Из истории создания кафедры

Коллективный портрет

 

Кафедра социальной педагогики и психологии: «специалисты очеловечивания социальной среды»

foto

Провозглашённая ещё в 1920-30-е годы педологией надобность в психологах и социальных педагогах в русском образовании была вполне ожидаемо вспомнена в начале 90-х годов 20 века первым министром образования новой России Э. Днепровым. В 1991 году Министерство российского образования за один учебный год ввело в средние общеобразовательные школы институт социальных педагогов. Но… Таких специалистов в школе ещё не было: высшие учебные заведения, например, в Иркутской области, начали их готовить только в начале 2000-х годов. Поэтому полученные ставки в школах стали использоваться директорами по усмотрению для решения своих внутренних проблем. Поэтому, несмотря на безусловную востребованность таких специалистов в школе, по причине разрушения советской системы образования, продолжающейся информационной и культурной колонизации России, массовой наркотизации общества, начинавшейся именно с детско-подросткового возраста, – эксперимент не получил своего развития. Почему? Основных причин две: учительство ещё не успело осознать, к каким последствиям может привести поспешная деидеологизация школы; дефицит российского и региональных бюджетов не позволяли оказывать должной финансовой поддержки развитию института социальных педагогов в образовании.   

К началу 2000-х годов стало совершенно ясно, что российское образование и общество в целом нуждаются в социальных педагогах, которые в отличие от работников социальных служб, занимающихся контролем за распределением социальных субсидий, могут реально оказывать психолого-педагогическую помощь, поддержку и сопровождение, по разным оценкам, почти от 40% до 80% россиянам, жившим в то время за чертой бедности. Именно такие социально-психологические функции и были возложены на этих специалистов, которые своей профессиональной деятельностью в разных сферах жизнедеятельности были призваны психолого-педагогическими средствами оказывать помощь людям (прежде всего – детям!), оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, и способствовать тем самым снятию социальной напряжённости в обществе.

 Поэтому вполне закономерно, как модно сейчас говорить, согласно вызовам времени, в 2002 году в Иркутском государственном педагогическом университете появилась кафедра социальной педагогики и психологии, которая была первой в Восточной Сибири, занимавшейся подготовкой такого рода специалистов.  Формально «санкционировал» открытие кафедры учёный совет этого вуза, а непосредственными вдохновителями были: доцент, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе Валентина Клементьевна Бахир; доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики Наталья Глебовна Смольникова и доцент, кандидат биологических наук Зинаида Михайловна Долгоаршинных, которая и стала первым её заведующим.

 Идея очеловечивания социальной среды посредством специальной педагогической деятельности, именуемой социальной поддержкой и сопровождением, принадлежит педагогу-новатору Шалве Александровичу Амонашвили. Реализацией этой идеи на уровне подготовки специальных педагогических кадров в Иркутском государственном педагогическом университете занималась также декан факультета педагогики Пядушкина Наталья Николаевна. Ей и первому заведующему кафедрой помогали педагоги-пионеры: доцент, кандидат педагогических наук Ольга Васильевна Гордина; доцент, кандидат психологических наук Ольга Александровна Верхозина; старший преподаватель Павел Григорьевич Окунев; доцент, кандидат педагогических наук Татьяна Борисовна Князева. Позже в разные годы к этой нелёгкой, но благородной работе присоединялись, иногда сменяя друг друга, кандидаты педагогических наук, доценты Татьяна Валерьевна Авгусманова, Ирина Григорьевна Бонк, старший преподаватель Елена Николаевна Деревцова; доценты, кандидаты педагогических наук Татьяна Валерьевна Иванова, Александр Иннокентьевич Гордин; кандидаты психологических наук, доценты Ирина Сергеевна Бубнова, Виктория Игоревна Рерке, старший лаборант Галина Петровна Щегорская. 

Сегодня этой социально-педагогической деятельностью продолжают заниматься возглавляемые с 2009 года заведующей кафедрой, доцентом, кандидатом педагогических наук Ириной Валерьяновной Федосовой доцент, доктор педагогических наук Александр Константинович Костин;  доценты и кандидаты педагогических наук Людмила Адамовна Бабицкая,  Инна Владимировна Беринская, Татьяна Фёдоровна Ушева;  кандидат  педагогических наук Алёна Вячеславовна Кибальник; кандидат психологических наук Светлана Иннокентьевна Матафонова;  преподаватель   Анастасия  Анатольевна Доржеева, лаборант Алиса Владимировна Соколова и уже упоминаемые выше, теперь своеобразные «старослужащие» – О. В. Гордина, В. И. Рерке, А. И. Гордин.

За весь период существования кафедры её сотрудниками было опубликовано более 150 научных статей в изданиях ВАК; более 15 научных статей в журналах международных баз цитирования Scopus и Web of Science; около 500 научных статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ; а также более 70 монографий и 170 учебно-методических и учебных пособий. Проведено около 30 научно-практических конференций. На постоянной основе осуществляются такие известные в Иркутске, Иркутской области и России социальные проекты и конкурсы, как: «Областной психолого-педагогический класс», «Высшая народная школа», «Центр молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор», областной конкурс «Лучшая методическая разработка по профилактике и коррекции социально-негативных явлений», всероссийский с международным участием конкурс социальных и научно-практических проектов и др.

При непосредственном участии кафедры в содружестве с городской администрацией внедрены в жизнь такие ежегодно проходящие городские общественно-образовательные социальные проекты, как «Обучающийся город», «Неформальные каникулы», «Площадь талантов», «Неделя неформального образования» и др.

В качестве экспертов члены кафедры интегрированы в несколько десятков образовательных городских, областных и всероссийских социальных проектов. Например, «Областной конкурс чтецов» (Ушева Т. Ф., Гордин А. И.); входят в состав научно-методического совета при Совете ректоров Иркутской области по решению острых социально-негативных явлений (Рерке В. И.); в состав рабочей группы по развитию непрерывного педагогического образования в Иркутской области при Министерстве образования Иркутской области (Федосова И.В.); принимают участие в работе Общественного совета по противодействию распространения наркомании среди населения Иркутской области (Рерке В. И.); в составе Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями  Иркутска при Департаменте образования Комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска (Федосова И. В.); являются членами  Экспертной группы по рассмотрению макетов печатной, полиграфической продукции, видеороликов по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании (Рерке В. И.); экспертами и разработчиками заданий регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (Рерке В. И.); экспертами регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» (Рерке В. И.); экспертами Общественного совета при Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Гордина О. В.).

Специфика кафедры заключается в том, что каждый из тех, кто работает в этом коллективе, является уникальным специалистом и неординарной личностью. Это по-особенному чувствуют и понимают студенты. Нами был проведён среди них  блиц-опрос, результаты  которого обрабатывались с помощью контент-анализа. В итоге появилось одиннадцать мини-портретов, содержащих, с одной стороны, наиболее часто повторяемые характеристики, а с другой стороны, отражающих неординарный взгляд студентов на того или иного педагога.  Понимаем, что даже такой способ сбора и обработки информации вряд ли даёт нам право по этическим соображениям публично презентовать данную «коллекцию портретов». Поэтому нами были «вынуты» из миниатюр ФИО преподавателей, а отобранные характеристики лишены гендерных признаков и произвольно перемешаны. В результате образовался своеобразный коллективный портрет преподавателя кафедры, который, конечно, не претендует на правдивость и, тем более, валидность, но зато даёт возможность для читателя, обладающего воображением, разглядеть нашу «общественную физиономию». А нам самим произвольно идентифицировать, какие из характеристик относятся к нам самим, а какие к тем или иным из коллег. Разумеется, данный коллективный портрет вызывающе идеален. Но нам кажется, что мы имеем право позволить себе в свой день рождения сделать такой нескромный подарок! Итак, мы – это:

Портрет первый. Преподаватель, который знает свой предмет на двести процентов и даёт нам самую актуальную информацию. Быстро реагирует на задаваемые вопросы и понятно на них отвечает. Очень справедлив при оценивании знаний, занятия которого бывает грустно пропускать, потому что во время его пар отдыхаешь душой. К его парам хочется готовиться, чтобы не подвести, оправдать его доверие.

Портрет второй.  Он преподаватель-друг с хорошим чувством юмора, лёгкий, быстрый, мобильный и в меру требовательный, умеет просто и доступно изложить учебный материал. Учитывая наш беспокойный характер, глядя на него, можно сказать: «Он само спокойствие и выдержка».

Портрет третий.  Он во многом не похож на стандартный образ педагога, который сложился в массовом сознании. Преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии всегда идёт в ногу со временем, но остаётся человеком, в котором сохранился задор ребёнка.  Да, он иногда бывает забавным. И нам это даже нравится. Но зато отличается свободой выражения своих мыслей и приучает нас во время бесед с ним к её полёту.

Портрет четвёртый. Он порой рискованно искренен и открыт перед нами, умеет выслушать каждого и уважает его мнение. Поэтому даже простой разговор с ним улучшает эмоциональное и физическое состояние.

Портрет пятый. Про таких, как он, говорят, что он – человек-учитель, педагог от Бога! И действительно, мы видим, что он всегда проживает и переживает всё, о чём о рассказывает на парах. При этом всегда очень легко себя чувствуешь на его занятиях, потому что понимаешь, что с тобой говорят на равных. С ним хочется учиться и развиваться: у него не только нестандартные подходы к преподаванию, он   общительный, изобретательный, творческий человек, увлечённый своим делом, имеет обширный жизненный опыт, из которого черпает примеры для преподавания своих предметов. Поэтому его любимые фразы: «Нет неинтересных дел – есть неинтересные люди» и «Чужой опыт – мёртвый опыт».

Портрет шестой.  Он мудрый добряк, имеющий альтруистическую натуру, способную на безумные с точки зрения обывателя поступки, поэтому как личность не похож ни на одного преподавателя не только нашего института, но и вообще. Он – человек-философия, но при этом какой-то непридуманный, такой, какой есть, и больше никакой.

Портрет седьмой. Если бы не его личный интерес, мы бы никогда не узнали столько о людях, которые совсем рядом с нами. Ему удаётся подмечать наши личностные особенности и учитывать их во время занятий с нами. В то же время он даёт возможность нам самостоятельно находить материал для занятий и рассказывать о нём на парах.

Портрет восьмой. Наш преподаватель поражает нас своей активностью и мобильностью. Иногда мы рядом с ним ощущаем себя старичками. Вот уж точно: «Я там, тут, везде!». Он так много рассказывал нам о мировой педагогике, что кажется, будто бы Дистервег говорит в нашем сознании его голосом.

Портрет девятый. Он солнечный и отзывчивый человек, у которого всегда хорошее настроение, и он в любое время готов прийти на помощь. Доброжелателен, умеет в разных формах проводить занятия, даже во время дистанционного обучения. Любит детей, да и всех людей. На его парах безграничное поле для творчества и в то же время всегда чётко спланирован образовательный процесс. Его отличает тактичность, организованность, трудолюбие и простота. Преподаватель с чистым и любящим сердцем. Водит нас по различным образовательным организациям, давая нам возможность вживую общаться с детьми. С ним всегда можно найти общий язык.

Портрет десятый. Он активно обращается к новым формам и методам, на его занятиях мы не только дискутируем, выполняем порой сложные самостоятельные работы, но и узнаём много нового и интересного о своей профессии с помощью просмотра учебных фильмов.

Портрет одиннадцатый. Мы знаем, что наш преподаватель очень занятой человек, у него большая учебная нагрузка, он включён в различные общественные проекты как руководитель, участник, организатор,

эксперт, но мы можем подойти к нему, задать вопрос даже личного характера, и он найдёт время с нами поговорить, а если надо, и помочь.  Он тот самый «круг спасения» для студента посреди житейского океана. Нашего преподавателя отличает чистая культура речи, его приятно слушать и приятно на него смотреть, потому что в его глазах светится доброта, а поступки отличает честность и ум.

Конечно, этот наш коллективный портрет – скорее мечта студента о том, каким должен быть педагог высшей школы. Безусловно, он содержит в себе противоречащие, а иногда взаимно исключающие характеристики.

Это только подчёркивает то, насколько мы действительно разные и непохожие друг на друга. Это также наглядно демонстрирует то, что нас невозможно, несмотря на чьи-либо усилия, унифицировать, потому что профессия педагога – явление надвременное, а любые временщики, которые, конечно, есть и в образовательной среде, не имеют права называться педагогами. Потому что они – просто функционеры, без разбора выполняющие любую волю вышестоящего начальства, сколь бы она ни была абсурдной и неприемлемой для Человека с большой буквы, остающегося во все времена милосердным, чистосердечным, бескорыстным творцом, а не слепым исполнителем чьей-то чужой воли. Такого рода высказывания наших студентов и подсказали нам идею создания этого в своём роде необычно сборника научных трудов, в которых каждый из пожелавших педагогов попытался изложить своё творческое кредо (Профессиональная самоидентификация педагога высшей школы: сборник научных трудов преподавателей.  – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2023. - 132 с.).

Самоисследование личного педагогического опыта – это всегда поиск ответов на вопросы, которые педагог задаёт сам себе. Для профессионала – это непростая задача, требующая не только определённых аналитических способностей, но и, в известной смысле, мужества. Но такие вопросы педагог должен время от времени задавать себе, потому что от его профессиональной честности и мужества зависит «будущее страны», которое пока ещё сидит за школьными партами и учебными столами в аудиториях вузов, но уже внимательно на уроках и лекциях изучает своих педагогов, учась у них не только конкретным знаниям, умениям и навыкам, но, вольно или невольно, ценностям и нормам поведения. От нас во многом зависит, станут ли они примитивными потребителями или людьми, способными свою жизнь из биологического акта жизнедеятельности превратить в жизнетворчество.

А. И. Гордин