Сосновская Ирина Витальевна

Сосновская Ирина Витальевна, доктор педагогических наук, профессор. Окончила филологический факультет Иркутского государственного университета в 1977 году по специальности «Учитель русского языка и литературы. Филолог». В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие эмоциональной сферы учащихся при изучении лирики Серебряного века в старших классах» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература) в диссертационном совете Московского государственного педагогического университета. В 1995 г. присвоено звание доцента. В 2005 году защитила докторскую диссертацию по теме «Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература) в диссертационном совете Д 212.154.08 при Московском государственном педагогическом университете. Учёная степень доктора педагогических наук присуждена решением Высшей аттестационной комиссии от 21 октября 2005 г. № 43 д / 73. В 2020 г. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоено ученое звание профессора по кафедре филологии и методики.

Награждена нагрудными знаками «Отличник народного просвещения», «Почетный работник высшей школы».

Читаемые дисциплины:

  • Методика обучения и воспитания (литература)
  • Формирование навыков обучения чтению в средней школе
  • Современные технологии в литературном образовании
  • Управление исследовательской и проектной деятельностью
  • Теория и методика преподавания литературы и русского языка в профильной и высшей школе

Область научных интересов: проблемы методологии методики преподавания литературы, литературного развития школьников, практик, методик и технологий школьного литературного анализа художественного произведения, мониторинга литературного развития, психологии и педагогики чтения, его стратегий и технологий.

Повышение квалификации:

  • Курсы повышения квалификации по программе «Технологии организации исследовательской и проектной деятельности школьников» (Центр дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог», г. Санкт-Петербург, 2022 г., 72 ч.);
  • Курсы повышения квалификации по программе «Организация и сопровождение индивидуальных итоговых проектов в старших классах» (Центр дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог», г. Санкт-Петербург, 2022 г., 36 ч.);
  • Курсы повышения квалификации по программе «Предметно-содержательная среда уроков русского языка и литературы: методические аспекты и практики развития гибких навыков» (Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика» г. Омск. 2021 г., 72 ч.);
  • Курсы повышения квалификации по программе «Актуальные методические практики развития функциональной грамотности при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС» (Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика», г. Омск, 2020 г., 72 ч.);
  • Курсы повышения квалификации по программе «Чтение как диалог: петербургская методическая школа» (Центр дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог», г. Санкт-Петербург, 2020 г., 72 ч.).

Избранные труды:           

  • Методика преподавания литературы в современной школе: монография. – Изд-во «Оттиск», 2016. – 262 с.
  • Sadretdinov Socio-Pedagogical Alternatives of Modernization of the University Educational Process: the Real and Virtual Space // International Journal of Environmental and science education. – 2016. – Vol. 11 Issue 17. – Р. 9903-9911 (Irina V. Sosnovskaya, Viktor V. Drozdov, Tatiana V. Klimenko, Olga E. Roshchina and Daniiar F.)
  • Образовательные стратегии: анализ и интерпретация художественного произведения в школе // Литература в школе. – 2017. – №10. – С. 27-31.
  • Живая методика. Литературное развитие шестиклассников: учеб.-метод. пособие. – 2 изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2018. – 128 с.
  • Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – Вып. №2 (39). – С. 38-45.
  • Literary development of schoolchildren as an important issue of modern educational curriculum // Journal of Social Studies Education Research. – 2018. – Vol 9. – No3. – Р. 198-214 (Zhumagul A. Maydangalieva, Tatiana E. Benkovskaya, Elena R. Yadrovskaya, Irina V. Sosnovskaya). 
  • . Humanistic technologies in education: the dialogue-building experience // Espacios. – 2018. – № 39 (40). – Р. 24-25 (Elena Galitskih, Svetlana Zalutskaya, Nadezhda Nikonova, Irina Sosnovskaya, Olga Yurieva)
  • Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 208 с.
  • Гармония теории и практики в трудах В.В. Голубкова // Литература в школе. – 2020. – № 1. – С. 108-119.
  • Развивающие ресурсы современной книги для детей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – № 2. – С.60-68.
  • Исследовательская и проектная деятельность студента-филолога (курсовой проект, ВКР бакалавра, ВКР магистра): учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2020. – 144 с. (в соавторстве с Е. И. Гавриловой, Т. Ю. Климовой).
  • Методические ресурсы феномена визуализации в обучении литературе // Литература в школе. – 2021. – № 1. – С. 94-107.
  •  Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический имидж. – 2021. – №2 (51). – С.182- 197. (в соавторстве с Сосновским И. З.).

Контактная информация:

Рабочий телефон: 24-07-00

E-mail: sosnoirina@yndex.ru