Долгих Лада Юрьевна

Долгих Лада Юрьевна - канд. псих. наук, доцент.

В 1996 году закончила с отличием дефектологический факультет Иркутского государственного педагогического института по специальности «олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия». С 1996 года – ассистент, с 2002 года – старший преподаватель, с 2005 года – доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания Иркутского государственного педагогического университета. Стаж научно-педагогической работы – 26 лет.

 В 2003 году после окончания аспирантуры при Иркутском государственном педагогическом университете защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью» по специальности 19.00.10 – коррекционная психология. Учёная степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Московского городского педагогического университета 27 ноября 2003 г. Ученое звание доцента присвоено в 2007 году.

Сфера научных интересов: обучение и воспитание умственно отсталых детей, методика обучения умственно отсталых школьников русскому языку, развитие связной речи умственно отсталых школьников на основе коммуникативного подхода.

Читаемые дисциплины:

  • воспитание детей и подростков с особыми образовательными потребностями;
  • выразительное чтение в деятельности учителя специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта;
  • психология детей с умственной отсталостью и ЗПР;
  • социализация детей и подростков с ООП;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
  • специальная методика обучения русскому языку школьников с особыми образовательными потребностями;
  • основы научно-исследовательской деятельности студентов (бакалавриат);
  • методы научных исследований в дефектологии (бакалавриат).

 Руководит практиками: 

  • по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (учитель-олигофренопедагог);
  • педагогическая практика (воспитатель коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта);
  • преддипломная практика.

Повышение квалификации:

  • Повышение квалификации по программе «Цифровая педагогика. Интеграция образовательных технологий на основе ИКТ в цифровую среду». Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Профиль, Улан-Удэ. (2023 год).
  • Оказание первой помощи пострадавшим на производстве (2022 год). Актион университет.
  • Охрана труда для руководителей и специалистов (2022 год). Актион университет.
  • Оценка и управление профессиональными рисками (2022 год). Актион университет.
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профилактика экстремизма в условиях образовательной организации» (ФГБОУ ВО «ИГУ», 11-16 марта 2019 г.)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технологии сопровождения лиц с инвалидностью» (ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», 25 ноября – 8 декабря 2019 г.).
  • Межрегиональный научно-практический семинар «Проблемы организации воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в современных условиях» (01-02 ноября 2019 года, ведущий мастер-класса, ведущий круглого стола).
  • Всероссийский обучающий семинар «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетентции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью (14-15 сентября 2018 года).

Избранные труды:

  • Долгих Л.Ю. Условия и приемы активизации умственно отсталых учащихся на уроках в специальной (коррекционной) школе // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции, 15 марта – 23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2021. – Текст: электронный. – С. 165-169.
  • Редактор сборника Проблемы организации воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в современных условиях: материалы Межрегионального научно-практического семинара 1–2 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ», Пед. инст-т [под ред. Л.А. Гладун, Л.Ю. Долгих, М.А. Сарапуловой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. – 158 с.
  • Долгих Л.Ю. Проблемы реализации коммуникативного подхода к развитию речи умственно отсталых школьников //  Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию пед. образования в Иркут. обл. / под ред. Е. Л. Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. – С. 25-30.
  • Долгих Л.Ю. Роль индивидуальных особенностей  педагогической деятельности учителя в формировании мотивации речепорождения у умственно отсталых детей // Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности в современных условиях: Сборник науч. Трудов и методических статей, представленных на заочной конференции (Иркутск, 24-26 октября 2012 г.). – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. . – С. 99-103.
  • Долгих Л.Ю. Развернутость и семантическая структура связных устных высказываний умственно отсталых младших школьников в разных коммуникативных условиях // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 4. – С. 73-80.
  • Долгих Л.Ю. Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью // Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных трудов / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб.госуд. академии образования, 2011. – С. 94-105.
  • Долгих Л.Ю. Организация дифференцированного подхода на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида //  Современные подходы к организации помощи людям с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных, научно-практических и методических работ, представленных на международный семинар (Иркутск, 17-21 июня 2010 г.). – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010.
  • Долгих Л.Ю. Коммуникативные условия активизации речевой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 51-59.

Учебные пособия:

  • Долгих Л. Ю., Позднякова И. О. Методика проведения уроков речевой практики в коррекционной школе для умственно отсталых детей: учебное пособие / Л. Ю. Долгих, И. О. Позднякова. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2022. – 187 c.
  • Долгих Л.Ю. Методика обучения чтению умственно отсталых младших школьников: учебное пособие: изд. 2-ое испр. и доп. /Л.Ю. Долгих. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2021. – 140 с. Учебное пособие
  • Долгих Л.Ю. Олигофренопедагогика. Часть II. Теория и методика воспитания: учебное пособие: изд. 2-ое испр. и доп. / Л.Ю. Долгих. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2019. – 222 с. 
  • Долгих Л.Ю., Федченко А.П. Методика обучения грамматике и правописанию умственно отсталых младших школьников: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2018. – 162 с.
  • Долгих Л.Ю., Федченко А.П Методика обучения грамоте умственно отсталых детей: учебное пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 140 с.
  • Долгих Л.Ю. Олигофренопедагогика. Часть I. Дидактика: учебное пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 302 с.

Контактная информация: LadaDolgih@yandex.ru