Зуева Елена Николаевна
Зуева Елена Николаевна – старший преподаватель, магистр педагогического образовани
Основные этапы профессиональной деятельности:
1987-1992 – студентка дефектологического факультета ИГПИ
1992-2000 – ассистент кафедры коррекционной педагогики ИГПУ, заместитель декана факультета по воспитательной работе
2003-2011 – заместитель декана факультета по учебной работе ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии специального обучения и воспитания
2003 и по настоящее время – старший преподаватель кафедры теории и практик специального обучения и воспитания ВСГАО
2011 – поступила в очную магистратуру по направлению «Менеджмент в образовании».
2012 – с отличием окончила магистратуру. Защитила магистерскую диссертацию на тему «Управление социальными (волонтерскими) проектами в образовательном учреждении»
2015 – назначена директором Центра по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «ИГУ» (http://isu.ru/ru/about/administration/cpi/index.html
Сфера научных интересов: управление социальными проектами в образовательной среде ВУЗа, реализация социальных (волонтерских проектов) в образовательных организациях, арт-педагогика в специальном образовании.
Читаемые дисциплины:
- «Методика физического воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта»
- «Специальная педагогика»
- «Педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития»
- «Социально-трудовая реабилитации лиц с ОВЗ в Иркутской области»
- «Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития»
- «Педагогическое сопровождение дошкольников с РДА»
- «Воспитание детей и подростков с особыми образовательными потребностями»
- «Воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
- «Психолого-педагогические особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
- Методика обучения социально-бытовой ориентировке учащихся с нарушением интеллекта
Дисциплины по выбору: «Ранняя помощь детям с ОВЗ», «Социальные проекты в системе специального образования», «Подготовка к обучению к школе детей с ЗПР».
Повышение квалификации:
- 25.02. - 29.02.2020г. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Системная модель ранней помощи для детей с РАС и их семей», 40 часов, г. Иркутск. Удостоверение о повышении квалификации от 29.02.2020г., г. Иркутск.
- 16.12. - 26.12.2019г. ФГБОУ ВО РФ «Иркутский государственный университет». Институт дополнительного образования. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Использование технологий арт-терапии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями», 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации № 3722 от 26.12.2019г., г. Иркутск.
- 16.12. - 26.12.2019г. ФГБОУ ВО РФ «Иркутский государственный университет». Институт дополнительного образования. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Использование технологий арт-терапии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями», 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации № 3722 от 26.12.2019г., г. Иркутск.
- Сентябрь 2018 ФГБОУ ВО «ИГУ» Всероссийский обучающий семинар «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью» (16 часов)
- 29 октября-13 ноябрь 2018- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» Ресурсное учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными Программа "Комплексное сопровождение обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья" (72 часа) г. Новосибирск.
- 20.02. – 10.03.17г. - ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Информационно-образовательная среда образовательной организации и ИКТ-компетенция педагога», 36 ч. Удостоверение № 225.
- 06.04. – 13.04.16г. – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Реализация учебного процесса и разработка оценочных средств в высшем образовании с позиции компетентностно-деятельностного подхода», 72 ч. Удостоверение о повышении квалификации № 194.
- 02.06-07.06.14г. Центр ранней помощи «Даунсайд Ап» (г. Москва). Программа: «Мультисенсорный подход к обучению математике. Использование материала и методики «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей». Сертификат пользователя Oxford University Press .
- 17.04-18.04.13г. – Иркутская областная общественная организация инвалидов «Семейная усадьба». Информационно-методический семинар «Пожизненное сопровождение людей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья: системность и безопасность» (72ч.).
- 25.03.-30.03.12г. – Государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» РАО (г. Москва) по теме: «Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта» (72 ч.).
Участие в разработке программ повышения квалификации:
Совместно с доцентом Мурашовой И.Ю. (Кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития) разработана программа повышения квалификации: «Особенности сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» в образовательных организациях высшего образования», 36 часов. (Утверждена заседанием Ученого совета ФГБОУ ВО «ИГУ» от 28.02.2020г., протокол №8.
Избранные труды:
- Организация коррекционно-развивающей среды / Е.Н. Зуева // Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективная монография. - Иркутск : Изд-во «Аспринт», 2016. – С. 92 – 101.
- Зуева Е.Н. Реализация социальных (волонтерских) проектов в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы II Международного образовательного форума (27-28 октября 2016 г.) / Южный федеральный университет - Ростов-на-дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 93-97.
- Зуева Е.Н. Формирование коррекционно-развивающей игровой среды в специальных дошкольных образовательных учреждениях // Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография. – Иркутск : Изд-во «Аспринт»., 2016.– С. 26 – 38.
- Зуева Е.Н. Подходы к организации специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего профессионального образования // Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 5-6 ноября 2015 года), с. 34-37.
- Зуева Е. Н. Опыт реализации социальных (волонтерских) проектов на факультете специального и инклюзивного образования // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития: материалы научно-методического семинара «Исследование в деятельности специального педагога как фактор повышения профессиональной компетентности» г. Иркутск, 31 октября – 2 ноября 2013 г. Вып. 2 / под науч. ред. Л.А. Гладун; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2014. - С. 21-29.
- Зуева Е.Н. Подходы к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VII вида // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития: Материалы научно-методического семинара «Исследовательская работа в профессиональной деятельности педагога-дефектолога», г. Иркутск, 26-28 марта 2013 г. – Иркутск: изд-во Вост.- Сиб. гос. академии образования, 2013. – С. 49-54.
Учебники и учебные пособия:
- Аттестационно-педагогические измерительные материалы по курсу «Педагогика»: методические рекомендации / Сост. О.В. Шелкунова, А.Ю. Болохина, Е.Н. Зуева. – Иркутск: изд-во «ВСГАО», 2013. – 151с.
- Педагогика: сборник аттестационно-педагогических измерительных материалов. Сборник аттестационно-педагогических измерительных материалов. – Иркутск: ВСГАО, 2011.– 75с. (в соавт. С Шелкуновой О.В.).
- Педагогика: Интернет-экзамен. Методические рекомендации для студентов II курса – Иркутск: ВСГАО, 2010. – 68 с.. (в соавт. С Шелкуновой О.В.).
Студенческие публикации:
- Мавричева, А. Л. Особенности конструктивных умений старших дошкольников с нарушением интеллекта (на материале технологии ЛЕГО Дупла) / А.Л. Мавричева // Первые шаги : материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения пед., соц. и спец. образования / ФГБОУ ВО «ИГУ», Пед. ин-т ; [под ред. Л. А. Гладун, О. В. Гусевской]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – С. 83 – 91. Диплом I степени за высокий уровень доклада на секции «Обучение и воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста» в рамках Недели науки Отделения ПССО ПИ ИГУ, апрель 2017г.
- Тарасова, Н.Г. Особенности владения нетрадиционными изобразительными техниками рисования старшими дошкольниками с задержкой психического развития / Н.Г. Тарасова // Первые шаги : материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения пед., соц. и спец. образования / ФГБОУ ВО «ИГУ», Пед. ин-т ; [под ред. Л. А. Гладун, О. В. Гусевской]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – С. 124 – 133.
- Аксаментова А.С., Ключникова Е.О., Минова В.Е. , Пархоменко Ю.А. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся общеобразовательной школы // особые дети в современном мире: материалы конкурса молодеж. Исслед. / ФГБОУ ВО «ИГУ», Иед. Ин-т. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. – С.76-80.
- Захарова Н.В. Формирование изобразительных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных изобразительных техник // Социально-трудовая реабилитация и профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник научно-практических материалов, представленных на межрегиональную конференцию. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ПИ ИГУ, 2015. – С. 38-42.
- Аксаментова А.С., Ключникова Е.О., Минова В.Е. , Пархоменко Ю.А. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся общеобразовательной школы // МИКС-2014: Сборник трудов межвузовской итоговой конференции студентов. – Иркутск: ИрГУПС, 2014. – С. 260-263. (научный руководитель). Диплом за лучший доклад.
- Поршнева Н.М. Организация взаимодействия старшеклассников общеобразовательной школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // МИКС-2013: Сборник трудов межвузовской итоговой конференции студентов. – Иркутск: ИрГУПС, 2014. – С. 260-263. (научный руководитель). Диплом за лучший доклад.
Награды и поощрения:
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за работу в составе жюри областного танцевально-тематического конкурса среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Я могу» (2020).
- Благодарственное письмо администрации ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 3а участие в качестве эксперта в областном проектно-исследовательском конкурсе «Иркутяне в годы Великой отечественной войны» (2020).
- Благодарственное письмо департамента образования администрации г. Иркутска за профессиональное мастерство, конструктивное сотрудничество и активное участие в августовских встречах сообщества педагогов муниципальной системы образования города Иркутска «Наука-школе» (2017).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за работу в составе жюри в Областном конкурсе чтецов «Стихи о зиме» среди учащихся 5-9 классов Государственных общеобразовательных учреждений специальных (коррекционных) школ Иркутской области (2017).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников 3-го Конкурса молодежных исследований «Особые дети в современном мире» (2016).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников Конкурса молодежных исследований «Особые дети в современном мире» в номинации «Лучшая научная статья студента высшего учебного заведения» (2015).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников Конкурса молодежных исследований «особые дети в современном мире». Номинация: Лучшая научная статья студента высшего учебного заведения» (2014г.).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за оказание помощи в проведении I Областной олимпиады по истории Отечества (2014).
- Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области (2012).
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в подготовке высококвалифицированных специалистов (Приказ № 1423-к-н от 22.10.2009г.).
Контактная информация: z.zuewa@yandex.ru