Юбилей кафедры

Кафедре социальной педагогики и психологии
Иркутского государственного университета — 15 лет

Кафедра социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета начала свою профессиональную деятельность 1 сентября 2002 года.

Актуальность организации кафедры вызвана тем, что благополучие современного российского общества во многом зависит от развития социальной сферы и от специалистов, работающих в ней. Одним из направлений в совершенствовании социальной сферы сегодня выступает развитие института социальной педагогики.

По своему назначению социальный педагог непосредственно  организует  социально-педагогическую работу с различными социальными категориями людей. Она направлена на сохранение социальной нормы, профилактику и преодоление социальных отклонений, побуждение к социальному самосовершенствованию. В основе его деятельности лежит способствование гармонизации взаимоотношения человека и среды его жизнедеятельности, необходимого для наиболее полной самореализации в жизни. Традиционно в деятельности социального педагога уделяется большое внимание проблемам социализации детей, подростков и молодёжи, интеллектуально-духовные ресурсы которых станут основой человеческого капитала будущего общества.  Как показывает мировая практика,  не менее важным является сохранение человеческого капитала людей зрелого и третьего возраста, являющихся уже сегодня основной производительной силой материальных и духовно-нравственных ценностей общества.

Современные исследователи социально-педагогической деятельности  (А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.), непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Г.А. Ключерев и др.), характеризуя   социально-экономическое положение России, находящейся  с 1991 года в трансформационном периоде  развития, обращают внимание на то, что в социально-педагогической  помощи, поддержке, сопровождении нуждаются сегодня в нашей стране  самые широкие и разнообразные социальные слои населения. Происходит это в силу того, что затянувшийся транзитный период нашего общества  порождает бесчисленное количество общих и частных социальных деформаций, отрицательно влияющих на социальное самочувствие людей,  на их способность к социальной идентификации и самоидентификации.

Логика их утверждений, подкрепленных  данными различных социологических исследований (удачно собранных, на наш взгляд, в учебном пособии «Социальная политика» под редакцией Н.А. Волгина), проста: страна, находящаяся в трудной социально-экономической жизненной ситуации, порождает в судьбе миллионов её обитателей аналогичные трудные  частные жизненные ситуации.  А раз так,  то профессия социального педагога сегодня является одной из самых востребованных (но, увы, не одной из  самых  хорошо оплачиваемых)   на постсоветском пространстве России.

Кафедра социальной педагогики и психологии занимается подготовкой именно таких специалистов, т.к. готовит бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», а также магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Социальная педагогика».

На кафедре трудятся в настоящее время 11 преподавателей, в т.ч. 1 доктор педагогических наук, 8 кандидатов наук (2 кандидата психологических наук, 6 кандидатов педагогических наук), 8 доцентов, 3 члена-корреспондента  Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), два старших преподавателя. Один из них обучается в аспирантуре. На кафедре 2 руководителя аспирантуры, 8 преподавателей руководят магистерскими диссертационными исследованиями.

Преподаватели имеют награды Министерства образования РФ; Министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области; благодарственные письма мэра г. Иркутска и губернатора Иркутской области. Преподаватели постоянно повышают  свой научно-педагогический потенциал: не реже одного раза в 2 года каждый учится на различных курсах повышения квалификации, большинство – каждый год. Только за последние годы 5 человек прошли профессиональную  переподготовку по программам «Менеджмент в образовании», «Социальная работа», «Психолого-педагогические основы организации процесса обучения в высшей школе» и др. Один преподаватель закончил докторантуру, один – поступил в аспирантуру.

Особенность  преподавательского коллектива  кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института ИГУ заключается не только в том, что он состоит из представителей разных поколений, что является весьма распространенным явлением в современном образовательном пространстве любого вуза. И  также не в том, что в составе кафедры  специалисты из родственных, но разных областей научного знания (психологи и педагоги) – это также не редкость. Главной её особенностью можно считать то, что у некоторых членов кафедры несколько базовых образований и каждый,  в силу сложившихся жизненных обстоятельств, является компетентным специалистом определенного  направления социально-педагогической деятельности.

Например, у И.С.Бубновой, доцента, кандидата психологических наук второе высшее образование юридическое. У О.В. Гординой, доцента, члена-корреспондента МАНПО, кандидата педагогических наук первое высшее образование по специальности «культурно-просветительная работа». У А.И. Гордина, доцента, члена Союза журналистов России, кандидата педагогических наук первая специальность, полученная на базе высшего образования, – журналистика. 

Приоритетным направлением научной и практической деятельности И.В. Федосовой, доцента, заведующей кафедрой, члена-корреспондента МАНПО, кандидата педагогических наук и А.В. Кибальник, старшего преподавателя, аспиранта ИГУ является изучение влияния социокультурной среды на развитие личности современных школьников и особенностей волонтерского студенческого движения. Упомянутая выше И.С. Бубнова и В.И. Рерке, доцент, кандидат психологических наук – известные в Иркутске специалисты в области изучения девиантного поведения подростков и  проблем наркологической зависимости молодежи.  Е.Н. Деревцова, старший преподаватель, разрабатывает проблемы, связанные с особенностью посреднической социально-педагогической  деятельности. О.В. Гордина и А.И. Гордин  специализируются на неформальном образовании социально незащищенных взрослых людей, позволяющем им успешно  преодолевать социальную депривацию. Для доцента, кандидата педагогических наук Беринской И.В. научный интерес представляют вопросы национальной культуры в личностно-профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере социально-педагогической деятельности; Бабицкая Л.А., кандидат педагогических наук, доцент активно изучает вместе со студентами и магистрантами проблемы развития корпоративной культуры, совершенствования культуры педагогического общения будущих педагогов. Ушева Т.Ф., кандидат педагогических наук, доцент разрабатывает педагогические условия и методы использования рефлексивного подхода в высшей школе.

 Естественное продолжение этих научных интересов преподавателей – инициирование и участие их на общественных началах в реализации различных социальных проектов, близких к научным интересам каждого. Такая «узкая» научно-практическая специализация преподавателей позволяет, с одной стороны, глубже вникать им  в изучаемую проблему и находить оригинальные формы практического применения «добытых» знаний, а, с другой, выступать компетентными экспертами дипломных, диссертационных исследований, касающихся избранной ими проблематики. Всё это в целом способствует интеграции, обмену знаниями между членами преподавательского состава, а значит, повышению их профессиональной компетенции непосредственно в рабочем режиме деятельности кафедры.   

Кафедра социальной педагогики и психологии Педагогического института ИГУ за 15 лет своей деятельности выпустила около 300 бакалавров психолого-педагогического образования и более 150 магистров педагогики.

Под руководством педагогов кафедры студентами было написано 6 заявок на студенческие гранты. Из них поддержано 2 заявки Иркутским молодёжным банком и Благотворительным фондом «Оберег», которые реализованы в 2010- 2012 учебных годах.

Под научным руководством педагогов кафедры написано и отправлено 20 научных работ студентов на Всероссийский открытый конкурс научных студенческих работ, из них 15 получили дипломы I, II и  III степени Министерства образования и науки РФ и базового вуза РГПУ им.А.И. Герцена.

Двое студентов участвовали в ежегодной  Всероссийской олимпиаде научных студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности  в 2011 году (г. Москва, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) и стали призерами.

Выпускники кафедры успешно трудятся по избранной профессии в городах и селах Иркутской области, Сибири и России в целом. Ежегодно процент трудоустройства выпускников по профилю диплома не опускается ниже 89%.

Научная деятельность кафедры с  первого года её существования стала важнейшим направлением, позволяющим не только прививать студентам необходимые навыки и умения для проведения исследований, но методологическим инструментарием для осмысления собственной педагогической деятельности.  Тема научно-исследовательской работы кафедры  в течение последних лет – «Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации». Особенностью этой деятельности является то, что в сферу научного внимания кафедры  попадают люди разных возрастных, профессиональных, психофизических категорий. «Героями» исследований  студентов, магистрантов, аспирантов, проходящих практику под руководством преподавателей кафедры, являются школьники, студенты, дети, оставшиеся без попечения родителей, личности с девиантным и делинквентным поведением,  скрытые социальные сироты, люди разного возраста  с ограниченными возможностями и просто третьего возраста, которые  подвержены социальной депривации и т.п.

В фокусе научного внимания  студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей – проблемы  социальной адаптации и дезадаптации, социальной идентификации и самоидентификации,  социального самочувствия и социальной памяти, толерантного и асоциального поведения, саморазвития и самоактулизации, критического и потенцированного мышления, а также профилактики,  коррекции, развития, формирования других жизненно важных личностных качеств, знаний, умений и навыков, которые могут помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Сегодня в методическом активе кафедры социальной педагогики и психологии  около 100 учебных пособий и 25 монографий, из  которых четыре изданы в Германии.  Только за последние 3 года преподавателями кафедры издано 40 учебных пособий и 12 монографий.   Среди них монографии: Федосова И.В. Формирование основ здорового образа жизни у учащейся молодежи  в образовательном пространстве вуза. – Иркутск: ВСГАО, 2014. Рерке В.И. Профилактика наркомании в семье. – Иркутск: Репроцентр А1, 2014. Гордина О.В. Народная школа: ретроспектива, экстраполяция в социокультурное пространство современной Сибири. – Иркутск: ВСГАО, 2014. Бабицкая Л.А. Становление техники речи будущего учителя: теория, практика, методика. – Иркутск: ВСГАО, 2014 и другие.

А также учебные пособия: Бубнова И.С. Ювенальное право в социально-педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ВСГАО, 2014. Беринская И.В. Национальные традиции в работе социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ВСГАО, 2014. Деревцова Е.Н., Рерке В.И. Социальный проект: практические рекомендации к написанию и оформлению: Учебное пособие. – Иркутск: ВСГАО, 2014. Кибальник А.В. Основы волонтёрской деятельности: Учебно-методическое  пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015.  Гордин А.И., Гордина О.В. Педагогические стратегии формирования  социального капитала личности: руководство для самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Аспринт, 2016. Федосова И.В. Социально-педагогическая работа с семьёй: учебно-методическое пособие. – Иркутск: Аспринт, 2016 и другие.

Опубликовано около 500 научных статей, примерно половина из них в реферируемых изданиях, в международных журналах, в изданиях с индексом РИНЦ. Так, только за последние 3 года преподаватели подготовили и опубликовали 97 научных статей, в том числе 25 в изданиях ВАК, 51 в изданиях РИНЦ и 7 в зарубежных научных журналах.

Кафедра социальной педагогики и психологии в числе первых в педагогическом вузе перешла на двухуровневую подготовку по системе  «бакалавриат-магистратура».  В связи с этим на начальном этапе работы было разработано  более 80  рабочих программ и учебно-методических комплексов. В настоящее время  кафедра живо реагирует на все вызовы времени, активно включается в разработку новых документов в связи с введением новых ФГОС ВО. Разработано 7 программ дополнительного образования для специалистов в области социально-педагогической деятельности.

Студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели кафедры в процессе своих эмпирических исследований   активно осуществляют практическую социально-педагогическую деятельность на базе общеобразовательных и специальных школ,  детских домов, социально-реабилитационных  центров, центров занятости населения, центров помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей,  пенитенциарных учреждений, отделов и комиссий по делам несовершеннолетних, реабилитационных центров для наркозависимых,  общественных организаций,  занимающихся социально-педагогической поддержкой  детей с ограниченными психофизическими возможностями,  высших народных школ и многих других организаций, учреждений, занимающихся социальной помощью людям всех возрастов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В эпицентре научных и практических интересов преподавателей кафедры  находятся   вопросы  профилактики и коррекции девиантного и делинквентного поведения детей и подростков,  явного и скрытого социального сиротства, социальной депривации (лишений) и социальной  адаптации, формирования положительного социального самочувствия и другие социально значимые и жизненно важные социально-психологические явления в жизни человека любого возраста.

На базе этих научных интересов формируются  исследовательские группы, которые, помимо чисто научной деятельности, занимаются реализацией социальных проектов по профилактике наркомании, развитию волонтерского движения, образованию взрослых и др.

Всего за 15 лет кафедрой было проведено 9 научно-практических региональных, всероссийских и международных конференций. По итогам каждой из них издавался сборник научных трудов, некоторые изданы в центральных изданиях (Москва, Санкт-Петербург). 

Отличительная особенность профессиональной деятельности педагогов кафедры – высокий уровень социальной активности и мобильности, ими ведется большая и значительная общественная работа  на уровне университета, города, области, России. Один преподаватель – член общественной палаты города Иркутска (О.В. Гордина), один преподаватель – эксперт Общественного Совета  при губернаторе Иркутской области  по профилактике наркомании (В.И. Рерке). Кафедра в течение 7  лет успешно реализует социальный проект «Высшая народная школа» для жителей третьего возраста г. Иркутска. При кафедре работает Центр молодежных  социальных инициатив «Добровольный выбор», который объединяет студентов-волонтеров разных вузов г. Иркутска в общественной социально значимой деятельности. Студенты-волонтёры работают под руководством преподавателей  в различных социальных и оздоровительных учреждениях, помогают людям разного возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Всего было реализовано за годы работа Центра более 100 благотворительных акций и социальных проектов.

Одно из важнейших направлений работы кафедры – развитие партнерских отношений с различными государственными, ведомственными, общественными организациями, учреждениями, предприятиями, которые прямо или косвенно занимаются вопросами социальной помощи, поддержки, сопровождения людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Десятки основных социальных партнеров кафедры  – это средние общеобразовательные, специальные и специализированные образовательные и попечительские учреждения. Большинство из них расположено в Иркутске и в ближайших городах и поселках:  МОУ СОШ №76 г. Иркутска, МОУ СОШ №10, №12, № 16, № 2  г. Усолье-Сибирское,  МОУ СОШ №17 г. Ангарск,   Центр образования № 47 г. Иркутск, ОГОУ Школа-интернат с углубленным изучением музыки г. Иркутска, Иркутский гвардейский кадетский корпус ракетных войск стратегического назначения – кадетская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр социальной реабилитации несовершеннолетних г. Иркутска, Центр профилактики, реабилитации и коррекции Министерства образования Иркутской области, Центр развития творчества детей и юношества г. Шелехов, МОУ «Детский дом» г. Усолье-Сибирское, Управление образования администрации Тайшетского района,  Иркутский технологический колледж, Киренский профессионально-педагогический колледж, МОУ «Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности МОУ г. Иркутска», ГОУ СО «Иркутский детский дом-интернат №2»,   СРЦ «Сосновая горка» г. Зима  и др.

Давнее и плодотворное сотрудничество связывает кафедру с рядом российских вузов и вузов ближнего зарубежья: Дальневосточный государственный технический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Астраханский госуниверситет, Алтайский госуниверситет (г. Барнаул), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт развития образования Республики Татарстан, Кировоградский институт развития человека (Украина).

Постоянными социальными партнерами кафедры при реализации социальных и научных проектов являлись и являются различные общественные, ведомственные, муниципальные, государственные организации, учреждения и предприятия: Департамент образования г. Иркутска, Управление образования администрации Тайшетского района, Фонд «Национальные образовательные программы», Российский государственный научный фонд, Иркутский государственный пенсионный фонд, РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», Администрация г. Иркутска, Законодательное собрание Иркутской области, Общественная палата  г. Иркутска, АНО «Талисман», АНО «Сибирское партнерство», Российская ассоциация образования взрослых и др.

В рамках социального сотрудничества с вышеназванными организациями педагоги кафедры выступали и выступают  участниками  или организаторами  множества социальных образовательных проектов и акций.

Например, в 2006 году преподаватели кафедры (Гордина О.В. и Гордин А.И.) вместе с другими преподавателями факультета педагогики Иркутского государственного педагогического университета приняли активное участие в подготовке и проведении  «Байкальского андрагогического форума» (г. Иркутск), инициатором проведения которого стала Российская ассоциация образования взрослых (г. Красноярск).

В 2007 году преподаватели кафедры (Гордина О.В., Гордин А.И., Князева Т.Б., Иванова Т.В., Долгоаршинных З.М. и др.) стали региональными координаторами, организаторами и участниками международной  акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в России, которая проходила под общим руководством РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в Иркутске и Пекине (Китай). Участниками однородных акций в Анапе (2006 г.), Барнауле (2008 г.), Санкт-Петербурге и В.Новгороде (2009 г.),  Казани (2010 г.), Киеве и Кировограде (Украина-2011 г.), С.Петербурге, Минске (Белоруссия) и  Киеве (Украина) в 2012 году были преподаватели, магистранты ВСГАО и слушатели Высшей народной школы г. Иркутска (ВНШ).

В 2009 году кафедра совместно с Институтом дополнительного образования  при методологической поддержке РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», в рамках образовательной деятельности Восточно-Сибирской  государственной академии образования  начала осуществлять и реализовывает по настоящее время  социальный проект по развитию непрерывного образования взрослых «Высшая народная школа».  Два преподавателя кафедры (Гордина О.В. и Гордин А.И.) вошли в Совет директоров этого неформального образовательного учреждения, остальные периодически осуществляют в нем на волонтерской основе преподавательскую деятельность (Деревцова Е.Н., Долгоаршинных З.М., Федосова И.В., Кибальник А. и др.).  Этот проект на первых шагах был поддержан Законодательным собранием Иркутской области, а в дальнейшем получил своё развитие в виде муниципального социального  проекта  администрации г.Иркутска «Обучающийся город», в котором принимают самое деятельное участие преподаватели кафедры, одними из инициаторов которого они и выступили.

Начиная с 2013 года, ежегодно кафедра совместно с администрацией г.Иркутска проводит городскую «Неделю неформального образования», в которой принимают участие каждый год более 7 тысяч иркутян. Проект направлен на популяризацию просветительской деятельности иркутян, выявление новых образовательных ресурсов, привлечение иркутян к новым формам образования, проведения досуга и повышения качества их жизни. За неделю в городе Иркутске проходят сотни различных познавательных и обучающих занятий из разных сфер жизнедеятельности для горожан в разное время и на различных площадках.

Ежегодно преподавателями кафедры оформляются 2-3 заявки на участие в различных  грантах, поддерживающих научно-исследовательскую и практическую социально-педагогическую деятельность. Ими было написано 20  заявок на гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ),  Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Международной ассоциации гуманитариев (МАГ), Губернского собрания общественности Иркутской области.  За 15 лет работы кафедры было поддержано Российским государственным научным фондом (РГНФ) 5 научно-исследовательских проектов преподавателей, общая сумма финансирования которых составила 1,5 млн. рублей: «Школа как институт социализации малого города» (2004-2006), РГНФ (Гордина О.В.); «Традиции неформального образования взрослых в сибирской печати и пути их актуализации в современной России»,  (2007-2009), РГНФ (Гордин А.И.); «Социально-педагогическое сопровождение становления личностной компетентности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в различных образовательных учреждениях области» (2006-2008), РГНФ (Князева Т.Б., Иванова Т.В.); «Особенности, барьеры и перспективы развития Высших народных школ в современной России», (2008-2010), РГНФ (Гордина О.В.). 

В заключение мы благодарим всех социальных партнеров, друзей и коллег, кто за эти годы принимал активное участие в жизни кафедры, оказывал помощь и поддержку, сотрудничал и включался в реализацию разных дел и проектов кафедры. Особую благодарность выражаем Лапиной Олимпиаде Александровне, профессору, доктору педагогических наук, которая в течение нескольких лет являлась руководителем магистерской программы «Социальная педагогика», всегда принимала и принимает активное участие в научных и методических мероприятиях кафедры. Она внесла значительный вклад в развитие социально-педагогической науки в регионе и личностно-профессиональную подготовку десятков социальных педагогов – выпускников кафедры. Со словами благодарности и уважения хочется вспомнить  Пядушкину Наталью Николаевну, выдающегося ученого, декана факультета педагогики, которая стояла у истоков создания кафедры и всячески поддерживала её на протяжении всех лет.

Подростковый, по меркам человеческой жизни, пятнадцатилетний возраст кафедры социальной педагогики и психологии позволяет говорить о том, что  уже сделано не по возрасту много, но предстоит сделать ещё больше. Это связано с тем, что знания, умения, навыки, которые преподаватели дают будущим выпускникам, по-настоящему востребованы в нашем обществе и во всех  сферах деятельности человека, т.к. в каждой из них людям  неизбежно приходится, наряду с производственными процессами, решать многочисленные проблемы социализации.