Лица в истории кафедры психологии и педагогики дошкольного образования
Стрекаловская М.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»
Первая в дошкольной педагогике - Ирина Александровна Хайдурова
«Сама судьба мне завещала
С благоговением святым
Светить в преддверьи Идеала
Туманным факелом моим...»
А. Блок. [1, с.10]
«Среди миров, в мерцании светил одной Звезды я повторяю имя...»
Для меня и для многих моих коллег, специалистов дошкольного образования, имя этой звезды - Ирина Александровна Хайдурова. Ирина Александровна Хайдурова – звезда первой величины на небосводе дошкольной педагогики 20-21-го веков.
Её исследование определило современное направление развития дошкольной педагогики, заложило теоретические основы для разработки гуманитарной концепции дошкольного воспитания (1989 г.). Чем дальше идёт время, чем острее становятся экологические проблемы землян, тем больше возрастает значимость научного исследования Ирины Александровны для всей системы дошкольного образования, общества в целом.
Вот некоторые сведения из биографии Ирины Александровны Хайдуровой, скупо рассказанные ей самой, а также найденные в документах. Ирина Александровна Хайдурова (в девичестве Валюкова) родилась в Москве 16 января 1934 года в семье, имеющей глубокие корни культуры и интеллигентности. В Москве прошли её детство, отрочество, юность.
Ирине исполнилось всего 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. Как рассказывала Ирина Александровна, в первую очередь из столицы вывозили машиностроительные заводы и детей. Мама Ирины Александровны отказалась эвакуировать своих двух детей, боясь потерять их. «Выживем, - говорила она.- Ну, а если умрём, так вместе». Вспоминая военное детство, Ирина Александровна не говорила ни о голоде, ни о холоде, ни о бомбёжках, она рассказывала о хорошем, самом главном для неё – об учёбе во время войны. Школ в военной Москве не было. Одна из учительниц начальных классов по собственной инициативе собрала в округе детей младшего школьного возраста и, как когда-то «мастера грамоты», учила этих ребят у себя дома. Среди этих детей была и Ира.
После окончания войны способная девочка успешно сдала комиссии свой первый в жизни экзамен по курсу начальной школы и продолжила обучение в школе, а затем, в 13 лет вместе со своими подругами поступила в дошкольное педагогическое училище. Здесь и определилась дальнейшая судьба Ирины Александровны. Окончив педучилище, Ирина поступила в МГПИ им. В.И. Ленина на факультет дошкольного воспитания. Уже тогда она отличалась широтой, глубиной своих знаний, неординарностью, научным складом мышления, что невозможно было не заметить. В годы учёбы в педагогическом институте доцент Э.И. Залкинд предлагает Ирине Александровне серьёзно заняться научно-исследовательской работой в области методики ознакомления детей с природой.
Пятидесятые годы двадцатого века – годы послевоенного восстановления и развития народного хозяйства нашей страны. В эти годы на треть увеличивается количество новых детских садов и яслей. Ставятся задачи повысить уровень воспитательно-образовательной работы в детских садах, улучшить подготовку педагогической кадров. Для решения этих задач по всему Советскому Союзу расширяется сеть дошкольных педучилищ. В них требуются специалисты высшей квалификации.
В 1955 году коренная москвичка Ирина Александровна заканчивает факультет дошкольного воспитания по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Она с двумя своими подругами (среди них и ставшая впоследствии известным методистом по изобразительной деятельности детей Комарова Т.С.) идёт в комитет комсомола МГПИ. Девчата просят направить их по комсомольской путёвке на работу в Сибирь. Из нескольких запросов, написанных в разные дошкольные педагогические училища Сибири, положительный ответ пришёл из Иркутска. Ирина впервые уезжает так далеко из своего дома в неведомые, суровые края. Поработав в Иркутском педучилище 3 года, обе подруги Ирины Александровны возвращаются обратно домой в Москву.
Ирина Александровна остаётся. Остаётся на наше счастье, счастье тех, кого она учила. Иркутск с 1955 года стал новым домом Ирины Александровны, где она прожила большую часть своей жизни вплоть до 2018 года.
Специалисты высшей квалификации по дошкольному воспитанию, которых готовили пединституты Москвы и Ленинграда, направленные в Сибирь и на Дальний Восток, как правило, не выдерживали суровых условий жизни этих мест. Отработав по распределению положенные 3 года, молодые педагоги обычно возвращались в центральные районы России. Для повышения качества дошкольного воспитания в огромной азиатской части Советского Союза, закрепления педагогов на работе требовалась подготовка местных кадров высшей квалификации.
Пламенный энтузиаст, замечательный организатор дошкольного воспитания в Иркутске, преподаватель дошкольного педучилища Кононова Ирина Петровна, приехавшая в Иркутск, как и Ирина Александровна, с запада России, приняла эту проблему как лично свою. Ирина Петровна и стала инициатором создания в 1957 году факультета дошкольного воспитания при Иркутском пединституте. Наш факультет был первым и долгие годы единственным на всей территории Сибири и Дальнего Востока. В 1962 году Ирина Петровна пригласила для работы на факультете талантливого, уже опытного преподавателя дошкольной педагогики и методики дошкольного воспитания Хайдурову И.А. Почти 30 лет, с 1962 по 1991 год Ирина Александровна работала в Иркутском государственном педагогическом институте. Она работала вдохновенно, великолепно, творчески, добросовестно, с полной отдачей сил, сначала – преподавателем кафедры дошкольной педагогики, затем - заведующей этой кафедрой (с 1968 по 1980 годы) и с 1983 по 1991 годы - проректором по учебной работе ИГПИ.
На новом историческом витке развития педагогики первая среди педагогов – специалистов дошкольного воспитания Ирина Александровна восприняла и преумножила идеи гуманитарной педагогической парадигмы, идеи теории развивающего обучения. С позиций этих идей она начала и реорганизацию образовательного процесса на факультете дошкольного воспитания. Ох, как непросто это было в застойные годы тотального господства технократической парадигмы в образовании, командно-административной системы обучения.
Как заведующая кафедрой, Ирина Александровна внесла неоценимый клад в становление, раскрытие и развитие научно-педагогического потенциала кафедры дошкольной педагогики ИГПИ. В своих преобразованиях Ирина Александровна опиралась на коллектив преподавателей – единомышленников, создавала такой коллектив, делая ставку на молодёжь. В годы заведования кафедрой И.А. Хайдуровой состав кафедры значительно расширился за счёт выпускников факультета дошкольного воспитания ИГПИ. Ирина Александровна тщательно подбирала кадры для работы на кафедре, уделяла пристальное внимание научному росту, повышению квалификации каждого преподавателя кафедры.
В первую очередь Ирина Александровна ратовала за повышение научно-теоретического уровня содержания обучения студентов, его связь с практикой воспитания дошкольников. Самое лучшее для практики, педагогического творчества – это хорошая теория, освоенная на высоком уровне обобщения содержания.
Заведующая кафедрой была проводником идей гуманизации, демократизации всех сфер образования. Память тех лет сохранила воспоминания о глубоких по содержанию, заставляющих думать каждого, открытых занятиях, циклах открытых лекций Ирины Александровны. Часто в те годы с целью взаимообучения проводили открытые занятия и другие преподаватели. Не меньший педагогический опыт мы приобретали в ходе обсуждения этих занятий, всестороннего системного анализа этих занятий заведующей кафедрой.
А какими были заседания кафедры тех лет! Порой до позднего вечера на кафедре шли дискуссии, в которых принимал участие каждый. Это было свободное общение равных, не зависимое от внешних атрибутов, общение, в котором значимым было главное – идеи, суждения, умозаключения по содержанию рассматриваемых вопросов. В спорах, обсуждениях рождалась истина. «Относитесь к делу с позиций дела», - этот совет Ирины Александровны не раз помогал нам в жизни. Заседания кафедры, которыми руководила Ирина Александровна, превращались в настоящую школу мысли, действенный практикум решения стратегических и тактических задач, возникающих на дошкольном факультете. Во всем этом прослеживались педагогическая поддержка Ирины Александровны, её внимание, забота о профессиональном росте членов кафедры, а вместе с этим, - забота о развитии студентов нашего факультета.
Работа на максимально возможном уровне трудности – условие развития. Ирина Александровна предъявляла высокие требования к себе. Любую работу она выполняла блестяще. Она была и остаётся образцом совершенства, идеалом для многих, кто её знает. В ней сочетались глубочайший профессионализм и широкая культура, эрудиция. Поражают глубина её мышления, поистине, планетарное, вселенское сознание, философский, системный взгляд на мир.
Стремление хоть немного приблизиться к идеалу побуждало к напряжённой работе и меня, и моих товарищей. Уровень планки каждый ставил для себя сам. Работать, учиться рядом с Ириной Александровной было трудно, порой, очень трудно, но всегда интересно. Она всегда помогала и помогает, даже просто своим присутствием, зажигая огонёк в твоей душе...
Ирина Александровна создавала все условия для повышения научно-педагогического уровня членов кафедры внутри факультета, а также побуждала преподавателей кафедры продолжать образование в ведущих вузах СССР. Именно в 70-е годы – годы, когда Ирина Александровна Хайдурова возглавляла кафедру, поступили, готовились к поступлению в аспирантуру, либо прошли стажировки в вузах Ленинграда и Москвы все преподаватели кафедры дошкольной педагогики.
Коллектив кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена с особой теплотой вспоминает «иркутян». В годы, предшествующие защите диссертации Ирины Александровны в ЛГПИ и последующие годы, «иркутяне» буквально заполонили ленинградскую кафедру дошкольной педагогики. Такой мощной экспансии со стороны дружественных кафедр ленинградская кафедра не знала со дня своего основания. В 70-е, начале 80-х годов почти одновременно при кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена учились в аспирантуре 6 иркутян - Л.А. Мишарина, Л.И. Ермолаева, Н.Г. Косолапова, С.Ф. Сударчикова, Е.П. Полякова, М.М. Стрекаловская. Были в научных командировках, на стажировках сама И.А. Хайдурова, Н.Г. Смольникова, Н.И. Карпова.
Аспирантов, соискателей из Иркутска на ленинградской кафедре дошкольной педагогики в то время было намного больше, чем аспирантов - ленинградцев. Это притом, что поступить в целевую аспирантуру было невероятно сложно. Высокий авторитет Ирины Александровны в научном мире дошкольной педагогики, её рекомендации открывали двери столичных вузов для нас, членов её кафедры. На нас смотрели как на учеников, сотрудников Ирины Александровны. Отблеск авторитета заведующей нашей кафедрой, падающий на нас, давал нам большой аванс доверия со стороны других педагогов.
Благодаря Ирине Александровне у нашей иркутской кафедры дошкольной педагогики сложились тесные научные и дружеские отношения с ленинградской кафедрой дошкольной педагогики, возглавляемой Верой Иосифовной Логиновой. Систематично выпускались межвузовские сборники научных трудов членов наших кафедр, поочерёдно издаваемые то в Ленинграде, то в Иркутске. Преподаватели Иркутской кафедры дошкольной педагогики рецензировали первый учебник для вузов «Дошкольная педагогика» под редакцией В.И. Логиновой, который до сих пор является лучшим в этой области знаний.
Как рассказывала мне Анна Константиновна Матвеева, доцент ЛГПИ, вместе с Верой Иосифовной Логиновой она не раз приезжала в Иркутск. Гости читали лекции для студентов дошкольного факультета, поднимались с Ириной Александровной в горы Хамар-Дабана, плавали на катере по Байкалу.
Летели через тысячи километров из Иркутска в Ленинград и обратно письма. Анна Михайловна Леушина подбадривала свою аспирантку Лидию Ивановну Ермолаеву. Людмила Александровна Мишарина поздравляла Веру Иосифовну Логинову с очередным событием. Анна Константиновна Матвеева посылала приветы Светлане Филимоновне Сударчиковой. Нина Григорьевна Косолапова делилась своими мыслями с Полиной Григорьевной Саморуковой. Мария Вадимовна Крулехт спрашивала: «Рита, как ты думаешь, что может лежать в основе систематизации материалов этого исследования?» ... То был широкий, нескончаемый поток общения друзей, учеников и учителей, «научных сестёр», коллег. Истоки, возможности этого общения были заложены нашей заведующей И.А. Хайдуровой.
Когда несколько лет назад, когда я начинала писать эту статью к юбилею И. А. Хайдуровой, ко мне подошла моя дочь, в то время учившаяся в начальной школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Маша спросила: «Что ты делаешь?» – «Пишу статью о своей любимой учительнице Ирине Александровне». – «А что в этой статье основное?» – «До основного я ещё не дошла». – «Так, значит, ты всё ещё пишешь предисловие?» – «Выходит, да». – «Тяжело писать?» – «Очень». – «Давай, помогу. Скажи, что главное у твоей учительницы – это и будет основная часть. А в заключении напиши, что ты и её ученики её любят. Ведь это так?» – «Да».
Думаю, что основное в жизни Ирины Александровны это то, что она встретила в своей жизни людей, равными ей по широте и глубине мышления, близкими по духу. Вот они:
Хайдуров Андрей Леонтьевич – муж Ирины Александровны, геолог, энциклопедист, необыкновенно интересный, заботливый, радостный человек. Думаю, что именно из-за него молоденькая Ирина и осталась в Сибири, не поехала домой в столицу, в её устроенный быт.
Давыдов Василий Васильевич – основатель современной системы развивающего обучения. Ирина Александровна попала к нему на защиту докторской диссертации и была восхищена философской, психологической, педагогической глубиной его исследования. Она по праву может назвать В. В. Давыдова своим главным учителем, хотя и училась у него по книгам, приобщая к этому и нас, своих студентов. Помню, как мы изучали на её спецкурсе знаменитую монографию В. В. Давыдова «Виды обобщения в обучении». Мы чувствовали себя слепыми, а она была нашим проводником. Спецкурс Ирины Александровны «Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста», её программа системных экологических знаний для детей, основанные на теории В.В. Давыдова, перевернули мой взгляд на мир и педагогику, придали им научную глубину, целостность и красоту.
Ещё один значимый человек в жизни Ирины Александровны – Леушина Анна Михайловна – доктор педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена. На постоянно действующих всесоюзных совещаниях зав. кафедрами дошкольной педагогики она выделила Ирину Александровну, пригласила её завершить научную работу на своей кафедре. Ирина Александровна, не учась в аспирантуре, самостоятельно написала диссертацию и успешно защитила её в Ленинграде.
Логинова Вера Иосифовна – коллега, подруга, почти ровесница Ирины Александровны. Она, одна из немногих, вместе с А.М. Леушиной поддержала революционную научную работу Ирины Александровны в области дошкольного образования. Вслед за Ириной Александровной Вера Иосифовна продолжила её исследование в своей докторской диссертации, разработав для дошкольников программу системных знаний о социальной действительности. Вера Иосифовна Логинова создала свою научную школу, ученики которой считают своим учителем не только Веру Иосифовну, но и Ирину Александровну Хайдурову.
Так, Наталья Михайловна Крылова, одна из учениц, коллег В.И. Логиновой, известная для опытных специалистов – дошкольников своей программой «Детский сад – дом радости», впервые увидев меня в 1982 году на ленинградской кафедре дошкольной педагогики (я была тогда аспиранткой этой кафедры), с восторгом сказала: «Вы учились у самой Ирины Александровны Хайдуровой?! Как Вам повезло! Это учёный очень – очень высокого уровня! Она – учёный мирового уровня! К сожалению, это не все пока осознают».
Н.М. Крылова продолжала: «Если бы не было научной работы Ирины Александровны, то не было бы ни одной из наших работ: ни моей работы, ни Вашей, ни диссертаций Г.Н. Бавыкиной, Л.А. Мишариной, С.Ф. Сударчиковой, М.В. Крулехт. Да и самой работы В. И. Логиновой, выполненной на таком высоком уровне, не было бы. А работы Е.Ф. Терентьевой и Н.Н. Кондратьевой по методике природоведения? Они – прямое продолжение исследования Хайдуровой, написаны на основе её образца. Нашей ленинградской кафедре дошкольной педагогики здорово повезло, что Ирина Александровна оказалась у нас». Кстати сказать, список кандидатских и докторских диссертаций, защищающихся на основе исследования И.А. Хайдуровой, продолжается и в 21-м веке. Некоторые из них в значительной мере воспроизводят не только идеи, но и саму диссертационную работу Мастера.
Диссертация Хайдуровой И.А. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире» была защищена в 1974 году. Эта работа впервые в дошкольной педагогике открыла два новых направления: развивающее обучение дошкольников и экологическое образование детей дошкольного возраста. Согласно требованиям к научной и практической значимости диссертационных исследований кандидатская диссертация И.А. Хайдуровой может быть приравнена к нескольким докторским работам.
Это понимал и знаменитый психолог А.В. Запорожец, директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Добиваясь справедливости в оценке научных заслуг Ирины Александровны, он неоднократно предлагал ей дополнить, оформить начатое исследование в виде докторской диссертации. Но главная работа Ирины Александровны была сделана. Двери для исследований других в новых областях, новых уровнях образования дошкольников были открыты. Для работы на себя, приобретения внешних атрибутов своей значимости у Ирины Александровны не было времени. Она всю жизнь работала для других, помогая, развивая их, устанавливая зримые и незримые связи.
Из передачи о К.Э Циолковском «Человек Вселенной»: «Не имея ни чинов, ни званий, ни орденов, он был значительно выше многих своих современников». Эти слова по праву можно отнести и к Ирине Александровне Хайдуровой – прекрасному преподавателю факультета дошкольного воспитания Иркутского пединститута, Учёному – новатору, Педагогу, Воспитателю.
Нет ничего постоянного в этой жизни…
Ранним утром по Иркутскому времени, в первый весенний день 2021 года Ирины Александровны Хайдуровой не стало. Её прах упокоился на кладбище Донского монастыря в Москве, где покоятся и её родные. Но образ этой сдержанной, мудрой, красивой женщины с аристократической осанкой остался с нами. Её любовь, живущая в наших сердцах, её острый, проницательный ум, знания, запечатлённые в многочисленных научных работах, в сознании её учеников и коллег, продолжают жить, совершенствовать всех, кто хотя бы немного прикоснулся к этому Учителю, этому Человеку.
Милая Ирина Александровна, мы Вас очень любим. Эту любовь не выразить словами, поэтому так тяжело говорить и писать. Ирина Александровна, спасибо Вам, что Вы жили с нами и продолжаете жить в нашей памяти. Спасибо за любовь к нам, к нашему общему дошкольному делу. Ваша программа по формированию экологического сознания человека, начиная с дошкольного детства, обогнала время на десятки лет. За ней будущее, за ней возможность сохранения жизни на Земле. Спасибо Вам за профессионализм, возможность развития, которую Вы нам дали. Лучшее в нас – от Вас. Спасибо…
Ваши ученики.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
…
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
[2, с.153]
Литература
1. Блок А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Русский язык, 1983. – 383 с.
2. Анненский И. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель,
1990. – 639 с.