История кафедры

1963 по 1968 год первой заведующей кафедрой дошкольного воспитания была доцент, кандидат педагогических наук Агния Иннокентьевна Стахерская. Лекции по педагогике А.И. Стахерской  были очень содержательными, вызывали интерес у  студентов и прививали любовь к избранной профессии. Благодаря Анне Иннокентьевне  на кафедре был создан коллектив  единомышленников, постепенно кафедра приобретала преподавательский опыт, наращивала  научный потенциал. Первыми преподавателями были В.А. Пермякова, Т.С. Харькина, Л.Г. Сивиллова, И.А. Кузнецова,  Г.И. Носырева и другие. С 1962-63 г.г. состав кафедры пополнился новыми  преподавателями из числа лучших студентов первого выпуска факультета: Г.Я. Кудрина, Г.М. Вишнёва, В.П. Пушмина

С 1968 по 1980  год Ирина Александровна Хайдурова, выпускница Московского государственного педагогического института. возглавляла кафедру дошкольной педагогики. Именно в этот период были установлены тесные научные связи с ведущими специалистами  по дошкольной педагогике и  детской психологии исследовательских школ г.г. Москвы и Ленинграда, обеспечено систематическое  и целенаправленное повышение квалификации преподавателей кафедры.

Результатом такого сотрудничества  стали кандидатские диссертации, защищены  сначала Л.М. Коровиной, В.П. Пушминой в Москве,  затем И.А. Хайдуровой, Л.А.Мишариной в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

Диссертационное исследование И.А. Хайдуровой, непосредственно связано с реализаций  концепции развивающего  обучения  и выполненное   по проблеме формирования у дошкольников системных знаний  об окружающем, стало первым  в ряду  последующих работ  преподавателей кафедры, выпускников аспирантуры  Ленинградского ГПИ им.Герцена (Л.А. Мишарина, Н.Г. Косолапова, Л.И. Ермолаева С.Ф. Сударчикова-Арсентьева, М.М. Стрекаловская).

Под прямым руководством  Ирины Александровны  исследовательский и  учебно-методический потенциал  преподавателей нарастал и кафедра постоянно развивалась, расширялась тематика исследований. В аспирантуре НИИ ДВ в г. Москве выполнены диссертационные исследования  Г.Я. Кудриной, Г.М. Вишнёвой, Н.Г. Смольниковой,  Г.Н. Олонцевой, Т.О. Смолевой, Н.И. Карповой.

В 70-78 г.г. ХХ в. И.А.Хайдурова  активно начала  работу  по подготовке научных статей  по материалам исследований, проводимых сотрудниками кафедры, и изданием сборников, являвшихся  в то время едва ли не единственным источником  информации на межрегиональном уровне  по проблеме  развития теории и практики дошкольного  воспитания.

С 1980 года по 1988 год кафедру возглавила Косолапова Нина Григорьевна, которую отличают такие личностные качества интеллигентность, высокий уровень культуры, инициативность, порядочность. 29 мая 1980 г. Нина Григорьевна успешно защитила диссертацию по теме «Содержание личного опыта дошкольника, его организация и использование в процессе обучения (на материалах бытового труда и конструирования)». Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент П.Г. Саморукова. В процессе руководства кафедрой Нина Григорьевна успешно продолжала научные традиции ленинградской школы. Исследовательской темой кафедры стала проблема умственного и личностного развития детей дошкольного возраста.

с 1988 года по 1991 год кафедрой руководила кандидат педагогических наук, доцент Мишарина Людмила Александровна, которая 15 марта 1979 г. успешно защитила диссертацию «Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста». Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент В.И. Логинова. Большая работа была ею выполнена по введению новых дисциплин, обеспечению кадрами. Исследовательские интересы Людмилы Александровны, посвящены разработке методики формирования системных представлений у детей дошкольного возраста в разных областях знания – экологического, коммуникативного. К данной исследовательской проблематике были приобщены как преподаватели кафедры, так и студенты.

С 1991 по 1994 год кафедру возглавила Ермолаева Лидия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, защитившая 18 марта 1982 г. диссертацию по теме «Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами» Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А.М. Леушина. Время ее заведования совпало с существенными изменениями, вызванными проводимой перестройкой во всех сферах жизни страны, в том числе и в учебном процессе. В этот период активно на кафедре осуществлялась хозрасчетная деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг специалистам дошкольного образования города и области.

С 1994 по 2011 Смолева Татьяна Октябриновна, являлась бессменным руководителем кафедры в течение 17 лет. В 1989 году Татьяна Октябриновна успешно защитила диссертацию по теме «Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников» Научный руководитель — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Т.А. В годы его заведования при кафедре была открыта аспирантура под руководством доцентов Смольниковой Н.Г., Сударчиковой С.Ф., Кудиной Г.Я. Один из первых подготовил и защитил кандидатскую диссертацию преподаватель кафедры Е.Б.Ковалева. Татьяной Октябриновной совместно с членами кафедры постоянно велись исследования по вопросам психологии и педагогики дошкольного образования, технологий профессионального образования, подготовлен ряд методических разработок, монографий, пособий, отражающих кафедральную проблематику в области формирования базовой культуры личности детей дошкольного возраста

В период обучения Смолевой Татьяны Октябриновны c 2000 по 2003 г.г. кафедру возглавил высокопрофессиональный специалист в области дошкольного образования, член кафедры Сударчикова Светлана Филимоновна. Еще17 марта 1988 г. Светлана Филимоновна успешно защитила диссертацию по теме «Формирование системных знаний о труде взрослых у детей пятого года жизни». Научным руководителем являлась доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова. При ее заведовании значительное внимание было уделено введению введению интерактивных технологий обучения по дисциплинам профильной подготовки по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология, а также 050707 Педагогика и методика дошкольного образования, одним из ведущих преподавателей, которых она и являлась.

С 2012 г. кафедру возглавила Зайцева Ольга Юрьевна. Доцент Зайцева О.Ю., выпускник ИГПУ 1995г., пришла на кафедру после окончания учёбы. В 2001 году защитила диссертацию по теме «Межличностная защита в диаде» педагог – ребенок « и ее коррекция». Научным руководителем в аспирантуре являлся доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, кандидат психологических наук Кудрина Г.Я.

  • лонгитюдное исследование образовательных практик поликультурного образования через внедрение парциальных образовательных программ «Байкал – жемчужина Сибири», «Культурное наследие народов Прибайкалья для дошкольников» в часть ООП формируемой участниками образовательных отношений
  • апробация на базе пилотных площадок моделей развивающей экспертизы качества дошкольного образования
  • конструирование и реализация педагогических моделей методического сопровождения развития компетенций педагога системы дошкольного образования в методической деятельности образовательных организаций Иркутской области, обеспечение действенной связи науки с образовательным процессом в ДОО
  • механизмы, факторы эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью повышения родительской компетентности доцент

К концу 2018 года  по материалам завершённых диссертационных исследований и поисково-экспериментальной деятельности  в учреждениях  системы образования  сотрудниками кафедры опубликовано  более 700  научных трудов (монографии, статьи, методические указания и рекомендации, методические и учебные пособия).

История кафедры (скачать)