Юбилей кафедры

Кафедре психологии и педагогика дошкольного образования

Иркутского государственного университета – 55 лет

Дата

Событие

 

1957 г

 

 

 

 

 

 

 

По инициативе декана Московского государственного заочного педагогического института Е.М. Удальцова при педагогическом факультете ИГПИ открыт филиал по специальности «дошкольное воспитание»

Руководителем отделения стала И.П. Кононова, которую с полным правом можно считать основателем факультета. Много сил, энергии и таланта Ирина Петровна отдала подготовке специалистов дошкольного профиля. В первые годы существования дошкольного факультета, когда недостаточно было квалифицированных педагогов, она разрабатывала и читала лекции по многим предметам. Особый вклад Ирина Петровна внесла в разработку содержания, отбора методики преподавания, оформление наглядного материала по истории педагогики.

В преподавательский состав кафедры входили: А.И. Стахерская, Л.Г. Сивиллова и почасовики, приглашенные из Иркутского дошкольного педучилища (И.А. Хайдурова, Г.Г. Кидалова, Т.С. Харькина); городского отдела образования (Г.И. Носырева). Под руководством И.П. Кононовой был подготовлен сборник статей преподавателей кафедры в помощь студентам и воспитателям дошкольных учреждений. Она, будучи выпускницей факультета дошкольного воспитания Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена, затем преподавателем ДПУ №2 г. Иркутска, едва ли не единственный специалист в то время в ИГПИ по дошкольному делу, читала практически все специальные предметы: дошкольную педагогику и историю педагогики, методику счета и др. По инициативе и под руководством И.П. Кононовой на кафедре был создан учебный кабинет дошкольной педагогики, который стал базой для самостоятельной работы студентов факультета. Обеспечение его литературой осуществляли из личных библиотек преподавателей, печатными материалами членов кафедры. Ею собран огромный историко-педагогический материал, представленный в машинописных методических пособиях «История советской школы и общественного дошкольного воспитания в Иркутской области» (1976), «История становления и развития общественного дошкольного воспитания» (1978). Несмотря на то, что в мае 1966 года Ирина Петровна вышла на пенсию, она продолжала сотрудничать с факультетом: читала лекции, руководила практикой, помогала мудрым советом начинающим преподавателям. С 1962-63 г.г. состав кафедры пополнился новыми преподавателями из числа лучших студентов первого выпуска факультета: Г.Я. Кудрина, Г.М. Вишнёва, В.П. Пушмина.

 
 

Ноябрь 1963 г

 

 

 

По разрешению Минпроса РСФСР (приказ от 16 октября 1963 г.) кафедра педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания бала разделена на две самостоятельные: дошкольной педагогики, ее возглавила кандидат педагогических наук Стахерская Агния Иннокентьевна и педагогики и методики начального образования во главе с кандидатом психологических наук, доцентом Пермяковой Валентиной Андриановной. В это время на кафедру дошкольной педагогики в качестве ассистентов были приняты Г.И. Носырева,  И.А. Хайдурова, Г.М. Вишнева, Г.Я. Ушакова (Кудрина), В.П. Пушмина, Г.Д. Черкасова, Г.Р. Колькина, Г.Г. Кидалова, Л.А. Мишарина.

К 1967 году на кафедре было 12 преподавателей, из них один доцент (А.И. Стахерская), 5 старших преподавателей и 6 ассистентов. Осенью 1968 г. в связи с болезнью и преждевременной кончиной (в декабре) А.И. Стахерской заведование кафедрой было возложено на ст. преподавателя И.А. Хайдурову, приехавшую в Иркутск в 1955 г., работающую в Иркутском дошкольном педагогическом училище, и считающуюся в городе одним из лучших методистов по в области дошкольного воспитания.

 

В 1967 г.

 

Факультет педагогики и методики дошкольного воспитания становится самостоятельным факультетом.

 

В период с 1967-1972 гг

 

Факультет педагогики и методики дошкольного воспитания возглавила его декан Носырева Галина Ивановна, заместитель декана Сивиллова Лидия Георгиевна и заведующая кафедрой Хайдурова Ирина Александровна.

Носырева Галина Ивановна была человек большой души, прекрасный организатор, талантливый педагог. Она сумела создать на факультете творческий коллектив. Она являлась инициатором создания на факультете вокального ансамбля, хореографической группы. Гордостью факультета в 60-70 г.г. были общий хор, хореографический ансамбль, вокальный ансамбль якутских студентов, вокальный ансамбль «Октава», в 70-80 г.г. к ним добавился танцевально-вокальный ансамбль якутских студентов, кукольный театр. Эти студенческие художественные коллективы неоднократно занимали призовые места на конкурсах самодеятельности разного уровня; они украшали, наполняли учебу и быт, жизнь всего факультета. В достижении успехов факультета значительную роль играло студенческое самоуправление, развитие которого начиналось под руководством Галины Ивановны и достигло высокого уровня позже в 70-80 г.г. с приходом на факультет Л.Г. Токарской. Студенческие активисты всегда были и остаются надежной опорой руководителей факультета в любом деле: Дерягина Галина, Арсентьева Светлана, Косолапова Нина, Олонцева Галина, Никифорова Галина, Якубенко Вера, Смолева Татьяна (будущие преподаватели кафедры), Морозюк Светлана, Кучерук Вера, Мичник Люба, Захарова Марите и др. Благодаря Лидии Георгиевне Токарской были установлены шефские связи с детскими садами Иркутской области, сформированы органы студенческого самоуправления. На факультете самый большой конкурс среди абитуриентов (до 10 человек на место). Поступающих привлекала возможность работать с самыми маленькими гражданами страны. Большой конкурс давал возможность принимать на факультет наиболее способных, хорошо подготовленных, профессионально направленных людей. Ежегодный прием на факультете был всегда разным для дневного и заочного отделений и в разные годы составлял по плану соответственно 50-75 и 100-150 студентов.

Сивиллова Лидия Георгиевна, старший преподаватель, заместитель декана с 1967 — 1988 г.г. Она преподавала общую психологию, была уважаемым и любимым студентами педагогом. Читаемые ею лекции были очень содержательными, эмоциональными, чёткими по структуре, теоретические положения подкреплялись интересными примерами. Она покоряла студентов своей добротой, способностью понять человека и помочь ему. Лидия Георгиевна прекрасно знала поэзию, историю Иркутска, своими знаниями охотно делилась с коллегами и студентами. Организаторские способности, культура общения, высокий профессионализм обеспечивали успех в организации учебной и воспитательной деятельности кафедры и факультета

 

С 1968 по 1980 гг

Заведующей кафедрой была Хайдурова Ирина Александровна, выпускница Московского государственного педагогического института им. В.В. Ленина, работавшая в Иркутском пединституте с 1962 г. и пройдя путь от ассистента до проректора по учебной работе. И.А. Хайдурову отличает высокая требовательность к себе и другим,  принципиальность, творческое отношение к работе.

С 1970 г. преподавателями кафедры становятся выпускники факультета Л.И. Ермолаева, Е.П. Полякова, С.Ф. Арсентьева (Сударчикова), Н.Г. Косолапова, Г.В. Воробьева, Н.И. Карпова, а также пришли с других кафедр института Л.Е. Токарская, Т.Г. Бусаргина. Заведующая сумела сплотить коллектив, сделать всех единомышленниками, постоянно ищущими, творческими преподавателями. Их главная забота состояла в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении связи с органами народного образования, с дошкольными учреждениями. Именно в этот период были установлены тесные научные связи с ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и детской психологии исследовательских школ г.г. Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), обеспечено систематическое и целенаправленное повышение квалификации преподавателей кафедры.

В 1975 г. Ирина Александровна защитила диссертационное исследование непосредственно связано с реализаций концепции развивающего обучения и выполненное по проблеме формирования у дошкольников системных знаний об окружающем, которое стало первым в ряду последующих работ преподавателей кафедры, выпускников аспирантуры Ленинградского ГПИ им. Герцена  (Л.А. Мишариной (1978), Н.Г. Косолаповой (1980), Л.И. Ермолаевой (1982), С.Ф. Арсентьевой (Сударчиковой) (1988)  и др.

 

1972 -1987 гг

Деканом факультета назначена яркая выпускница Иркутского педагогического института, отделения русского языка и литературы историко-филологического факультета Токарская Любовь Георгиевна. Она была бессменным деканом в течение 15 лет (1972-1987 г.г.). Рука об руку работала с ней заведующая кафедрой И.А. Хайдурова. Они сформировали мобильный, творческий коллектив, работавший самозабвенно. Она смогла не только сохранить в коллективе преподавателей дух демократичности, который всегда отличал факультет, но и обеспечила развитие в студентах гуманности, доброты, активности. Благодаря научному поиску неукротимой личностной, профессиональной энергии Любови Георгиевны на факультете стало интенсивно развиваться студенческое самоуправление как основа формирования у студентов педагогических способностей в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Из поколения первых активистов студенческого самоуправления на факультете стали работать Г. Дерягина, С. Арсентьева, Н. Косолапова, Г. Олонцева, Г. Никифорова, В. Якубенко, Т. Смолева и др. В эти годы, в институте действовал такой эффективный способ стимулирования поиска путей совершенствования научно-педагогической и организационной деятельности, как соревнование между факультетами, именно дошкольный факультет чаще всего занимал первые места, получал право хранения переходящего знамени. Лидерство преподавательско-студенческого коллектива во многом определялось неутомимостью, энергией, творческим отношением к руководству Л.Г. Токарской, являющейся на протяжении многих лет членом партийного комитета вуза. Благодаря её врожденным организаторским способностям факультет был в числе первых и лучших, занимал призовые места в учёбе, спорте, художественной самодеятельности, сельхозработах. Четырежды был награждён Красным знаменем. Так же в это период факультет, установив творческие деловые контакты с сетью дошкольных учреждений, стал своего рода «интеллектуальным центром» этой системы. Ей удалось сохранить в коллективе дух демократичности, доброты  и гуманности. Работала на факультете Любовь Георгиевна до 2002 г.

 

1980 -1988 гг

В связи с переводом Ирины Александровны на должность проректора по учебной работе заведующей кафедрой стала Нина Григорьевна Косолапова, которую отличают такие личностные качества интеллигентность, высокий уровень культуры, инициативность, порядочность. Её личные и профессиональные качества позволили продолжать работу по стратегическим направлениям, взятым за основу И.А. Хайдуровой и Л.Г. Токарской. Именно поэтому 80-е годы стали «звездным часом» кафедры дошкольной педагогики.

29 мая 1980 г. Нина Григорьевна успешно защитила диссертацию по теме «Содержание личного опыта дошкольника, его организация и использование в процессе обучения (на материалах бытового труда и конструирования)». Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент П.Г. Саморукова. В процессе руководства кафедрой Нина Григорьевна успешно продолжала научные традиции ленинградской школы. Исследовательской темой кафедры стала проблема умственного и личностного развития детей дошкольного возраста. Результаты представлены в многочисленных статьях,  учебных пособиях и нескольких монографиях. Под научным руководством Нины Григорьевны защищены кандидатские диссертации Л.Л. Джемендзюк (2001), В.В. Канащенковой (Карих) (2005), М.Ю. Плотниковой (2008).

Учебный план подготовки специалистов дошкольного воспитания принципиальных различий до середины 80-х годов не имел, и квалификацию выпускники получали одинаковую «Преподаватель психологии и педагогики (дошкольной). Методист дошкольного воспитания». В это время факультет работал по 4 учебным планам. После долгой и упорной борьбы руководство факультета добилось, чтобы поступившие на заочное отделение студенты, имеющие среднее специальное образование, учились 4 года, а не имеющие такового – 5 лет. Значительная часть студентов получает квалификацию «Преподаватель психологии и педагогики (дошкольной), воспитатель», как предусмотрено типовым учебным планом. На дневном отделении ведется подготовка по дополнительным специальностям: инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель в детском саду, практический психолог (с 1993 г.). Наряду с дипломом об окончании обучения на факультете выпускники, прошедшие дополнительный курс учебных занятий, получают удостоверение о дополнительной квалификации.

Многие годы факультет, его студенты и преподаватели в числе лидеров института. Высокие успеваемость, качество и уровень знаний, участие в различных учебных и внеучебных мероприятиях в течение продолжительного времени являются свидетельством серьезной, целенаправленной и самоотверженной работы членов большого коллектива, состоявшего в некоторые годы из 1200 чел. К концу восьмидесятых годов на факультете училось около 800 студентов и работало более 50 преподавателей и сотрудников, в общей сложности 18 кафедр института, вносили существенный вклад в подготовку будущих специалистов дошкольного воспитания.

Заметной в масштабах института стала работа с монгольскими студентами. За период существования факультета для Монголии было подготовлено более 40 специалистов, работающих теперь в Министерстве образования МНР, в Университете Улан-Батора, в педучилищах, в дошкольных учреждениях, в общественных институтах братского государства. Они всегда были в тесном общении со всеми студентами, преподавателями. Ни одно мероприятие не обходилось без участия монгольских студентов, радовавших своими песнями, игрой на национальных инструментах, танцами. Их научно-исследовательская работа на факультете была тесно связана с деятельностью дошкольных учреждений в Монголии.

За годы своего существования факультет подготовил и направил для работы в системе образования России, Прибалтики, Украины, Белоруссии более 5 тыс. выпускников в качестве преподавателей психологии и педагогики педучилищ, инспекторов и методистов отделов народного образования по дошкольному воспитанию, инспекторов по делам несовершеннолетних, заведующих детскими дошкольными учреждениями, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию, руководителей изодеятельности детских садов и других учреждений воспитания и обучения детей. Многие из них за плодотворный труд награждены орденами и медалями, Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, СССР, другими знаками отличия. Среди них ведущий специалист по дошкольному воспитанию ГлавУО Л.Е. Коркушко (орден «Знак почета»); делегат IV Всесоюзного съезда учителей Г.Р. Степанова (медаль «За трудовую доблесть»); инспектор горОНО Иркутска Е.Е. Барсукова (медаль «За трудовое отличие») и др.

 

1987-2009 гг

Деканом факультета дошкольного воспитания назначается Смольникова Наталья Глебовна. Наталья Глебовна, придя на смену Любови Георгиевне продолжает традиции сохранения накопления положительного опыта и в то же время обеспечивая динамичность в развитии подразделения, инициировала основательную корректировку учебных планов целесообразность чего была подтверждена последующим временем. Необходимо отметить, что факультет дошкольного воспитания являлся одним из передовых подразделений, как по организации учебного процесса, так и по постановке воспитательной работы с будущими специалистами детских дошкольных учреждений. Под руководством Натальи Глебовны Смольниковой  (1987-2009 г.г.) факультет продолжает развиваться, поддерживая традиции и создавая новые. Ежегодно проводятся: «Посвящение в студенты», «Смотр талантов», «Последний звонок», «День дублёра» и т.д.

В 1986 году Наталья Глебовна успешно защитила кандидатскую диссертацию. Высокий уровень научно-теоретической подготовки позволяет ей успешно руководить научной работой аспирантов. Её научные интересы сосредоточены в области интеллектуально-речевого развития дошкольников, подготовки специалистов для дошкольного образования. По результатам НИР ею опубликовано более 100 работ. Под ее руководством защищено четыре кандидатских диссертации (И.А. Галкина, И.А. Пшонковская, Н.А. Шинкарева, О.В. Кучергина).

Знание эффективных форм сотрудничества с коллегами, организации управленческой деятельности, сотрудничество с разными социальными службами в системе образования  позволяют Наталье Глебовне успешно осуществлять руководство педагогическим коллективом факультета, решать профессиональные задачи на современном уровне. Под её руководством разработаны учебно-методические комплексы преподаваемых предметов, учебные планы, согласно новым госстандартам специальностям: 050703 - дошкольная педагогика и психология; 050707 - педагогика и методика дошкольного образования. Состояние социокультурной среды, социально-экономический  уклад жизни в двухтысячные годы рассматривался как кризисный. Появление в этот период большого количества учреждений реабилитационного типа, социальных центров потребовал подготовки специалиста, владеющего технологиями работы с разными категориями детей. На факультете был открыт прием на специальность ГОС ВПО 031300 «Социальная педагогика». Особая миссия, которая возлагалась на социального педагога – быть посредником между детьми и обществом, между личностью и средой определяла необходимость реализации личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе вуза. К разработке образовательных программ и учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам привлекались преподаватели кафедры и приглашенные специалисты по профилю подготовки.  Наряду с освоением традиционных функций педагога, студенты овладевали специфическими: адаптирующей, коррекционно-реабилитирующей и социально-педагогической защиты. Включение студента в социально-педагогическую деятельность в процессе учебных занятий, педагогической практики, научно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы, воспитательных мероприятий способствовали овладению этой деятельностью. Овладение широким спектром знаний о гуманистической сущности будущей профессии, целостным видением проблем человековедения, способностью к сотрудничеству, педагогической рефлексии, самоконтролю и саморегуляции обеспечивали востребованность выпускников факультета по специальности «Социальная педагогика» в разных образовательных учреждениях. Факультет подготовил два выпуска социальных педагогов. Гордостью факультета являлись губернаторские стипендиаты.

Компетентность Н.Г. Смольниковой в вопросах социальной, профессиональной и общественной жизни, изменяющихся условиях развития факультета в изменяющихся условиях развития системы дошкольного образования, позиция профессионала, открытость, коллегиальный стиль руководства создаёт оптимальные условия для решения педколлективом профессиональных задач.

Смольникова Н.Г. являлась  членом УМО педвузов России с 1987 по 2009гг года, что позволяло ей устанавливать научно-методические связи со многими творческими коллективами России, изучать и обобщать лучший опыт, участвовать в обсуждении и принятии госстандартов (1995,2000, 2005г) активно внедрять результаты научной и научно-методической подготовки в учебный процесс. За долгие годы руководства факультетом неоценимую помощь и поддержку оказывали заместители декана Е.П. Полякова, И.А. Солодченко, Г.В. Воробьева, О.В. Удова, Л.А. Кананчук, О.Ю. Зайцева, методисты заочного отделения А.Е. Мичник и В.П. Епифанцева.

С 1994 г. по экспериментальному плану стали учиться на факультете выпускники колледжных групп Братского педучилища №1, принятые в институт по договору сразу на 3-й курс и получавшие квалификацию «Методист-Психолог».

По типовому учебному плану выпускники факультета получали квалификацию «Преподаватель психологии и педагогики (дошкольной), воспитатель», но и эти учебные планы постоянно обновлялись. На очном отделении с 1993 г. начали подготовку по дополнительным специальностям: инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель в детском саду, практический психолог. Вместе с дипломом об окончании факультета выпускники, прошедшие курсы, получали удостоверения о дополнительной квалификации. Наряду с этими новообразованиями, руководство факультета добилось изменений и на заочном отделении, бессменным руководителем последнего была Валентина Павловна Епифанцева. Студенты, поступившие на заочное отделение после окончания средних специальных учреждений, стали учиться 4 года, а не имевшие специального образования – обучались 5 лет. В эти годы был увеличен прием студентов очной формы обучения на 100,  а  на заочной на 150 человек. И план приема выполнялся!

На конец 1994 – 95 учебного года на кафедре дошкольной педагогики работает 21 преподаватель, в их числе 3 почасовика. Среди штатных преподавателей (18) 10 кандидаты наук, из них 7 имеют ученое звание доцента (Л.И. Ермолаева, Н.Г. Косолапова, Г.Я. Кудрина, Л.А. Мишарина, Н.Г. Смольникова, С.Ф. Сударчикова) и 2 рекомендованы к присвоению (Н.И. Карпова, Т.О. Смолева).

В этот период на кафедру пришли молодые преподаватели - выпускники факультета, перспективные в научном и методическом планах: Г.Г. Лаврикова, Е.Б. Ковалева, Н.Д. Середкина, И.А. Шемарыкина, И.А. Галкина, и выпускник ИГУ А.Б. Жихарев. С первого дня они активно приступили к разработке содержания преподаваемых предметов, готовят и сдают кандидатские экзамены, участвуют во всех делах на факультете. Позже на факультет придут работать его выпускники – В.В. Канащенкова (Карих), О.Ю. Зайцева, О.В. Пуляевская, Н.А. Шинкарева, С.С. Тирская и Я.В. Рабинович. Кафедра удачно объединила молодых и опытных преподавателей, общие усилия, которых были направлены на совершенствование учебного плана специальности, разработку и внедрение наиболее востребованных специальностей. К работе на факультет привлекаются грамотные специалисты-практики дошкольных учреждений: Н.А. Зыкова, В.Б. Ковтоногова, И.А. Солодченко, Л.Г. Хаймович, Л.В. Кривенко, Г.Е. Чуркина, В.В. Черепанова и др. Они читают студентам лекции, проводят семинарские занятия, руководят разными видами практик.

За многолетний и плодотворный труд в подготовке специалистов высшей квалификации Смольникова Наталья Глебовна награждена Почетной грамотой губернатора Иркутской области, Почетной грамотой Министерства образования РФ, значком «Отличник народного просвещения», присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», звание академика Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

 

1988 – 1991гг

Кафедрой руководила кандидат педагогических наук, доцент Мишарина Людмила Александровна, которая 15 марта 1979г. успешно защитила диссертацию «Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста». Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент В.И. Логинова. Большая работа была ею выполнена по введению новых дисциплин, обеспечению кадрами. Исследовательские интересы Людмилы Александровны, посвящены разработке методики формирования системных представлений у детей дошкольного возраста в разных областях знания – экологического, коммуникативного. К данной исследовательской проблематике были приобщены как преподаватели кафедры, так и студенты. Начиная с 1987 г. под руководством Людмилы Александровны, коллектив кафедры тесно сотрудничал с кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена (которая является «головной»), с НИИ дошкольного воспитания АПН СССР по всем направлениям, но в большей мере по осуществлению научно-исследовательской деятельности. В этот период выходит значительное количество публикаций: статьи коллективные монографии, учебные пособия, методические рекомендации. Разработанное Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой содержание ознакомления детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья, флорой и фауной Байкала повсеместно используются в практике работы дошкольных организаций и легли в основу разработки регионального компонента современных образовательных программ.

Позднее кафедрой были разработаны психолого-педагогические механизмы организации воспитательно-образовательной работы в условиях Восточной Сибири на основе учета региональных особенностей (обычаев, традиций, климатических и социальных условий, природных особенностей). В этом исследовательском процессе принимали активное участие студенты, аспиранты, преподаватели, практические работники. Шел отбор содержания, определялись способы его познания, формы организации педагогического процесса. Были определены общие подходы  к регионализации дошкольного образования в Иркутской области, отбора содержания и проектирования регионального компонента в дошкольном образовании (С.Ф. Сударчикова), определено содержание регионального компонента в подготовке специалиста (Н.Г. Смольникова). При разработке программ по ознакомлению детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Приангарья (Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова), ознакомления с народным творчеством (Г.И. Воробьева, Н.А. Шинкарева), литературой Сибири (И.А. Галкина, Е.А. Галеева, Н.Г. Смольникова) исходными принципами были определены: краеведения, системности, доступности, концентричности, преемственности и адаптивности. Отрадно отметить, что проведенные исследования нашли достойное продолжение в новых условиях освоения детьми культурообразовательных ценностей. Появление понятий «поликультурное пространство», «поликультурная среда», «поликультурное образование» обусловлено переосмыслением и усилением подходов к сохранению и преумножению культурного, языкового и исторического наследия многочисленных народов России, глубокого  осмысления многомерных и сложных связей: культура – образование, культура – человек, культура – окружающий мир, культура – общество. Взаимодействие кафедры психологии и педагогики дошкольного образования с дошкольными образовательными организациями доказывает необходимость и важность приобщения к национальным ценностям, воспитания положительного отношения к культурным различиям, овладения культурой своего народа как условиями самореализации личности.

 

 

1991- 1994 гг 

кафедру возглавила Ермолаева Лидия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, защитившая 18 марта 1982 г. диссертацию по теме «Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами» Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А.М. Леушина. Время ее заведования совпало с существенными изменениями, вызванными проводимой перестройкой во всех сферах жизни страны, в том числе и в учебном процессе. В этот период активно на кафедре осуществлялась хозрасчетная деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг специалистам дошкольного образования города и области. Работая на кафедре с 1970 года, Лидия Ивановна успешно сочетала учебную, методическую и научную деятельность. Практико-ориентированное содержание лекций по управлению дошкольным образованием имели всегда повышенную востребованность как у студентов, так и у административных работников дошкольного воспитания. Особой популярностью пользовались вопросы, связанные с оценкой управленческой деятельности руководителей дошкольных учреждений; методическая служба в системе дошкольного образования; аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Разработанные ею многочисленные методические пособия по математическому развитию детей дошкольного возраста широко используются в практике работы детских садов.

 

1994 -2011 гг

Смолева Татьяна Октябриновна являлась бессменным руководителем кафедры в течение плодотворных 17 лет. В 1989 году Татьяна Октябриновна успешно защитила диссертацию по теме «Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников» Научный руководитель — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Т.А. Репина. За многолетний и плодотворный труд в подготовке специалистов высшей квалификации награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, значком «Отличник народного просвещения», присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

При кафедре была открыта аспирантура под руководством доцентов Н.Г. Смольниковой, С.Ф. Сударчиковой, Г.Я. Кудриной. Одной из первых подготовила и защитила кандидатскую диссертацию преподаватель кафедры Е.Б. Ковалева. Татьяной Октябриновной совместно с членами кафедры постоянно велись исследования по вопросам психологии и педагогики дошкольного образования, технологий профессионального образования, подготовлен ряд методических разработок, монографий, пособий, отражающих кафедральную проблематику в области формирования базовой культуры личности детей дошкольного возраста. В годы ее заведования Н.Г. Смольникой и Т.О. Смолевой было произведено много реконструкции, вот некоторый из них: 21.01.1997 г был переименован ИГПИ в ИГПУ; с 2001 г. кафедра переименована в кафедру дошкольной педагогики и психологии; 27.04.2002 г. ИГПУ переименован в  ГОУ ВПО «ИГПУ»; 9.07. 2009 г. Факультет  дошкольной педагогики и психологии был закрыт, а кафедра была включена в состав  факультета педагогики и переименована в кафедру педагогики профессионального образования; 21.08.2009 г. ГОУ ВПО «ИГПУ» переименовано в  ГОУ ВПО «ВСГАО";  25.11.2009 г. факультет педагогики переименован в педагогический институт; 01.12.2010 г. кафедра  педагогики профессионального образования переименована в КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под руководством Татьяны Октябриновны было выполнено большое количество дипломных работ в свете актуальных проблем дошкольного образования, отмеченные  наградами разного уровня.

В период обучения Смолевой Татьяны Октябриновны c 2000-2003 г.г. кафедру возглавил высокопрофессиональный специалист в области дошкольного образования, член кафедры Сударчикова Светлана Филимоновна, работающая на кафедре с 1972 года. Еще 17 марта 1988 г. Светлана Филимоновна успешно защитила диссертацию по теме «Формирование системных знаний о труде взрослых у детей пятого года жизни». Научным руководителем  - доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова. При ее заведовании значительное внимание было уделено введению интерактивных технологий обучения по дисциплинам профильной подготовки по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология, а также 050707. В 1988-1991 г.г. была заместителем декана факультета, в  1994-1995 уч. году  Светлана Филимоновна исполняла обязанности декана факультета. Ее исследовательские интересы были связаны с повышением качества профессиональной подготовки специалистов для образовательных учреждений. По материалам научного поиска опубликовано более 50 работ. На факультете и за его пределами  Светлана Филимоновна активно занималась редакторской деятельностью. Ею подготовлено к печати более 100 статей, тезисов, методических материалов преподавателей и студентов педагогических колледжей, практических работников образования Иркутской области. Под руководством Светланы Филимоновны  выполнялись диссертационные исследования  по педагогической психологии.

 

С 2012 г и по н.в.

Кафедру возглавила доцент, кандидат психологических наук Зайцева Ольга Юрьевна, выпускник ИГПУ 1997г. Придя на кафедру после окончания учёбы, уже в 2001 году блестяще защитила диссертацию по теме «Межличностная защита в диаде» педагог – ребенок « и ее коррекция». Научным руководителем в аспирантуре являлся доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, кандидат психологических наук Г.Я. Кудрина. Большое внимание в настоящее время уделяется исследованию проблем поликультурного образования детей дошкольного возраста, разработке региональной программы дошкольного образования.

Основными направлениями исследовательской деятельности кафедры психологии и педагогики дошкольного образования - сегодня являются: 1. содержание профессиональной подготовки специалистов для системы дошкольного образования  (инновационные, гендерные, коммуникативные аспекты); 2. теоретико-методологические, методические и организационные составляющие поликультурного образования детей дошкольного возраста; 3. исследование  психологического благополучия/ неблагополучия ребенка и его детерминант; 4. феноменология системы детско-родительских отношений в образовательной практике ДОО. Ольга Юрьевна является членом коллегии Министерства образования Иркутской области; региональным экспертом проекта «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования» в сфере образовании под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); членом жюри регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»; экспертом Всероссийского чемпионата профессионального мастерства между студентами «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции R4 RU - Дошкольное воспитание (Preschool Education).

Новой  вехой в развитии кафедры стало реорганизация ФГБОУ ВПО «ВСГАО» в Педагогический институт ФГБОУ ВО «ИГУ». Педагогический институт встал вновь подразделением госуниверситета  и обрел тоже название, что и в далеком прошлом. Состав кафедры пополнился новыми педагогами-практиками, выпускницами факультета дошкольной педагогики: О.Ю. Багадаева и И.В. Михайлова (с 2013 г.); Л.В. Гаращенко (с 2014г.); А.Г.  Шумовская, А.А. Казанцева (с 2016 г.).

Сегодня на кафедре работает 11 штатных преподавателей, в том числе кандидаты педагогических, психологических наук, доценты: Зайцева О.Ю, Кананчук Л.А., Галкина И.А.,  Карих В.В., Удова О.В., Шинкарева Н.А.. Казанцева А.А., Шумовская А.Г.; старшие преподаватели: Галеева Е.В., Михайлова И.А., Багадаева О.Ю. Один внешний совместитель, работодатель Пуляевская О.В. Средний возраст преподавателей составляет 44 лет, остепененность по кафедре 73%.