Кучергина Ольга Викторовна

Кучергина Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики специального обучения и воспитания.

 

Уровень квалификации:

  • В 1992 году закончила Саянское медицинское училище по специальности «лечебное дело».
  • В 1998 году закончила дефектологический факультет Иркутского государственного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагогика».
  • В 2009 г. закончила аспирантуру ГБОУ ВПО «Восточно - Сибирская академия образования» по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
  • С 2011 по 2012 гг. прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании» на базе ГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».
  • В 2014 году на базе диссертационного совета Бурятского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию по теме «Условия формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения».

 

Опыт профессиональной педагогической деятельности составляет свыше 28 лет:

  • с 1995 г. по 2003 гг. работала учителем-логопедом в образовательных учреждениях г. Саянска Иркутской области;
  • с 2003 по 2006 гг. работала методистом по дошкольному образованию в Управлении образования г. Саянска Иркутской области;
  • с 2006 по 2010 гг. работала заместителем заведующего по воспитательно - методической работе в МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №36 «Улыбка» г. Саянска Иркутской области;
  • с 2010 по 2015 гг. работала директором ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска»;
  • с января 2016 г. по март 2019 года работала заведующим лабораторией коррекционного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • с 1 апреля 2019 г. и по 10.01.2021 года работала руководителем Центра развития инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • с 10.01.2021 года и по настоящее время является заведующим кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО.

 Сфера научных интересов:

  • Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в системе общего образования.
  • Реализация предметной области «Технология» в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Управление образовательной организацией.
  • Инновационная педагогическая деятельность.
  • Профессиональное развитие педагогов инклюзивного профиля.

 Читаемые дисциплины:

  • Б1.В.ДВ.03.02 «Специальные методики обучения ручному труду и изобразительной деятельности»;
  • Б1.В.08 «Трудовая и изобразительная деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями»;
  • Б1.В. 05 «Специальное образование в условиях инклюзии».

 Повышение квалификации:

  • - повышение квалификации, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», ДПП «Организация ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям», 72 ч., 26.04.2021-30.04.2021 г.;
  •  - повышение квалификации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», ДПП «Современные подходы к коррекции дисграфии и дислексии», 72 ч., 25.10.2021-30.10.2021 г.;
  • - повышение квалификации, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ДПП «Проектная школа», 38 ч., 24.01.2022-10.03.2022 г.;
  • - повышение квалификации, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», ДПП «Организация дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», 72 ч., 21.03.2022-26.03.2022 г.;
  • - повышение квалификации, ФГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет», ДПП «Экспертная оценка инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях», 36 часов, 19.10.2022-13.12.2022 г.;
  • - повышение квалификации, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ДПП «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», 72 часа, 21.11.2022-02.12.2022 г.

Публикации: Общее количество публикаций в качестве автора и соавтора - более 50, из них 17 научных статей опубликовано в изданиях, входящих в перечень ВАК, в т.ч.:

  • Об отдельных аспектах подготовки педагогов к созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе / Кучергина О.В., научно-методический журнал «PRIMO ASPECTU» - Волгоградский государственный технический университет – Волгоград. - №1 (41). 2020. – С. 65-68
  • О потенциальных возможностях использования STEM-образования в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития/О.В.Кучергина, О.Б.Михеева// Педагогический имидж (научный журнал) – Иркутск. - 2020. – №2 (47)/2020 - С.183 – 196.
  • О диагностировании профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля в региональной системе научно-методического сопровождения», журнал «Бизнес. Образование. Право», №1 (58), 2022 г.
  • Диагностика профессиональных дефицитов сформированности предметных компетенций педагогов начального общего образования инклюзивного профиля: региональный опыт», журнал «Педагогика. Вопросы теории и практики», №5, 2022 г.
  • Современные подходы к реализации предметной области «Технология» при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями в Иркутской области», научно-методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №2, 2023 г.

Коллективные монографии:

  • Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография /Гл. 2.1 «Основные направления инновационной деятельности специального педагога» / ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», - Иркутск: изд-во «Аспринт», 2016 г. – 128 с.
  • Подходы к инклюзивному образованию в России, Казахстане и Финляндии: сущность, опыт, перспективы: коллективная монография/ Раздел. «Об отдельных аспектах готовности административных и педагогических работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов инклюзивного образования», - Казань: Изд-во «Бук», 2017. – 130 с.

Учебные пособия:

  • Кучергина О.В., Шелкунова О.В. Осуществление инновационной деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы: нормативно-правовой аспект: учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – 131 с.
  • Кучергина О.В., Пашинова О.В. Подходы к организации дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. – 121 с.
  • Кучергина О.В., Пашинова О.В. Подходы к организации дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: учеб. пособие 2-е изд., перераб. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. – 127 с.
  • Кучергина О.В., Пашинова О.В. «Реализация предметной области «Технология» в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС» (Иркутск: Издательство ИГУ, 2022. – 131 с.)

Награды:

  • 2003 г. – Почетная грамота Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области;
  • 2012 г. – Почетная грамота Министерства образования Иркутской области;
  • 2013 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области;
  • 2014 г. – Почетная грамота Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»;
  • 2015 г. – Благодарность Законодательного собрания Иркутской области;
  • 2016 г. – Почетная грамота ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»;
  • 2017 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области;
  • 2018 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя правительства Иркутской области;
  • 2018 г. – Почетная грамота Министерства образования Иркутской области;
  • 2019 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области;
  • 2020 г. – Благодарность Министерства образования Иркутской области;
  • 2022 г. - присвоено почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» приказом Минпросвещения России от 28.09.2022 г. №230/н.