Зуева Елена Николаевна

Зуева Елена Николаевна – старший преподаватель, магистр педагогического образовани

Основные этапы профессиональной деятельности:
1987-1992 – студентка дефектологического факультета ИГПИ
1992-2000 – ассистент кафедры коррекционной педагогики ИГПУ, заместитель декана факультета по воспитательной работе
2003-2011 –  заместитель декана факультета по учебной работе ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии специального обучения и воспитания
2003 и по настоящее время – старший преподаватель  кафедры теории и практик специального обучения и воспитания ВСГАО
2011 – поступила в очную магистратуру   по направлению «Менеджмент в образовании». 
2012 – с отличием окончила магистратуру. Защитила магистерскую диссертацию на тему «Управление социальными (волонтерскими) проектами в образовательном учреждении»

2015 – назначена директором Центра по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «ИГУ» (http://isu.ru/ru/about/administration/cpi/index.html

Сфера научных интересов: управление социальными проектами в образовательной среде ВУЗа, реализация социальных (волонтерских проектов) в образовательных организациях, арт-педагогика в специальном образовании.

Читаемые дисциплины:

  • «Методика физического воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта»
  •  «Специальная педагогика»
  • «Педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития»
  • «Социально-трудовая  реабилитации лиц с ОВЗ в Иркутской области»
  • «Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития»
  • «Педагогическое сопровождение дошкольников с РДА»
  •  «Воспитание детей и подростков с особыми образовательными потребностями» 
  • «Воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
  • «Психолого-педагогические особенности работы с детьми  с особыми образовательными потребностями»
  • Методика обучения социально-бытовой ориентировке учащихся с нарушением интеллекта

Дисциплины по выбору: «Ранняя помощь детям с ОВЗ», «Социальные проекты в системе специального образования», «Подготовка к обучению к школе детей с ЗПР».

Повышение квалификации:

  • 25.02. - 29.02.2020г. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Системная модель ранней помощи для детей с РАС и их семей», 40 часов, г. Иркутск. Удостоверение о повышении квалификации    от 29.02.2020г., г. Иркутск.
  • 16.12. - 26.12.2019г.  ФГБОУ ВО РФ «Иркутский государственный университет». Институт дополнительного образования. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Использование технологий арт-терапии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями», 72 часа.  Удостоверение о повышении квалификации № 3722   от 26.12.2019г., г. Иркутск.
  • 16.12. - 26.12.2019г.  ФГБОУ ВО РФ «Иркутский государственный университет». Институт дополнительного образования. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Использование технологий арт-терапии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями», 72 часа.  Удостоверение о повышении квалификации № 3722   от 26.12.2019г., г. Иркутск.
  • Сентябрь 2018 ФГБОУ ВО «ИГУ» Всероссийский обучающий семинар «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью» (16 часов)
  • 29 октября-13 ноябрь 2018- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» Ресурсное учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными Программа "Комплексное сопровождение обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья" (72 часа)  г. Новосибирск.
  • 20.02. – 10.03.17г. -  ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе  «Информационно-образовательная среда образовательной организации  и ИКТ-компетенция педагога»,  36 ч. Удостоверение № 225.
  • 06.04. – 13.04.16г. – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Реализация учебного процесса и разработка оценочных средств в высшем образовании с позиции компетентностно-деятельностного подхода», 72 ч. Удостоверение о повышении квалификации № 194.
  • 02.06-07.06.14г. Центр  ранней помощи «Даунсайд Ап» (г. Москва). Программа:  «Мультисенсорный подход к обучению математике. Использование материала и методики «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей». Сертификат пользователя  Oxford University Press .
  • 17.04-18.04.13г. – Иркутская областная общественная организация инвалидов «Семейная усадьба». Информационно-методический семинар «Пожизненное сопровождение людей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья: системность и безопасность» (72ч.).
  • 25.03.-30.03.12г. – Государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» РАО (г. Москва) по теме: «Системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта» (72 ч.).

Участие в разработке программ повышения квалификации:

Совместно с доцентом Мурашовой И.Ю. (Кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития) разработана программа повышения квалификации: «Особенности сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» в образовательных организациях высшего образования», 36 часов. (Утверждена заседанием Ученого совета ФГБОУ ВО «ИГУ» от 28.02.2020г., протокол №8.

Избранные труды:

  • Организация  коррекционно-развивающей  среды  / Е.Н. Зуева  // Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективная монография. -  Иркутск : Изд-во «Аспринт», 2016. –  С. 92 – 101.
  • Зуева Е.Н. Реализация социальных (волонтерских) проектов в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы II  Международного образовательного форума (27-28 октября 2016 г.) / Южный федеральный университет  - Ростов-на-дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 93-97.
  • Зуева Е.Н. Формирование коррекционно-развивающей игровой среды в специальных дошкольных образовательных учреждениях  // Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография. – Иркутск : Изд-во «Аспринт»., 2016.– С.  26 –  38.
  • Зуева Е.Н. Подходы к организации специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего профессионального образования //  Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 5-6 ноября 2015 года), с. 34-37.
  •  Зуева Е. Н. Опыт реализации социальных (волонтерских) проектов на факультете специального и инклюзивного образования // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития: материалы научно-методического семинара «Исследование в деятельности специального педагога как фактор повышения профессиональной компетентности» г. Иркутск, 31 октября – 2 ноября 2013 г. Вып. 2 / под науч. ред. Л.А. Гладун; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2014. - С. 21-29.
  • Зуева Е.Н. Подходы к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VII  вида // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития: Материалы научно-методического  семинара «Исследовательская работа в профессиональной деятельности  педагога-дефектолога», г. Иркутск, 26-28 марта 2013 г. – Иркутск: изд-во Вост.- Сиб. гос. академии образования, 2013. – С. 49-54.

Учебники и учебные пособия:

  • Аттестационно-педагогические измерительные материалы по курсу «Педагогика»: методические рекомендации / Сост. О.В. Шелкунова, А.Ю. Болохина, Е.Н. Зуева. – Иркутск: изд-во «ВСГАО», 2013. – 151с.
  • Педагогика: сборник аттестационно-педагогических измерительных материалов. Сборник аттестационно-педагогических измерительных материалов. – Иркутск: ВСГАО, 2011.– 75с. (в соавт. С Шелкуновой О.В.).
  • Педагогика: Интернет-экзамен. Методические рекомендации для студентов II курса – Иркутск: ВСГАО, 2010. – 68 с.. (в соавт. С Шелкуновой О.В.).

Студенческие  публикации:

  • Мавричева, А. Л. Особенности конструктивных умений старших дошкольников с нарушением интеллекта (на материале технологии ЛЕГО Дупла)  /  А.Л. Мавричева // Первые шаги : материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения пед., соц. и спец. образования / ФГБОУ ВО «ИГУ», Пед. ин-т ; [под ред. Л. А. Гладун, О. В. Гусевской]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – С. 83 – 91. Диплом I степени за высокий уровень доклада на  секции  «Обучение и воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста»  в рамках Недели науки  Отделения ПССО ПИ ИГУ, апрель 2017г.
  • Тарасова, Н.Г.  Особенности владения нетрадиционными изобразительными техниками рисования старшими дошкольниками  с задержкой психического развития / Н.Г. Тарасова  // Первые шаги : материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения пед., соц. и спец. образования / ФГБОУ ВО «ИГУ», Пед. ин-т ; [под ред. Л. А. Гладун, О. В. Гусевской]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – С. 124 – 133.
  • Аксаментова А.С., Ключникова Е.О.,  Минова В.Е. , Пархоменко Ю.А.  Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся общеобразовательной школы // особые дети в современном мире: материалы конкурса молодеж. Исслед. / ФГБОУ ВО «ИГУ», Иед. Ин-т.  Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016.  – С.76-80.
  • Захарова Н.В. Формирование изобразительных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных изобразительных техник // Социально-трудовая реабилитация и профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник научно-практических материалов, представленных на межрегиональную конференцию. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ПИ ИГУ, 2015. – С. 38-42.
  • Аксаментова А.С., Ключникова Е.О.,  Минова В.Е. , Пархоменко Ю.А. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся общеобразовательной школы // МИКС-2014: Сборник трудов межвузовской итоговой конференции студентов. – Иркутск: ИрГУПС, 2014. – С. 260-263. (научный руководитель). Диплом за лучший доклад.
  • Поршнева Н.М. Организация взаимодействия старшеклассников общеобразовательной школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // МИКС-2013: Сборник трудов межвузовской итоговой конференции студентов. – Иркутск: ИрГУПС, 2014. – С. 260-263. (научный руководитель). Диплом за лучший доклад.

Награды и поощрения:

  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за работу в составе жюри областного танцевально-тематического конкурса  среди специальных (коррекционных)  образовательных учреждений «Я могу» (2020).
  • Благодарственное письмо администрации ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 3а участие в качестве эксперта в областном проектно-исследовательском  конкурсе «Иркутяне в годы Великой отечественной войны» (2020).
  • Благодарственное письмо департамента  образования  администрации г. Иркутска за профессиональное мастерство, конструктивное сотрудничество и активное участие в августовских встречах сообщества педагогов  муниципальной системы образования города Иркутска «Наука-школе» (2017).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за работу в составе жюри в Областном конкурсе чтецов «Стихи о зиме» среди учащихся 5-9 классов Государственных общеобразовательных учреждений специальных (коррекционных) школ Иркутской области (2017).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников 3-го Конкурса молодежных исследований «Особые дети в современном мире» (2016).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников Конкурса молодежных исследований «Особые дети в современном мире» в номинации «Лучшая научная статья студента высшего учебного заведения» (2015).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области за подготовку участников Конкурса молодежных исследований «особые дети в современном мире». Номинация: Лучшая научная статья студента высшего учебного заведения» (2014г.).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области  за оказание помощи в проведении I Областной олимпиады по истории Отечества (2014).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области (2012).
  • Почетная  грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в подготовке высококвалифицированных специалистов (Приказ № 1423-к-н от 22.10.2009г.).

Контактная информация: z.zuewa@yandex.ru