Учебная работа

 

Учебная работа кафедры      
комплексной коррекции нарушений детского развития

 

Сотрудники кафедры обеспечивают преподавание клинических, психологических дисциплин и дисциплин, относящихся к циклу логопедии. В содержание лекций и практических занятий включаются результаты современных научных исследований (в том числе полученные преподавателями кафедры и студентами под их руководством). Перечислим клинические дисциплины при подготовке бакалавров и магистров. Обязательными для изучения являются:

  • «Клинические основы профессиональной деятельности дефектолога»,
  • «Работа логопеда над преодолением последствий очаговых поражений мозга»,
  • «Работа логопеда с детьми со сложными речевыми нарушениями
  • «Консультирование родителей и педагогов по клиническим аспектам нарушений развития», (магистратура)

Изучение перечисленных дисциплин сочетается с демонстрацией клинических примеров на базе имеющей многолетнюю историю учебно-исследовательской научно-практической лаборатории коррекции трудностей развития и обучения детей.
Социализация детей с ОВЗ немыслима без достижения необходимого уровня речевого развития, что обеспечивается адекватной логопедической коррекцией его недостатков. Большое внимание уделяется следующим предметам:

  • «Логопедия»,
  • «Онтогенез речевой деятельности с основами психолингвистики»,
  • «Логопедические технологии»,
  • «Работа логопеда над выразительностью чтения»,
  • «Формирование выразительного чтения и логопедическая коррекция нарушений голоса»,
  • «Индивидуальная логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи»,
  • «Работа логопеда и психолога с детьми с тяжелыми нарушениями развития»,
  • «Логопедические технологии и практикум»,
  • «Методика обучения русскому языку и развития речи в работе логопеда»,
  • «Методика развития речи (специальная)»,
  • «Работа логопеда над преодолением последствий очаговых поражений мозга»,
  • «Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ОВЗ»,
  • «Методика обучения русскому языку и логопедическая коррекция нарушений письма и чтения»,
  • «Логопедическая коррекция нарушений письма и чтения у детей»,
  • «Логопедическая коррекция устной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»,
  • «Работа логопеда с детьми, имеющими задержку психического развития»
  •  «Работа логопеда с умственно отсталыми детьми».
  • «Работа логопеда с семьей ребенка с ОВЗ»,
  • «Формирование выразительного чтения и логопедическая коррекция нарушений голоса»,
  •  «Психокоррекция нарушений развития с использованием инновационных подходов» и др.

  Значимым направлением учебно-методической работы является важнейший раздел комплексной науки о ребенке с ОВЗ, называемый специальной психологией и коррекционной педагогикой. Студенты изучают такие дисциплины:

  • «Введение в логопедическую специальность»,
  •  «Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения»,
  • «Образование и сопровождение обучающихся с разными формами дизонтогенеза»,
  • «Психология детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития»,
  •  «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с особыми образовательными потребностями»,
  •  «Социализация детей с особыми образовательными потребностями»,
  • «Организация и содержание сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями» (магистратура),
  •  Просвещение участников инклюзивного образовательного процесса (магистратура)
  •  «Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями» (магистратура) и др.

Компетенции, приобретаемые в ходе изучения всех перечисленных групп дисциплин, позволяют организовывать комплексное сопровождение развития детей с ОВЗ, повышают конкурентоспособность выпускников на рынке труда, улучшают возможности их трудоустройства.

 Важное место в системе подготовки психолого-педагогических кадров для школ, дошкольных организаций, реализующих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) занимают дисциплины, формирующие способности бакалавров и магистров использовать методы психолого-педагогических исследований:

  • «Основы научно-исследовательской деятельности»,
  • «Научные исследования в специальной педагогике и психологии»,
  • «Методы психологической диагностики с практикумом в специальном образовании»,
  •  «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями»,
  • «Методы психологической диагностики с практикумом в специальном образовании»,
  • «Управление исследовательской и проектной деятельностью» (магистратура),
  • «Диагностика психосоциального развития обучающихся с особыми образовательными потребностями» (магистратура),

 Данный перечень дисциплин оказывает студентам существенную помощь в плане профессиональной подготовки при разработке общей концепции, методологических параметров курсовой и выпускной квалификационной работы (КР и ВКР), помогают им в профессиональном самоопределении, делают более интенсивной и устойчивой динамику формирования и развития профессиональных компетенций.

Все рабочие программы дисциплин разработаны на основе действующих образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры с учетом основных видов и задач профессиональной деятельности, связанными с созданием оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ в образовательном процессе.

 Приоритетное в последнее десятилетие направление – инклюзивное образование - разрабатывается на кафедре с 2005 года. Кафедра тесно сотрудничает с МОУ ООШ № 1 г.Слюдянки Иркутской области, ранее ставшей экспериментальной площадкой педагогического вуза. Там реализовывались различные модели интеграции детей с ОВЗ (надомное обучение, классы адаптации в «школе надомного обучения», специальные классы, инклюзивные классы). Эксперимент получил высокую оценку в районе, его результаты опубликованы в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». В настоящее время количество инклюзивных школ стало больше, кафедра выстраивает отношения с ними, привлекая потенциальных работодателей к работе магистратуры, научного семинара, итоговой государственной аттестации выпускников.

В настоящее время реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Ее руководитель – доктор психологических наук, профессор Е.Л. Инденбаум входит в УМО вузов РФ по психолого-педагогическому образованию (при МГППУ). В Бюллетене УМО опубликовано методическое обоснование мониторинга развития детей с ОВЗ.
Кафедра сотрудничает со специальными (коррекционными) школами и ДОУ г. Иркутска, а также за его пределами. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе института дополнительного образования, проводя курсы и семинары для педагогов города и области. Работа проводится и в других регионах – на базе республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения. Успех этой деятельности подтвержден множественными благодарственными письмами, которые представлены в отчетах по НИР и НИРС.

 В настоящее время кафедра работает по четырем учебным планам: два плана бакалавриата (профиль «Логопедия» на заочном отделении; с 2016-17 уч. года осуществляется набор студентов по учебному плану профиля «Логопедическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ», с 2020-2021 уч. года осуществляется набор студентов по программе «Логопедия и сопровождение детей с ОВЗ»). Один уч. план магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» и один уч. план аспирантуры. Кроме этого преподаватели кафедры участвуют в реализации учебных планов профилей «Олигофренопедагогика», «Дошкольная дефектология» в преподавании профильных дисциплин кафедры на других направлениях.

С 2019-2020 уч. года кафедра ККНДР реализует дисциплину «Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями» по всем программам магистратуры первого курса педагогического института.

 

С 2020-2021 уч. года кафедра ККНДР реализует дисциплину «Психолого-педагогические особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями» по всем программам бакалавриата  третьего курса педагогического института.

 

Наиболее значимые учебные пособия (2018-2022):

  • Нодельман В.И., Инденбаум Е.Л. Патопсихология (учебное пособие, гриф УМО).
  • Нодельман В.И. Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция (учебное пособие, гриф УМО).
  • Инденбаум Е.Л. Сравнительная психология нормального и нарушенного развития с основами клинической психологии. Ч.1. Теория патопсихологии и психологии дизонтогенеза (учебное пособие)
  • Инденбаум Е.Л. Лекции по психопатологии детского возраста (учебное пособие)
  • Инденбаум Е.Л. Введение в психопатологию детского возраста. Ч.1. История и теоретические основания детской психопатологии (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Методы и организация психолого-педагогической диагностики в специальном образовании (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики в специальном образовании (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л., Поднякова И.О. Психология детей с нарушением интеллекта (учебное пособие).
  • Нодельман В.И. Введение в логопедическую специальность (учебное пособие).
  • Мурашова И. Ю. Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (учебное пособие).
  • Мурашова И.Ю. История логопедии и специальной психологии (учебное пособие).
  • Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Помощь логопеда младшим школьникам с нарушениями письма (учебное пособие).
  • Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений (учебное пособие).
  • Старшинова Е.О. Основы медицинской генетики (учебное пособие).
  • Старшинова Е.О. Клиника интеллектуальных нарушений (учебное пособие).
  • Старшинова Е.О. Основы неврологии и психопатологии раннего детства (учебное пособие).
  • Старшинова Е. О. Основы нейропсихологии (учебное пособие).
  • Старшинова Е.О. Основы педиатрии и медицинской генетики для дефектологов (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (учебное пособие).
  • Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики в специальном образовании (учебное пособие).
  • Мурашова И.Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов (учебное пособие).
  • Мурашова И.Ю. Работа логопеда c семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (учебное пособие).
  • Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Организация, содержание и планирование логопедической работы с младшими школьниками (АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) (учебно-методическое пособие).
  • Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Логопедические технологии коррекции фонетической стороны речи с практикумом по звукопроизношению (учебно-методическое пособие).
  • Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Логопедические технологии коррекции произносительной стороны речи (учебно-методическое пособие).
  • Заиграева Н.В., Позднякова И.О., Самойлюк Л.А. Социализация детей с особыми образовательными потребностями (учебное пособие).
  • Долгих Л.Ю., Позднякова И.О. Методика проведения уроков речевой практики в коррекционной школе для умственно отсталых детей (учебное пособие).
  • Пашинова О.В., Заиграева Н.В., Самойлюк Л.А. Основы тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными (учебное пособие).

 

Три учебных пособия И.Ю. Мурашовой вышли в свет в одном из центральных издательств «Логос» (г. Москва): «Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (2018). «Методика развития речи детей на логопедических и психокоррекционных занятиях» (2019). «Методика развития речи (специальная) (логопедическая работа на ступени начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)» (2019).

Сотрудники кафедры участвуют в Проекте Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (2 и 3 классы)», ими разработано:

  • 10 программ учебных предметов и 6 курсов коррекционно-развивающей области для первого класса и первого дополнительного классов;
  • 8 программ учебных предметов и 6 программы курсов коррекционно-развивающей области. Все программы размещены на сайте fgosreestr.

За успешное участие и результативную деятельность в этом Проекте преподаватели кафедры имеют Благодарности АО Издательства «Просвещение»: Инденбаум Е.Л., Гостар А.А., Позднякова И.О., Самойлюк Л.А., Соколова И.О.

Сотрудники кафедры являются составителями тетрадей для обучающихся 1 класса, испытывающими трудности в освоении ООП НОО, и обучающимся с ЗПР, получающим образование по адаптированным программам (вариант 7.1. и 7.2. Примерных АООП НОО обучающихся с ЗПР). Тетради содержат дифференцированную систему заданий и упражнений, а также проверочный материал для оценки личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся.  Гостар А.А. Математика. Тетрадка-плюс. 1 класс. Инденбаум Е.Л., Позднякова И.О. Русский язык. Тетрадка-плюс. 1 класс. Издательство «Просвещение».

Инденбаум Е.Л. является соавтором двух учебных пособий для общеобразовательных организаций серии «Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья» (2019):

1) Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Дети с задержкой психического развития: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019. – 47 с.

2) Инденбаум Е.Л. Коробейников И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019. – 47 с.

 

Согласно учебному плану по программе бакалавиата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ» очной формы обучения бакалавры проходят учебные и производственные практики.

Виды учебных практик: ознакомительная, проектная.

Виды производственных практик: тьюторская, педагогическая, технологическая, методическая, научно-исследовательская работа.

Преддипломная практика.

 

Согласно учебному плану по программе бакалавиата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедия и сопровождение детей с ОВЗ» очной формы обучения бакалавры проходят учебные и производственные практики.

Виды учебных практик: ознакомительная, проектная.

Виды производственных практик: тьюторская, педагогическая, технологическая, методическая, научно-исследовательская работа.

Преддипломная практика.

 

Согласно учебному плану по программе бакалавиата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедия» заочной формы обучения студенты проходят учебные и производственные практики.

Виды учебных практик: ознакомительная, проектная.

Виды производственных практик: тьюторская, педагогическая, технологическая, методическая, научно-исследовательская работа.

Преддипломная практика.

 

Согласно учебному плану по программе магистратуры 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» очной формы обучения магистры проходят учебные и производственные практики.

Виды учебных практик: научно-исследовательская работа.

Виды производственных практик: педагогическая, технологическая (проектно-технологическая).

Преддипломная практика.