Конференция 2015

Отчет о проведении IX Международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»

 

16-19 сентября 2015г. в Иркутском государственном университете прошла IX Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика». Конференция была организована и проведена кафедрой психодиагности и практической психологии Педагогического института ИГУ при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-14116г.).

Международные конференции по психологии одаренности проводятся в Иркутске примерно раз в два года, первая из них состоялась в 1997 г. Основная цель этих конференций заключается в том, чтобы обсудить наиболее актуальные проблемы по теоретическим и практическим вопросам психологии одаренности среди ученых, практиков и просто интересующихся этой проблемой специалистов. Кроме того, конференция дает возможность каждому участнику, прослушать лекции ведущих психологов, занимающихся этой проблемой, поучаствовать в секционных пленарных заседаниях, круглых столах, мастер-классах. Встреча такого количества специалистов на сибирской земле, по мимо всего прочего, позволяет консолидировать силы отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области психологии одаренности и смежных с нею дисциплин, обсуждить современные проблемы, методы и перспективы развития психологии одаренности детей, обменяться мнениями, установить контакты, скоординировать планы научно-исследовательской и практической деятельности.

В программный комитет конференции вошли такие ведущие отечественные ученые по проблеме одаренности как Л.И. Ларионова, д.пс.н., профессор, МГППУ (Москва) - председатель, руководитель лаборатории психологии одаренности ВСГАО (Иркутск);  В.И. Моросанова, д.пс.н., профессор, зав. лаб. Психологии саморегуляции ПИ РАО (г.Москва); А. И. Савенков, д.пед.н., д пс.н., профессор, академик АПСН, директор ин-та педагогического и психологического образования МПГУ (г. Москва); М.И. Воловикова, д.пс.н., зав. лаб. психологии личности ИП РАН (г.Москва); Л.В. Рычкова, д.мед.н., профессор, директор ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ (г. Иркутск); В.П. Песков, к.пс.н., доцент, председатель оргкомитета, (Иркутск), а также А.В. Аргучинцев, ректор ИГУ, д.ф.-м.н., профессор.

В оргкомитет конференции вошли прежде всего сотрудники лаборатории одаренности и одновременно кафедры психодиагностики и практической психологии, при психологическом факультете педагогического института ИГУ:
 В.П. Песков, к.пс.н., доцент, председатель оргкомитета, (Иркутск);
А.Д. Гольменко, д.мед.н., профессор (Иркутск); В.Г. Петров, к.пс.н., доцент, (Иркутск); Е.В Михайлик., к.пс.н., доцент (Иркутск); А.М. Лужецкая, к.пс.н., доцент ИГУ (Иркутск); Т.Н. Бандурка, к.пс.н., (Иркутск); А.Г. Шишева, к.пс.н., доцент (Иркутск); Е.В. Емельянова, (Иркутск); М.И. Иванович, ст. Преподаватель, (Иркутск); Е.П. Володина, ст. преподаватель, (Иркутск). Кроме того, в него вошла Н.И. Яловицкая, директор МКОУ ДПО «Центр информационно-методического и психологического обеспечения» (ЦИМПО) деятельности МОУ г. Иркутска.

Соорганизаторами конференции выступили: Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ и Департамент образования администрации г. Иркутска.

Всего в IX Международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» в очной и заочной формах приняли участие более 200 человек, представляющих такие города как России: Ангарск, Иркутск, Москва, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Слюдянка, Ярославль, Бийск, Черемховский и Бодайбинский районы Иркутской области, поселки Морозовка и Нижняя Иреть, Перевоз также представители Монголии, Швеции, США. В заседании конференции приняли участие ведущие отечественные ученые, занимающиеся проблемами одаренности.

В соответствии с программой конференции за 4 дня работы было проведено 6 секционных заседаний: «Современные теоретические и методологические подходы к изучению одаренности и ее видов», «Диагностика и развитие одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте», «Соотношение интеллекта, творчества, креативности, способностей и одаренности», «Биологические, социальные и психологические факторы одаренности», «Психолого – педагогическая диагностика, сопровождение и коррекция в работе с одаренными детьми», «Медико – психологические проблемы школьников».  

Проведено 11 мастер-классов: «Условия и пути развития одаренных школьников» (ведущая: Шумакова Н.Б., д.пс.н., профессор МГППУ, ведущий научный сотрудник ПИРАО, научный руководитель московской гимназии «Созвездие», занимающейся работой с одаренными детьми; «Диагностика и формирование образа тела у детей как структурного компонента самосознания личности» (ведущий: Поставнев В.М., к.пс.н., доцент, зам. зав. института педагогического и психологического образования ГБОУ ВО МГПУ); «Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности одаренных детей в общеобразовательной организации» (ведущая: Казарина В.В., к.пед.н., зав. сектором по работе с детьми с особыми потребностями ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» и другие.

В своем выступлении председатель программного комитета конференции Ларионова Л.И., д.пс.н., профессор МПГУ (г. Москва), подчеркнула, что замысел проведения регулярных научных конференций по психологии одаренности возник в связи с созданием на базе кафедры психодиагностики и практической психологии ПИ ИГУ лаборатории психологии одаренности. Разработанный перспективный план научной и практической деятельности лаборатории предусматривал ряд важных мероприятий. В числе этих мероприятий было запланировано проведение периодических научных конференций по проблеме психологии одаренности. Намеченные планы воплотились в организации и проведении девяти конференций «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» (в период с 1999 по 2015 г.г.).

Конференции с самого начала приобрели статус международных, так как в них наряду с российскими учеными принимали участие психологи из разных стран мира – Китая, Кореи, Японии, Монголии, Вьетнама, США, Англии, Германии, Израиля, Беларусии, Украины, Казахстана. Конференции объединили ведущих ученых и практиков, признанных в данной отрасли психологии. Она неизменно привлекала к себе внимание широкой аудитории разнообразием обсуждаемых вопросов, содержательными дискуссиями, мастер-классами. Результаты работы конференций были опубликованы в изданиях (15 книг), отражающих состояние психологических исследований по проблеме одаренности в отечественной и зарубежной психологии. Все это говорит о большой роли и значимости конференции в развитии психологии одаренности.

В целом конференция продемонстрировала большой интерес специалистов к проблеме психологии одаренности, разнообразие аспектов этой проблемы и широкую представленность психологических сообществ не только из различных научных центров России, но и зарубежных стран. Ценным является и факт активного участия молодых ученых и аспирантов. Важно подчеркнуть и высокую оценку участниками конференции содержания научной программы и качества организации конференции. Обобщая итоги конференции, стоит отметить:

1.         Профессиональное общение на конференции позволило ученым и практикам глубоко и содержательно обсудить методологические и теоретические аспекты проблемы одаренности, обменяться новейшими результатами исследований, практическими разработками, наметить перспективные направления дальнейших исследований. Обмен мнениями и идеями, состоявшийся на конференции, способствовал дальнейшему развитию научного познания, формулировке новых оригинальных подходов и представлений о проблеме одаренности, консолидации профессионального сообщества.

2.         Участие в конференции представителей смежных с психологией наук (медиков, биологов, физиологов) способствовало обеспечению комплексного подхода в исследованиях феномена одаренности,  пополнению арсенала методических средств.

3.         Конференция позволила выявить молодых, перспективных исследователей, и включить их в изучение различных вопросов рассматриваемой проблемы.

Кроме того, конференция способствовала сохранению ценных достижений и традиций отечественной психологии одаренности, их пропаганде, стимулировала рост интересов к ее разработке.

ФОТООТЧЕТ