Научно-исследовательская деятельность

            Тема научно-исследовательской работы кафедры: “ Теоретико-методологические, методические и организационные составляющие поликультурного образования». Тема зарегистрирована, имеет зарегистрированный номер 111-14-312. Данная тема включена в НИР Педагогического института «Научно-методическое сопровождение образовательного процесса как фактор повышения качества подготовки обучающихся Педагогического института».

            На кафедре традиционно сильны научные профессиональные связи с ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках реализации научно-образовательного проекта  «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках разработки Примерной программы воспитания для дошкольных образовательных организаций, методической и экспертной поддержки федерального эксперимента по реализации программы SТЕМ-образования детей дошкольного возраста; ГАУ Иркутской области «Центром оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования» по апробации модели аттестации руководителей дошкольных образовательных организаций. Координация кафедрой данных федеральных исследовательских и методических проектов на уровне региона нацелена на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников средствами современных образовательных технологий, что является одной из основных задач кафедры.

За отчетный период 1 преподаватель получил ученое звание доцента. Важным направлением развития научно-исследовательской деятельности кафедры является создание условий для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

В течение 5-ти последних лет кафедрой было проведено 10 научно-практических конференций всероссийского уровня с международным участием, по результатам которых издавались сборники материалов конференций, которые далее размещались на платформе электронной библиотеки e-library и включались в систему РИНЦ. Преподаватели участвовали и представляли свои доклады на 62 конференциях всероссийского и международного уровней.

Внедрение в практику результатов исследований преподавателей осуществлялось также через проведение мастер-классов, городских и областных научно-методических семинаров, круглых столов в различных образовательных и социальных организациях г.Иркутска и Иркутской области (не менее 35 мероприятий ежегодно).

Важным фактором развития научного потенциала кафедры считаем сетевое взаимодействие в различных форматах: участие и организация научно-методических конференций/форумов/семинаров, академическая мобильность преподавателей и студентов, совместные научные исследования с российскими и иностранными коллегами, взаимная экспертиза результатов научной деятельности и широкая география их апробации. Преподаватели участвовали и представляли свои доклады на конференциях  всероссийского и международного уровня (ежегодно 10-14 конференций, форумов, научных конгрессов, салонов образования).

            За 5 лет было издано 5 монографий и 14 глав в коллективных монографиях,  203 научные статьи, в том числе: 81 статья  в журналах из списка ВАК; 2 статьи в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus; 2 статьи в изданиях  WoS; 115 статей с индексом РИНЦ, 3 публикации в зарубежных журналах (Китай, Чехия, Украина).

Приоритетность осуществляемого нами системного подхода к планированию и организации НИРС, который заключается  в преемственности форм НИРС между курсами; непрерывном участии будущих педагогов в научной работе в течение всего периода обучения, в том числе, в формате конкурсного и олимпиадного движения. Успешными в отчетном периоде было участие обучающихся в следующих мероприятиях:

  • Международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов «Discovery Science: University – 2016» (г. Москва);
  • Открытом конкурсе научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин на базе РГПУ им. А.И. Герцена;
  • Всероссийском  III открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Иркутской области - компетенция «Дошкольное воспитание»;
  • Региональном этапе IX  Всероссийского профессионального  конкурса «Воспитатель года»;
  • Региональном отраслевом чемпионате профессионального мастерства в сфере образования Иркутской области по методике WorldSkills Russia - компетенция «Дошкольное воспитание»;
  • Всероссийская студенческая Олимпиада по дошкольной педагогике среди вузов Сибирского федерального округа г. Омск на базе ФГБОУ ВО «Омского государственного педагогического университета»;
  • Всероссийском (с международным участием) конкурсе исследовательских, проектных и научно-методических работ учащихся и студентов «Как прекрасен этот мир» Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (г. Бийск).