Летний лагерь "Нерпенок"

Образовательный проект «Летний лагерь для одарённых детей Иркутской области «Нерпёнок - 2017»

Поддержка созидательной активности одаренных школьников, развитие их способностей являются приоритетными направлениями современной молодежной политики в Российской Федерации. Так, ярким и действенным достижением по работе с одаренными школьниками стало создание Фонда «Талант и успех» и открытие образовательного центра «Сириус» в городе Сочи. Этот прогрессивный опыт требует массового распространения на местах, в регионах. Технологии работы со школьниками в подобного рода центрах позволят организовать с помощью привлеченных специалистов - представителей образования и науки экспертизу и совместное проектирование образовательных программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие будущих высококвалифицированных специалистов в сфере наукоемких технологий из числа одаренных школьников с учетом специфики отдельно взятого субъекта федерации.

По инициативе Минэкономразвития Иркутской области и финансовой поддержке ООО «Друза» был осуществлен образовательный проект «Летний лагерь для одарённых и талантливых детей. Идея проекта состояла в реализации технологии инжинирингового обучения одаренных учащихся в сочетании с грамотно организованной психолого-педагогической поддержкой их учебного процесса. Образовательная программа летнего лагеря для учащихся должна была учитывать реальные потребности в развитии экономики Иркутского региона.

Летний лагерь для одарённых и талантливых детей проводился на базе Визитного экологического центра «Нерпенок» в пос. Большое Голоустное в две смены: с 16 по 26 июля, с 27 июля по 5 августа 2017 года. Для участия в 2х сменах были приглашены 60 школьников, прошедших предварительный отбор.

Организаторами лагеря явились Иркутская городская общественная детско-молодежная организация «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс» и Рабочая группа при Министерстве образования Иркутской области из числа педагогических работников вузов и образовательных учреждений, а также лиц, осуществляющих государственное управление в сфере образования, компетентных в вопросах работы с одаренными детьми.

Отличительной особенностью проекта являлась возможность привлечения к работе с одарёнными детьми в рамках Летней школы «Нерпёнок» ресурсов таких ведущих образовательных организаций Российской Федерации, как:

  • Государственное автономное образовательное высшего образования Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), институт педагогики и психологии образования;
  • Санкт-Петербургский НИУ Информационных технологий, механики и оптики (ИТМО);
  • Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО);
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», а именно: кафедра психодиагностики педагогического института (ПИ ИГУ).

Информация о лагере находится на официальном сайте Летней школы «Нерпёнок» http://www.iro38.ru/  и официальная страница лагеря в социальной сети: https://vk.com/nerpyonok2017.  

Летний образовательный лагерь «Нерпенок-2017» был организован в рамках региональной инициативы при поддержке Минэкономразвития Иркутской области и ООО «Друза» с целью выявления и развития одаренных школьников Иркутской области для их обучения по специализированным модулям, разработчиками которых являются известные российские и зарубежные ученые.

Цели образовательной программы:

  • содействие развитию в Иркутской области перспективного кадрового научного и инженерного потенциала из числа одаренных школьников региона;
  • разработка системы эффективного использования материально-технического и ресурсного потенциала региона для интеллектуального развития одаренных подростков Иркутской области.

Задачи Программы:

  • провести с одаренными подростками и педагогами цикл учебных занятий, соответствующих современным принципам организации научной, инженерно-технической, инновационной деятельности, лучшим российским и мировым образовательным практикам;
  • обобщить и систематизировать результаты исследовательской и проектной деятельности школьников в их индивидуальных исследовательских дневниках;
  • организовать экспертизу и совместное проектирование с представителями науки, реального сектора экономики образовательных программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие будущих высококвалифицированных специалистов в сфере наукоемких технологий;
  • расширить представления школьников о собственных творческих ресурсах на основе комплекса индивидуальных психологических рекомендаций;
  • спроектировать образовательные траектории развития одаренных подростков, обеспечивающих накопление и развитие перспективного интеллектуального потенциала Иркутской области.

Принципы конструирования Программы:

  • научность;
  • практико-ориентированность;
  • модульность;
  • целостность;
  • принцип опережающего содержания обучения, ориентированный на подготовку одаренных школьников к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Формы организации образовательной деятельности:

  • экспериментариумы;
  • coworking-центры;
  • публичные лекции формата TED's;
  • традиционные формы организации летнего образовательного отдыха.

Участники программы – преподаватели и воспитатели:

  • Ларионова Л.И. – доктор психол. наук, профессор кафедры психологии образования ИППО МГПУ, научный руководитель образовательной программы.
  • Стафеев С.К. – доктор технич. наук, профессор, декан естественнонаучного факультета Санкт-Петербургского НИУ ИТМО.
  • Дубынин И.А., канд. психол. наук, научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт».
  • Чернова М.Б, канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ «Возрастной физиологии» РАО, психолог, арттерапевт, член ассоциации арттерапевтов Флоренции (Италия).
  • Асач А.В. – ст. преподаватель Спб НИУ ИТМО.
  • Осипенко Л.Е. – доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики ИППО МГПУ.
  • Кузеванова Е.Н. – канд. биол. наук, заместитель директора по науке Байкальского музея ИНЦ СО РАН.
  • Казарина В.В. - канд.пед.наук, зав. кафедрой математического образования ИРО.
  • Ведякина А.В. – начальник отдела культуры администации г. Черемхово.
  • Петров В.Г.– канд.психол.наук, зав. кафедрой психодиагностики и практической психологии ИП ИГУ.
  • Емельянова Е.В. – ст. преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии ИП ИГУ, вице-президент общественной организации Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс».
  • Тараканова М.И. – директор МБОУ Белореченский лицей Усольского района.
  • Банкович Елизавета – магистрант психолого-педагогического образования ПИ ИГУ.
  • Рау Е.В. - учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ № 21.

Основное содержание модулей образовательной программы:

Модуль «Знакомство». Командообразование (Ларионова Л.И., Ведякина А.В., Банкович Е.)

  • Психологическая игра «Наш интеллектуальный сад».
  • Групповой тренинг «Цветопись. Эмоциональная жизнь детского коллектива».
  • Групповое занятие по песочной терапии.

Модуль «Скажи это при помощи света» (Стафеев С.К.)

  • Световые магистрали на дне океана;
  • Линзы и телескопы;
  • Зрение под водой;
  • Жидкокристаллические мониторы;
  • Свет - линейка для наномира.
  • Учебное исследование для школьников в специализированном мини-эксплораториуме «Магия света».

Модуль «Занимательная наука» (Стафеев С.К.)

  • Art in science. Легенды о голографии: от магических китайских зеркал до звездных войн"
  • Игра- инсталляция
  • Детские технопарки: обзор мировых и российских трендов
  • Цикл открытых публичных научно-популярных видео-лекций о достижениях современной российской науки «Входите - открыто» по следующим темам: «Лазеры», «Голография», «Живая кожа», «Ближний космос», «Альтернативные источники энергии».

Модуль «Нейронаука и нейрокогнитивные технологии» (Дубынин И.А.)

  • Нейронаука – новое созвездие современных наук. Я и мой мозг. Как мы воспринимаем окружающий мир и себя, действуем, делаем выбор
  • Открытая научно-популярная лекция «Нейрокогнитивные технологии. Современные методы нейровизуализации: ЭЭГ, ЭМГ, фМРТ. Методы модуляции нейронной активности: ТМС, ФУВС».
  • Открытая публичная научно-популярная лекция «Подключи мозги! На пути к супервозможностям: интерфейсы мозг-компьютер, глаз-мозг-компьютер, компьютер-мозг, мозг-мозг».
  • Открытая публичная научно-популярная лекция «Практика чтения мыслей. Интерфейсы мозг-компьютер. Возможности управления виртуальными объектами с помощью беспроводного электроэнцефалографа».
  • Практическое игровое занятие «Загадочная Вселенная внутри нас: научный взгляд на проблему сознания. Использование скрытых возможностей организма: метод биологической обратной связи как нейрокогнитивная технология саморегуляции, физиологических функций организма».
  • Открытая публичная лекция «Есть целый мир в душе моей… Особенности эмоционального мира человека, переживания и чувства как уникальная особенность личности.
  • Лекция, видео–презентация «Путешествие по звездному небу: дальний и ближний космос (наблюдение звезд с помощью телескопа).

Модуль «Социально-психологические формы выражения чувств, эмоций и переживаний». (Чернова М.Б.)

  • Искусство как особая форма самореализации человека
  • Видео-презентация, анализ различных форм искусства.
  • Экспрессивная живопись и ее значение в самопознании человека.
  • Саморегуляция и обогащение мира переживаний и чувств
  • Лабораторное занятие  (арттерапевтическое ателье, эмоциональный душ)
  • Человеческий глаз:  смотреть и видеть.
  • Творческая лаборатория
  • Художественный текст и живопись
  • Работа с портретом - представление о другом, как модели нашего творчества. Особенности портрета как жанра живописи, его значение в культуре.

Модуль «Инженерный проект: от А до Я» (Асач А.В.)

  • Возможности лазерных интерферометров для проведения исследований, актуальных для Иркутского региона:
  • «Контроль лавиноопасных направлений в горах»;
  • «Контроль скопления метана в шахтах»;
  • «Микронные деформации и внутренние напряжения ответственных конструкций»
  • Выставка верных решений «Кристально чистая вода Байкала»
  • Логика науки как логика жизни: Гипотезы и догадки.
  • «Представь себе…»
  • «В жизни все на все похоже или ищи аналогии»
  • Ежедневные эссе в исследовательском дневнике.

Модуль «Мои  ресурсы» (Ларионова Л.И., Осипенко Л.Е., Федосеева Г.А.)

  • Психолого-педагогическое обследование интеллектуальных и творческих способностей школьников:
  • «Кто я такой?», «Я - как творец», «Я и мир»,
  • «Магический узор моего Я», «Мои долины и вершины», «Мой портрет в лучах солнца»
  • Как создать стартап, который изменит будущее.
  • Как исследовать рынок? Как просчитать долю своего продукта? Каналы продаж. Что такое интеллектуальная собственность и как ее защитить?
  • Имитационная игра со школьниками «Стартап будущего»
  • Инвестиции в будущее: перспективные точки роста Иркутского региона: презентация ресурсного потенциала Иркутской области для интеллектуального развития и самореализации.

Достоинством выстроенной по блокам образовательной программы является доступность при всей кажущейся ее сложности: такие трудные для понимания базовые научные модусы, как понятийно-категориальный аппарат и методология представлены как нечто живое, одновременно изменчивое и постоянное, развивающееся.

Обучающиеся с неподдельным интересом прослушали открытые научно-популярные лекции: «Голография», «Лазеры», «Ближний и дальний космос», «Альтернативные источники энергии», «Живая кожа», «Сердце» и другие.

Для многих явилось неожиданным открытием, что в новом созвездии современных наук важное место займут нейрокогнитивные технологии, которые создадут беспрецедентные возможности для творческой самореализации за счет интеграции ресурсов человеческого мозга и вычислительных машин.

Практическое игровое занятие «Возможности управления виртуальными объектами с помощью беспроводного электроэнцефалографа Epoc, позволило продемонстрировать обучающимся двуединый процесс интеграции и дифференциации в современной науке, обозначить роль и значение объединения классической физики, химии, биологии с достижениями кибернетики, нейрофизиологии и другими междисциплинарными областями знаний, совокупность которых позволяет системно познавать действительность.

В результате проведения практического занятия учащиеся овладели основами работы с прибором БОС на примерах методик тренинга альфа и бета ритмов ЭЭГ. Учащиеся, выступающие в роли испытуемых, смогли на собственном опыте почувствовать связь собственных физиологических параметров с субъективными состояниями. Они также смогли получить наглядное представление о возможностях управления своим психофизиологическим состоянием с опорой на сигналы обратной звуковой или визуальной связи.

В настоящее время, чтобы быть успешным на рынке труда, важно не только досконально знать свой профессиональный сегмент. Необходимо понимать весь производственный процесс целиком, уметь «встраиваться» в общую технологическую цепочку, поддерживать связность в работе. Формированию этих компетенций способствовал модуль «Проект от «А» до «Я»».

Проект «Кристально чистая вода Байкала» был разработан для учеников 7-9 классов. Кратко, доступно и наглядно изложенные основы теплофизики, электротехники, оптики и теории растворов, позволили обучающимся самостоятельно собрать установку, замораживающую растворы небольшого объема. Под поляризованным светом регистрировался процесс кристаллизации воды и водных растворов при помощи цифрового электронного микроскопа Levenhuk dtx 30.

Последующую обработку полученных фото- и видеозаписей проводили в графическом или видеоредакторе, а также при помощи специализированных кристаллографических приложений. Используя хронометрические данные, обучающиеся смогли сделать обоснованные выводы о времени полного замерзания растворов солей различной концентрации.

Для Иркутского региона приоритетной задачей является поиск и освоение новых запасов природных ископаемых. Поэтому контроль скопления метана в шахтах, лавиноопасных направлений в горах, исследования микронных деформаций и внутреннего напряжения ответственных конструкций с использованием современных лазерных интерферометров представляют для Иркутской области технологии особой важности. 

Школьники изучали основные оптические явления, среди которых особое внимание было уделено интерференции. В ходе занятий был продемонстрирован интерферометр Маха-Цандера, разъяснен принцип его работы и была показана настройка с последующим разбором интерференционной картины. Была смоделирована ситуация накопления газа в шахте путем изменения показателя преломления света, а также проанализированы качественные модификации в интерференционной картине.

Отдельной задачей образовательной программы летнего лагеря «Нерпенок- 2017» было обучение школьников сканировать горизонты. При поиске идей для успешных стартапов мы фокусировали внимание детей на стремлении создавать продукты, «способные изменить мир к лучшему». По мнению специалистов, такие инновации будут направлены на удовлетворение человеческих потребностей, присущих нам от рождения и сопровождающих в течение всей нашей жизни. Это еда, отдых, безопасность, стремление сохранять связь с ближним кругом лиц, желание развиваться.

По мнению ученых, в ближайшем будущем большие данные (Big Data) и нейросети, голографические интерфейсы и дополненная реальность, блокчейны, интернет вещей и «цифровые близнецы», системы быстрого прототипирования, беспилотные автомобили и роботы – все эти технологии станут привычной составляющей повседневных практик, способствуя увеличению продолжительности и уровня комфортности человеческой жизни.

Сканирование новых горизонтов требует специального инструментария. Модуль «Будь в тренде!» был нацелен на формирование у школьников умения прогнозировать будущее посредством пролонгации тенденций, выделенных на основе анализа состояний системы в прошлом и настоящем. Ученые совместно с педагогами и психологами выступили фасилитаторами командных сессий, на которых ученики, погрузившись в релевантные для Иркутского региона тренды, придумывали концепции новых продуктов и услуг. Этот совместный ученический проект получил название «Future of…» или «Наши стартапы, которые изменят будущее». Школьники отмечали, что такое продуктивное общение с учеными «создавало условия для критического анализа и рефлексии результатов собственной созидательной деятельности», «помогало классифицировать» критику и использовать ее в качестве руководства к дальнейшим конструктивным действиям.

Особенностью использованной образовательной программы явилось предоставление широких возможностей для развития и реализации личностного и интеллектуального потенциала каждому ребёнку. При этом, проектная деятельность была ведущей видом деятельности, которая проявлялась в таких формах обучения, как: образовательные квесты, мозговые штурмы, создание ситуаций инсайта, case-stady, имитационные тренинги, мастер-классы, мини-эксплораториумы. Именно такие формы обучения способствуют выявлению у подростков лидерских качеств, развитию их творческого мышления, формированию коммуникативных навыков, повышению образовательного и культурного уровней.

Образовательная деятельность по проекту включала в себя также различные психодиагностические процедуры, которые позволили выявить у подростков различные виды одарённости и целенаправленно организовывать психолого-педагогическое сопровождение школьников с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Психодиагностические процедуры позволили также выявить личностные и социально-психологические проблемы одарённых подростков, по которым определялись проектируемые личностные качества одарённого подростка, выбирались эффективные методы индивидуального сопровождения и развития личностного потенциала.

Для успешного развития личностного потенциала необходимы особого рода возможности культурно-образовательной среды. Именно эти возможности обеспечивают технологии инжинирингового обучения в сочетании с грамотно организованной психолого-педагогической поддержкой учебного процесса.

Важно, чтобы  при самооценке школьниками своего личностного роста они смогли оценивать динамику развития тех личностных качеств, которые обеспечивают успех в познавательной деятельности. К показателям исследовательского потенциала можно отнести такие характеристики, как: самостоятельность, критическое отношение к сложившимся представлениям, инициативность и мотивация к достижениям. Творческое саморазвитие школьника не может состояться без ценностно-смыслового отношения к процессу исследования, способности к рефлексии, положительному эмоциональному настрою к самому процессу познания, умению обобщать и самостоятельно мыслить.

Осознание школьниками составляющих познавательной деятельности обеспечит им хорошую рефлексию всех ее компонентов. Важно, чтобы школьники научились визуализировать рассуждения, выстраивать этапы проведения эксперимента, планировать свои наблюдения, представлять наблюдения с помощью заснятых кадров видео и фотосъемки, анализировать и оценивать полученные результаты.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи будущих образовательных центров обучения школьников по программам инжиниринговой школы:

  • экспертиза и совместное проектирование образовательных программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие будущих высококвалифицированных специалистов в сфере наукоемких технологий из числа одаренных школьников;
  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся, развитие их личностного потенциала и способностей, их профессиональная ориентация;
  • обобщение и систематизация результатов исследовательской и проектной деятельности школьников,
  • расширение представлений школьников о собственных творческих ресурсах на основе комплекса индивидуальных психологических рекомендаций и тренингов.

Новизна этого подхода заключается в создании системы работы со школьниками, позволяющей им осознанно воспринимать знания в ходе исследовательской деятельности, формировать их интеллектуальные умения и навыки, приобщиться к будущей профессии. Создание особых условий для формирования системного, логического, проектного мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только естественнонаучные, экологические, экономические задачи, но и находить межпредметные связи, выходить на системный уровень решения проблемы. Именно на этом уровне у обучающихся появляется способность к рефлексии и саморегуляции, способность познавать свой личностный потенциал и собственную умственную деятельность.

Осуществление системного взаимодействия практиков-исследователей с одаренными школьниками должно проходить под чутким сопровождением специалистов-психологов. В условиях обучения в инжиниринговой школе обучающиеся будут обучаться приемам и способам решения задач, получат новые возможности, необходимые для будущих предпринимателей, ученых, изобретателей, а также способность к рефлексии и саморегуляции.

Важным моментом при таком обучении является также система работы по формированию мировоззрения школьников в процессе познания природы, окружающей среды, их духовно-нравственном и гражданском воспитании. Также необходимо создавать активную виртуальную среду для обмена информацией с родителями и между сменами лагеря.

Во время обучения был создан гимн лагеря, сделаны видеоролики с записями исполнений этого гимна воспитанниками обеих смен. Интерактивная среда создавалась страничной в социальной сети «ВКонтакте». Ролик гимна набрал более 1090 просмотров в сети Интернет. Среди подписчиков не только педагоги, но и дети, их родители, друзья и знакомые. Образовательная деятельность была организована таким образом, что воспитанники имели возможность познакомиться с местной средой обитания: ходили на экскурсии по поселку, к озеру Байкал, на Сухое озеро, активно посещали культурные и массовые мероприятия в близлежащих населенных пунктах и в Большом Голоустном.

Обучение в летнем лагере «Нерпёнок» открыло новые горизонты пред одаренными школьниками Иркутской области. Здесь прошли обучение по специализированным программам ребята независимо от социального положения, места проживания, финансовых возможностей, социального статуса. Программа пребывания в данном лагере была бесплатной для детей. Продолжительность каждой смены составляла десять дней. Занятия и отдых организовывались в соответствии с утвержденным распорядком дня.

Помимо учебных занятий по программе ребята расширяли свой кругозор на дополнительных лекциях и практиках по экологии, психологии, астрономии, искусству фотографии, занятиях по песочной терапии. Каждый день был наполнен интересными событиями: творческие встречи и мастер-классы сочетались с оздоровительными процедурами, развивающими играми в специально оборудованных помещениях и на спортивных площадках базы. За два сезона было проведено более 70 различных мероприятий.

Большую помощь в организации лагеря оказала администрация г. Черемхово в лице начальника отдела культуры Ведякиной А.В., работников ДК им. М. Горького Муратова Д.А., Масленникова А. и Матвеевой О.В.

Гостями лагеря были: лектор Иркутского планетария, преподаватель ИГУ Скареднева Е.Д., исполнительный директор Иркутского планетария Никифоров П.Г., зам. директора Байкальского Музея Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН (БМ ИНЦ СО РАН) Кузеванова Е.Н., специалист Минэкономразвития Федосеева Г.А., которые провели интересные лекции и занятия для участников лагеря по актуальным проблемам и развитию науки, экономики и экологии Иркутского региона.

Организаторы и участники этого замечательного проекта благодарят МинЭкономразвития Иркутской области и ООО «Друза» за поддержку прекрасной инициативы и выражают надежду на дальнейшее продолжение успешного сотрудничества.

Кафедра психодиагностики и практической психологии ПИ ИГУ