Научная работа

НИР преподавателей

В процессе реализации научного направления «Качественное образование как фактор социального развития Байкальского региона» (отв. - проф. Подлиняев О.Л.) реализуется тема научно-исследовательской работы 110-15-901 «Научно-методическое сопровождение педагогов в профессиональной деятельности» (приказ проректора по научной работе и международной деятельности ИГУ А.Ф. Шмидта № 176 от 26.03.2015 г.); которая служит продолжением многолетней научной работы коллектива ППС кафедры педагогики над темой: «Совместная деятельность школы и педвуза по совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя» регистрационный № 960000569. За последнее время:

  • продолжалась работа функционирующей при кафедре педагогики на протяжении 18-ти лет (с декабря 1999 г.) научно-исследовательской лаборатории по проблемам педагогики высшей школы (НИЛ ВШ) (отв. - профессор Федотова Е.Л.);
  • кафедра выступает организатором Методологического семинара для сотрудников отделения педагогического, социального и специального образования Педагогического института ИГУ (отв. - профессор Подлиняев  О.Л.);
  • организована и развернута работа Областного Родительского открытого университета (с 2013 г. по н. вр.), а также регионального проекта «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика («РОССТ») совместно с Областным советом женщин, Министерством образования Иркутской области и рядом департаментов образования г. Иркутска и Иркутской области (научный руководитель проектов - профессор Федотова Е.Л.) и др.

В 2018 г. выигран Грант РФФИ на 3 мил. руб. на период с 2019-2021 гг. (руководитель гранта доцент Н.В. Шишарина), №19-013-00298\19, (вн. номер 110-19-401), тема «Гигиеническая оценка инновационных педагогических технологий в образовательных организациях».

Преподавателями кафедры за последнее время опубликовано 15 монографий, 30учебных пособий; 3 статья в WoS, 4 статьи в Scopus, более 50  статей в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК, и 133 статьи в сборниках, индексируемых РИНЦ; 20 статей в сборниках научных трудов, 11 статей в прочих изданиях, 15 тезисов.

Сотрудники кафедры приняли участие в 28 международных и в 30 всероссийских конференциях, что отражено в отчетах по НИР и НИРС кафедры.

Кафедра выступила организатором четырех научно-практических конференций:

  • Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное развитие педагога». – Иркутск, ФГБОУ ВО «ИГУ», 22-23 июня 2015 г.;
  • Второй Международной научно-практической конференции «Профессиональное развитие педагога». – Иркутск, ФГБОУ ВО «ИГУ», 24-30 апреля 2017 г.

27–28 марта 2019 г.. Кафедра педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» при поддержке министерства образования Иркутской области, Общественной палаты Иркутской области и активном участии Иркутского областного совета женщин организовала работу Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт (издан сборник научных статей).

28-29 февраля 2020 г. НПК  «Образование в XXI веке». Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (г. Москва, года)

23-31 марта 2020 г. Состоялась Вторая Международной научно-практической конференции «Учебная самостоятельность личности – основа образования через всю жизнь». В материалах конференции (Сборник научных статей)  отражены теоретические подходы и практический опыт в сфере развития непрерывного образования и реализации основных направлений модернизации российских и зарубежных образовательных систем. Освещены проблемы развития личностных качеств, обучающихся и обучающих, в том числе учебной самостоятельности как основы для самосовершенствования. Представлены авторские подходы к поиску путей решения поставленных задач. Статьи сборника адресованы специалистам в области теории и практики образовательного процесса, студентам, аспирантам, преподавателям вузов, широкому кругу исследователей, всем, кого интересуют вопросы развития учебной самостоятельности и, в целом, личностного самосовершенствования в процессе образования через всю жизнь.

Голубчикова М.Г., к.п.н., доцент Руководитель кафедральной темы 111-17-325 «Научно-методическое сопровождение становления учебной самостоятельности личности в процессе непрерывного образования».

Работа по теме предполагает;

  • проведение исследований на базе ИГУ и совместных с другими образовательными организациями по вопросам формирования, развития и становления учебной самостоятельности личности на разных уровнях образования; 
  • создание методологической базы для разработки дидактических средств, направленных на развитие учебной самостоятельности обучающихся; подготовка и апробация данных разработок;
  • создание для педагогов площадок по обмену разработками через очные и заочные семинары, использование дистанционных технологий; подготовку и публикацию учебных и учебно-методических пособий, научных статей, размещение статьей в сборниках и журналах с российским и международным индексом цитирования.

В рамках данной темы в 2018 и 2020  году проведены Международные научно-практическая конференция с применением дистанционных технологий «Учебная самостоятельность личности – основа образования через всю жизнь».

В конференции приняли участие 211 педагогов из образовательных организаций разного уровня и различной направленности, как работающих, так и обучающихся на программах магистратуры и аспирантуры. Количество зарубежных участников составило 16 человек. Это представители систем образования Израиля, Японии, Монголии, Белоруссии и Казахстана.

Российские участники конференции представлены коллегами из Москвы и Московской области, Набережных Челнов, Новосибирска, Красноярска, Ярославля, Иркутска, Братска, Тулуна, Тайшета и других населенных пунктов Иркутской области.

11 статей участников конференции, в которых в качестве авторов выступили 40 преподавателей и аспирантов вузов Иркутска, Омска, Казахстана, были опубликованы в зарубежном издании, индексируемом в международной системе цитирования Web of Science

Работа на конференции осуществлялась в рамках 12-ти секций, на которых шло активное обсуждение вопросов развития учебной самостоятельности обучающихся и воспитанников с разных точек зрения.

По итогам работы конференции был опубликован электронный сборник статей участников, в котором материалы распределились по следующим разделам в соответствии с тематикой обсуждения проблемы:

Всего в сборники вошли более чем 150  статей.

НИР студентов

Составной частью подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов является научно-исследовательская работа. На кафедре педагогики созданы необходимые условия для ее проведения (отв. - доц. Калинина Н.В.). Организация научно-исследовательской деятельности студентов ориентирована на единстве учебного и научно-исследовательского процессов.

Основными формами НИРС выступают:

  • участие в ежегодной научно-практической конфе­ренции студентов;
  • участие в конкурсах НИРС, которые ежегодно проходят в других вузах, регионах и на федеральном уровне;
  • участие в городских, региональных и федеральных научных конференциях.

Научные результаты, полученные сту­дентами, публикуются в сбор­никах материалов конференций.

Результативность научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях можно рассмотреть на примере 2013 и 2017 гг. (начало и окончание отчетного периода).

С 2013 году кафедрой были обеспечены разнообразные уровни участия студентов в НИР: от внутривузовского до всероссийского.

  • внутривузовский уровень:67-й смотр научных трудов ФГБОУ ВПО «ВСГАО», Неделя науки;
  • региональный уровень: организация и проведение совместно с Министерством образования Иркутской области III региональной олимпиады по педагогике среди учреждений среднего профессионального образования;
  • межрегиональный уровень: участие в Межрегиональной студенческой олимпиаде по педагогике г. Горно-Алтайск, 7-11 октября 2013 г.: дипломы победителей (1), грамота (1), благодарственное письмо (1);
  • всероссийский уровень: участие в IX Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике и психологии г. Екатеринбург 16-19 апреля 2013 г.: диплом за первое место в практическом туре; диплом за первое место в конкурсе «Интерактивные технологии в психолого-педагогическом образовании»; подготовка студентов и участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Современные направления модернизации российского образования : проблемы и перспективы» – 3 статьи.

В 2014-2016 гг. данная работа продолжалась, внимание обращалось также на публикации результатов научных исследований студентов.

Так, поступательно наращивая публикационную активность обучающихся, в 2017 г.  кафедре удалось добиться ее значительного  увеличения. Студентами самостоятельно и в соавторстве с преподавателями кафедры были опубликованы:

  • монография: Голубчикова, М.Г., Миронова, Т.П. Развитие личностно-профессиональных качеств будущих педагогов посредством квазипрофессиональной деятельности [Текст] / Т. П. Миронова, М.Г. Голубчикова// Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С.98-111. – 224 с.;
  • учебное пособие: Ларионова Л.А., Жданко Т.А. Руководство по формированию профессиональных ценностей студентов, будущих психологов: учебное пособие для бакалавров и магистров направления подготовки 37.03.01 «Психология»  / авт.-сост. Л.А. Ларионова, Т.А. Жданко. – Иркутск, 2017. -115 с.
  • статья в журнале, индексируемом в базе данных Scopus: Bagadaeva О. Features of stress resistance of teachers of preschool education// International Health, Issue 6 (2), (November), Volume 9. Oxford UniversityPress, 2017. - P 1445-1455.
  • статьи, опубликованные в российских журналах из перечня ВАК– 10;
  • статьи, индексируемые в РИНЦ – 100.

Федеральный НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ проект  «Апробация примерной программы воспитания обучающихся»

В 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания была разработана примерная программа воспитания обучающихся. Программа призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Результативное внедрение примерной программы воспитания в деятельность общеобразовательных организаций будет возможным лишь тогда, когда данный документ получит одобрение в первую очередь со стороны тех, для кого он предназначен – педагогов и администрации школ. Поэтому с сентября 2019 года начата ее апробация в пилотных образовательных организациях всех регионов страны. Цель апробации - доработка примерной программы и подготовка методических рекомендаций к ее внедрению.

Кафедра педагогики ПИ, ФГБОУ ВО «ИГУ» активно включилась в данный Федеральный проект в 2019-2020 гг., по Апробации примерной программы воспитания обучающихся Министерства Просвещения РФ и Лаборатории стратегии и те­о­рии вос­питания лич­нос­ти  ФГБНУ Института стратегии развития образования РАО г. Москва, в рамках государственного задания Минпросвещения РФ «Разработка научно-методических основ развития воспитательного компонента ФГОС ОО и механизмов его реализации». В проекте принимают участие 730 школ (351 городская и 379 сельских), 82 региональных координатора и 60 экспертов.

В г. Москва. 3 октября 2019 г.  ФГБНУ Институт стратегии развития образование РАО прошло совещание федеральных экспертов, в котором  в том числе, Федеральным Экспертом выбрана доцент кафедры педагогики Педагогическо института, канд.пед.наук Шишарина Н.В.

В г. Москва 16 декабря 2019 г. прошла Всероссийская конференция по реализации государственных приоритетов воспитания, научным руководителем основного приоритета  в воспитании, проекта Апробации примерной программы воспитания  обучающихся, является доктор пед.наук, профессор, Член-корр РАО Селиванова Н.Л.

2 июня 2020 г. в г. Москва, Примерная программа воспитания обучающихся прошла Экспертизу и утверждение на ФУМО под председательством Заместителя Министра просвещения РФ Басюка В.С.

13 июня Примерная программа воспитания обучающихся обсуждалась на заседании Федерального Экспертного клуба «Норма и деятельность», запись заседания клуба по теме: «Риск бюрократизации программы по воспитанию»:

https://www.facebook.com/instituteeureka/videos/259121932013096/?sfnsn=scwspwa&d=w&vh=e&funlid=d2sJNiv9KVkzeQXg

Подробную информацию о Федеральном проекте и его результатах  «Апробация примерной программы воспитания обучающихся» можно найти на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО http://form.instrao.ru/PPV.php

Перечень НИР 2019-2020

(НИР в рамках госзадания, ФЦП, ведомственные, региональные и муниципальные программы, российские и международные гранты, хоздоговоры)

Номер договора, соглашения. Заказчик (финанс. организация)

                                 Руководитель НИР (ФИО, должность)

                                Основные исполнители (ФИО, должность)

                                Наименование НИР. Вид исследавания - (фундаментальная, прикладная, разработка)

                                 Сроки исполнения (с ... по)

                                 Плановый объем финансирования на весь срок действия договора ( в руб.)

                                Фактический объем финансирования в 2018г. на дату представления отчета (руб.)

110-15-901

Федотова Е.Л., профессор, зав. кафедрой

Голубчикова М.Г., доцент

прикладная

бессрочно

 

613 500 рублей

111-17-325

Голубчикова М.Г.

Харченко С.А., доцент

прикладная

бессрочно

 

85000 рублей

Научные Гранты РФФИ реализуемые на кафедре

Грантообразующий фонд/ организация

Вид конкурса

Руководитель

проекта

Название проекта

РФФИ – 2019-2021 гг.

 

 

А

Проекты фундаментальных научных исследований

Шишарина Наталья Викторовна

 

 

«Гигиеническая оценка инновационных педагогических технологий в образовательных организациях»

№ 19-013-00298

РФФИ – 2019-2020 гг.

 

Экспансия

Подлиняев Олег Леонидович

Исполнитель:

Шишарина Наталья Викторовна

«Кросс-культурный анализ стратегий гигиенической экспертизы в образовании»

№ 19-113-50166