  комплексной помощи детям с трудностями развития
  7. Организация индивидуальной, учебной и исследовательской работы студентов, магистров  на базе лаборатории; обеспечение учебного процесса, студентов и магистров факультета демонстрационным материалом.

3.2. Ожидаемые результаты проекта:

  • разработка и уточнение концепции структурно-факторной детерминации психосоциального развития детей и подростков с ОВЗ;
  • стратегия и математическая модель прогноза психосоциального развития детей с ОВЗ;
  • тактика индивидуализированного сопровождения детей при разных вариантах ОВЗ;
  • разработка модели помощи семье ребенка с ОВЗ в различных социальных условиях.

3.3.Направления деятельности:

диагностико-коррекционное:

  • комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей с  трудностями развития по запросу родителей и специалистов, работающих с ребенком;  определение  и уточнение характера  проблем, а также выявление резерва семьи конкретного ребенка;
  • разработка и реализация  индивидуально ориентированных программ  сопровождения  и социальной реабилитации детей разного возраста в различных социально-педагогических условиях (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми  с участием родителей, разработка рекомендаций для других специалистов и пр.)

учебно-методическое:

  • организация и внедрение программ повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ (дефектологов, логопедов, психологов): индивидуальные стажировки, консультации  и мастер-классы  для специалистов-практиков; проведение   циклов  научно-методического семинара.

учебно-практическое:

  • организация и проведение  практических групповых занятий для студентов факультета на базе лаборатории; организация индивидуальной работы со студентами,  дающей возможность получить практические навыки общения и работы с детьми с ОВЗ: посещение  семейных консультаций, коррекционных занятий, разбор случаев из практики,  привлечение студентов  к  работе с детьми     под руководством работающих в лаборатории преподавателей;  использование  в учебном процессе  по ряду учебных дисциплин  видеоматериалов  (фрагменты  коррекционных занятий, консультирования родителей).

информационно-аналитическое:

  • качественный и количественный анализ данных, позволяющий обобщать некоторые  тенденции обращаемости семей за специальной  помощью, проживающих в Иркутском регионе, основные причины запросов родителей, варианты отклонений в развитии у детей раннего, дошкольного и школьного возраста и пр.

научно-исследовательское:

  • обобщение данных клинико-психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ и организации им  комплексной помощи;  реализация научно-исследовательских проектов по данной проблематике, в том числе с участием студентов факультета. Анализ детерминирующих условий социализации детей с ОВЗ.

IV.  Ресурсное обеспечение

Лаборатория  располагает отдельным помещением из двух  комнат для консультирования детей и родителей и осуществления  коррекционной помощи; оборудована электроэнцефалографом для проведения   функциональной диагностики, накоплен диагностический материал для осуществления психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного и школьного возраста, игровой и дидактический материал для  коррекционной работы.   Консультативную и коррекционную помощь детям и родителям   осуществляют преподаватели кафедры, имеющие большой практический опыт работы с детьми с ОВЗ, прошедшие повышение квалификации по соответствующей проблематике  в ИКП  РАО г. Москва, АПК  ППРО г. Москва,  ФБГОУ ВПО  МГПУ г.Москва.