Федотова Елена Леонидовна

Федотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук (1998 г.), профессор (2001 г.), профессор кафедры педагогики, руководитель магистерской программы   «Воспитательная деятельность в образовательной организации». Член Ученого совета Педагогического института ИГУ. 

Этапы карьеры: В 1983 г. окончила с отличием ИГПИИЯ им. Хо Ши Мина. В 1981-1991 гг. работала учителем иностранных языков в школах г. Иркутска и Приморского края. В 1991-1995 гг. – преподавателем кафедры педагогики ХГПУ (г. Хабаровск). На кафедре педагогики ПИ ИГУ работает с октября 1995 г. С февраля 2003 г. по сентябрь 2022 г. являлась заведующим кафедрой педагогики.  

 Под руководством Е.Л. Федотовой 16 аспирантов и соискателей (в том числе 2 - из КНР) успешно защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.  

В 2011-2012 гг.  Е.Л. Федотова исполняла обязанности ректора ФГБОУ ВПО «ВСГАО».

Е.Л. Федотова является автором более 140 научных работ, из них 6 монографий, 12 учебных пособий, ряд статей, изданных в центральной печати и в зарубежных изданиях. Является руководителем научной школы «Методологическая культура педагога и ее развитие на всех уровнях образования», которая объединяет более 45 ученых-исследователей, аспирантов и магистрантов.

Область научных интересов: методологические основания процесса саморазвития личности, теория и практика продуктивного педагогического взаимодействия, организация интерактивного обучения и воспитания.

Читаемые дисциплины: «Педагогика»; «Проектирование стратегий и тактик педагогического взаимодействия», «Интерактивные формы и методы воспитательной работы», «Сотрудничество семьи и образовательной организации в вопросах воспитания». Руководитель практики «Воспитательная работа» (бакалавриат, 3-й курс), педагогической практики (аспирантура, 2-й курс), преддипломной практики (магистратура, 2-й курс, аспирантура, 3-й курс).

 Основные публикации:

  • Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия (монография). - Иркутск: ИГПУ, 1997.
  • Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования (монография). - Иркутск: ИГПУ, 2000.
  • Очерки о педагогическом взаимодействии (монография). – Саарбрюкен, Германия, 2013. – 152 с.
  • Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей (коллективная монография). - Ульяновск: SIMJET, 2015.
  • Практическое изучение взаимообусловленности процессов педагогического взаимодействия и саморазвития личности // Педагогическая наука сегодня. – 2007. - № 2 (Шаньдунь, КНР).
  • Возможности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с учащимися // Материалы 8-й международной научно-практич. конференции «Образование и наука в ХХ1 веке» - София: «БялГРАД-БГ» ООД , 2012. – 112 с. – С. 82-85.
  • Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор, 2015. – Выпуск 1 (41). – С. 35-41 (ВАК).
  • Формирование у студентов способностей к проектированию в процессе самостоятельной работы – статья на англ. яз.  //Средиземноморский журнал социальных наук: Рим – Италия, 2015 - № 6, Ч. 2. – С. 491 – 496 (Scopus) .
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: конструирование и выполнение компетентностно-ориентированных заданий: Учебное пособие. – Иркутск, Изд-во «Оттиск», 2016.
  • Исследование феномена технологического подхода к организации образования в России и Китае: актуальность и перспективы // Еuropean Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2017. – № 11 (ВАК).
  • Психология и педагогика высшей школы: фонд оценочных средств учебной дисциплины (учебно-методическое пособие). - Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2017. – 96 с.
  •  Culture of Students' Cooperation at University: Essential Analysis // 2018 8th ESE International Conference on Sports, Health and Management (ESE-SHM 2018), June 11-13, 2018, Paris, France (Web of since).
  • Образовательное взаимодействие педагога и обучающихся. Стратегии повышения продуктивности // Вестник Академии. Ученые записки: научно-практический рецензируемый журнал Израильской независимой академии развития науки (ИНАРН). – Хайфа, Израиль, 2018 г. - № 10 – С. 171 - 177.
  • Психология и педагогика высшей школы: Хрестоматия по учебной дисциплине / составители Е.А. Никитина, Е.Л. Федотова. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018. – 101 с.
  • Некоторые аспекты организации системы довузовской подготовки и профориентационной работы в Иркутском государственном университете // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. – Т. 8. - № 2 (27) (ВАК).
  • Comparative analysis of the use of the concept «Educational technology» as applied to the higher school of Russia and China //«SCIENTIFIC RESEARCH OF THE SCO COUNTRIES: SYNERGY AND INTEGRATION» (Minzu University of China,Haidian, Beijing, PRS, October 14, 2019). P.34-40.
  • К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов в системе высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. № 1 (30). 409 с. С. 208-210 (ВАК).
  •  Электронная информационно-образовательная среда педагогического вуза как фактор развития одаренности студентов   / Федотова Е. Л., Середкина А.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2022. – №1 (38). (ВАК).

 Повышение квалификации:

  • «Развитие профессиональных компетенций преподавателя в свете требований новых ФГОС», Институт профессионального развития педагогов (г. Москва), 2014 г.
  • «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовании», Психолого-педагогический институт воспитания (г. Москва), 2015 г.
  • «Информационно-образовательная среда образовательной организации и ИКТ –компетенция педагога». - ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск), 2017 г.
  • «Организационно-педагогическое обеспечение реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей и взрослых», г. Иркутск, 2019 г.
  • «Инновационные образовательные технологии в высшей школе», г. Москва, 2019 г.
  • «Технология создания электронных обучающих курсов в системе дистанционного обучения на базе LMS Moodle», г. Санкт-Петербург, 2020 г.
  • «Организация воспитательной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС», г. Екатеринбург, 2020 г.
  • «Охрана труда в образовательной организации» (40 часов), Иркутск, ФГБОУ ВО «ИГУ», 2021 г.
  • Международная онлайн-стажировка по воспитательной деятельности в вузе (72 часа), Минск, Беларусь, 13-25 мая 2021 г.

 

Общественная деятельность:

С 2013 г. по н. вр. является научным руководителем региональных проектов Областного совета женщин «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика» и «Родительский Открытый Университет» («РОУ»). В 2017 г. проект «РОУ» был признан победителем Всероссийского конкурса социально-ориентированных проектов и получил грантовую поддержку Президента РФ.

 

Награды:

Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Ветеран труда. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, памятной медалью «В честь 350-летия г. Иркутска», памятной медалью Союза женщин России, Благодарностью Губернатора Иркутской области, Почетной грамотой министерства образования Иркутской области.

 

Контактная информация: раб. тел.8(3952)20-19-04,  е-mail: elf.irk@mail.ru