Афанасьева Раиса Альбертовна

Афанасьева Раиса Альбертовна родилась в городе Иркутске, закончила с отличием среднюю школу (в 1981 году), в этом же году поступила на дефектологический факультет ИГПИ и в 1986 году окончила его с отличием, получив специальность «учителя и логопеда вспомогательной школы, олигофренопедагога дошкольных учреждений». В 1988 году принята на кафедру олигофренопедагогики в должности ассистента. С сентября 1991 по октябрь 1996 года Раиса Альбертовна являлась соискателем кафедры дошкольной дефектологии МГПУ г.Москва. В марте 1997 года защитила кандидатскую диссертацию и решением диссертационного совета МПГУ ей присвоено ученая степень кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03. – коррекционная педагогика «олигофренопедагогика». Решением Министерства образования Российской Федерации от 19 июня 2002 года присвоено ученое звание доцента по кафедре специальной педагогики. С сентября 2000 года занимает должность заведующего кафедрой специальной педагогики, сейчас кафедры «Теории и практик специального обучения и воспитания».

Стаж научно-педагогической работы составляет 33 года, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях 33 года. Последняя дата избрания по конкурсу на должность доцента  август 2019г.

Учебная деятельность

Читает лекционные курсы:

  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. (Дошкольная олигофренопедагогика)
  • Теория и методика игры дошкольников с ОВЗ
  • Профессиональные обязанности и документация старшего воспитателя в специальном детском саду.
  • Сопровождение ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
  • Психолого-педагогические основы и программно-методическое обеспечение инклюзивного образования  
  • Работа с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности.

     Пять курсов по выбору:

«Робототехника в работе дефектолога», «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ », «Качество жизни как основа воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья», «Игры в работе учителя - дефектолога», « Организация детских праздников и развлечений в системе специального образования».

По данным предметам Афанасьева Р.А. выполняет все виды поручений. К работе относится добросовестно, со свойственной ей ответственностью, что неоднократно отмечалось администрацией факультета. Занятия проводятся на высоком научно-методическом и теоретическом уровне. Постоянно и активно занимается воспитательной работой со студентами, является инициатором волонтерского движения.

  

Методическая работа

  •  Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ осуществляла творческое сотрудничество со специалистами Детского сада № 221 ОАО «РЖД» и провела на высоком уровне  курсы повышения квалификации по теме: «Практики образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки» 2018.
  •  Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ, принимала активное участие в  подготовке участников Юбилейного V конкурса молодежных исследований "Особые дети в современном мире"2018г.
  • Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ  активно  сотрудничала с ГАУ ДПО ИРО, и оказывала информационную поддержку при проведении мероприятий для педагогов образовательных организаций Иркутской области по проблемам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2019 г.
  •  Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ принимала активное участие в семинаре "Преемственность  дошкольного и школьного образования: оценка, перспективы реализации инклюзивного образования 2019г.
  •  Афанасьева Р.А. кандидата педагогических наук, доцента, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ принимала активное участие в Всероссийском обучающем семинаре "Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью" 2020г.
  • Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ принимала активное участие в методическом семинаре  "Труд - как возможность реабилитации и привлечения к общественной жизни человека с инвалидностью и его семьи» 2020г.
  • Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ принимала активное участие в обсуждении вопросов внедрения эффективных практик воспитания, обучения, социализации и оздоровления обучающихся с ОВЗ в рамках 2 Региональной научно-практической конференции "Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"2020г.
  • III, IV, V Межрегиональная научно-практическая конференция «Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результат, опыт, перспективы»,2019,2020 гг.

 Научно-исследовательская работа

Общее количество публикаций 63 , из них 13 научных статей из списка ВАК, 5 монографии, 13 учебных пособий, 32 научно-методических статьи.

 

Публикация в изданиях из списка ВАК.

  1. Афанасьева Р.А. Развитие представлений о профессиях близких по социальному окружению у дошкольников с умственной отсталостью в сюжетно-ролевой игре// Специальное образование. – 2020. – № 4. С.18-28
  2. Афанасьева Р.А. «Социально-педагогическая составляющая качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне начального образования и перспективы ее развития в процессе внеурочной деятельности// European Reference Index for the Humanities  (Специальное образование). 2019. № 1. С6-17.
  3. Афанасьева Р.А., Меньшикова Т.А. Проектирование индивидуальных планов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушение зрения// Педагогический имидж, 2019  №3 (44).
  4. Афанасьева Р.А. Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребенка // Педагогический имидж-2018 №2 (39).-С.87-97.
  1. Афанасьева Р.А. Инклюзивная образовательная среда и семья, их возможности в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Р.А. Афанасьева, О.В. Шелкунова // Педагогический имидж журнал. - Иркутск, 2017. - № 3 (36). - С. 88-101.
  2.  Афанасьева Р.А. Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи / Р.А. Афанасьева, В.И. Карпушенко // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2017. - № 5. - С. 82-86. 4.
  3. Афанасьева Р.А. Карпушенко В.И. Качество жизни и профессиональное         самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи / Р. А. Афанасьева // Специальное образование: научно-методический журнал – Екатеринбург. - 2016. - №2,– С. 94-105.
  4. Афанасьева, Р. А., Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Р. А. Афанасьева // Сибирский Педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 191 - 195. 
  5. Афанасьева Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности/ Р. А. Афанасьева // Наука и школа. - 2015. – № 6  С. 148 - 155.
  6. Афанасьева Р.А.Сопровождение семей, имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни/ Р. А. Афанасьева, В.И. Карпушенко // В мире научных открытий. – 2015. – № 9.1(69).  С. 96 – 105.
  7. · Афанасьева Р.А., Дулатова З.А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптированных программ на основе оценки качества жизни/ Р. А. Афанасьева // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск - № 10, 2009. – С. 97-105.
  8.  Афанасьева Р.А., Дулатова З.А. Подготовка специальных педагогов и психологов к разработке и реализации индивидуальных программ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Р. А. Афанасьева // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 108-113
  9.  Афанасьева Р.А. Подготовка специалистов для системы специального образования Иркутской области Р. А. Афанасьева // Дефектология: научно-методический журнал – М. - 2005. - №4,– С. 15-19.

Афанасьева Р.А. имеет устойчивую склонность к научной работе. Областью ее интересов являются актуальные вопросы специальной педагогики: экологическое воспитание детей с нарушениями развитии; нетрадиционные формы оказания помощи лицам с выраженной умственной отсталостью.

Раиса Альбертовна является одним из авторов электронных учебно-методических пособий «Комплексная адаптационно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с учетом критерия качества жизни», «Комплексная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с учетом критерия качества жизни», электронные варианты которых размещены на внутреннем портале университета.

Афанасьева Р.А. – сложившийся руководитель в сфере образования, она является одним из ведущих специалистов в области специального (дефектологического) образования.

Повышение квалификации

Прошла повышение квалификации :

  • Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет "Институт дополнительного образования по теме " Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ВГОС ДО», 72 часа, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент, г. Иркутск, 2020
  • Удостоверение № 540800117925 Афанасьева Р.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания ФГБОУ ВО «ИГУ» ПИ 29 октября-13 ноябрь 2018- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» Ресурсное учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программа "Комплексное сопровождение обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья" (72 часа)  г. Новосибирск.

Организационно-воспитательская работа

Участвует в воспитательной работе на факультете:

  • Подготовлено и проведено итоговое мероприятие «Праздник урожая» со студентами группы 4 ДД на базе ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат №2 для умственно отсталых детей»  (ноябрь 2019)
  • Подготовлено и проведено воспитательное мероприятие «Рождественская ярмарка» со студентами группы 4 ДД на базе в ИОООИД «Надежда» (декабрь 2019- 20)

Награды:

  1. Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2009)
  2. Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области (2010)
  3. Диплом конкурса «Университетская книга – золотое кольцо» в номинации «Психология и педагогика» (2015)
  4. Лучшее учебное издание» («Социально-адаптационные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-7 лет: планирование, организация, содержание») (2016)
  5. Благодарственное письмо Афанасьевой Раисе Альбертовне кандидату педагогических наук, доценту за активное участие в международном форуме "Пространство равных возможностей в 21 веке" и за вклад в развитие инклюзивного высшего образования в РФ 2018г.
  6. Благодарственное письмо Афанасьевой Р.А. кандидату педагогических наук, доценту,  заведующей кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ за активное участие в работе практико-теоретического  семинара "Преемственность логопедического и психологического сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания и начального образования"2018г.
  7. Благодарственное письмо Афанасьевой Р.А. кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ПИ ИГУ за подготовку участников Юбилейного V конкурса молодежных исследований "Особые дети в современном мире" 2018г.
  8. Благодарность за подготовку и проведение научно-методического семинара "Практики образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки" МДОУ № 43 г. Черемхово 2019, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент. 
  9. Сертификат в подтверждении того, что работа действительно опубликована в выпуске №2 за 2019 г. международного научно-методического педагогического журнала "Евразийское образование", Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент. 
  10.  Диплом участника II ежегодной  конференции "Управление дошкольными образовательными учреждениями в современных условиях" 14-18 сентября 2020, г. Сочи, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент.
  11. Благодарственное письмо за работу в составе экспертной комиссии межрегионального     конкурса профессионального мастерства "Педагогического, специального и инклюзивного образования -2020" Педагогический институт, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент
  12. Благодарственное письмо от администрации Института развитие образования за активное участие в подготовке и проведении региональной дискуссионной площадки по теме "Актуальные вопросы программно-методического сопровождения образовательного процесса обучающихся с интеллектуальными нарушениями Иркутск, 2020, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент
  13. Благодарственное письмо за участие в семинаре "Оказание социальных услуг общественными организациями людям с психическими и интеллектуальными нарушениями" г. Иркутск, 14 июня 2020, Афанасьева Раиса Альбертовна, Доцент.

  kaf_pipsoiv@mail.ru