История психологических исследований

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ

Традиции иркутских психологов зало¬жены научными достижениями наших уважаемых профессоров, докторов психологических наук Владимира Григорьевича Асеева и Валентины Андриановны Пермяковой.

В.Г. Асеев, будучи аспирантом лаборатории промышленного труда  Института психологии АПН РСФСР (г. Москва), проводил исследования в русле проблематики лаборатории и в 1962 году защитил кандидатскую, а затем докторскую (1974) диссертацию по одному из актуальных в то время направлений – «Психофизиологические основы организации труда в условиях поточно-конвейерного производства».

В бытность заведующим кафедрой психологии Иркутского госпединститута В.Г. Асеев разрабатывал совместно с коллективом кафедры единую комплексную тему «Психофизиологические аспекты адаптации учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности». По данному направлению был проведен ряд хоздоговорных исследований, опубликовано десять кафедральных сборников научных трудов и защищено несколько кандидатских диссертаций. В настоящее время Владимир Григорьевич занимается изучением вопросов, связанных с историей развития психологии (издана его монография по истории психологии), и осуществляет научное руководство аспирантскими исследованиями.

В педагогическом университете функционировал (до 2012 года) Диссертационный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, председателем которого являлся доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.Г. Асеев. Под его руководством уже защищено более сорока диссертаций.

Аспиранты профессора В. Г. Асеева - Н. М. Щербакова, Л. И. Ларионова, А. Д. Карнышев и др. в восьмидесятых годах прошлого века продолжили исследования в направлении изучения психофизиологических основ адаптации человека к трудовой и учебной деятельности. Кандидатская диссертация Н.М. Щербаковой посвящена выявлению особенностей адаптации молодых рабочих в слюдяной и радиопромышленности, работа Л.Г Ларионовой – изучению особенностей профессиональной и социально-психологической адаптации на производстве выпускников профессионально-технических училищ. Социальные аспекты производственно-управленческой деятельности, психо¬логический климат в трудовом коллективе были изучены в кандидатской диссертации А.Д. Карнышева.

Много позже под руководством профессора В.Г. Асеева выполнили докторские и кандидатские диссертации молодые сотрудники факультета. В докторских диссертациях Л.И. Ларионовой и И.В. Ярославцевой раскрыты психологические проблемы одаренного и депривированного детства. Кандидатские диссертационные исследования посвящены выявлению детерминант и особенностей поведения детей разного возраста и организации процесса психолого-педагогического сопровождения их обучения в школе. Так, С.В. Побережная исследовала проблему личностно-психологической детерминации речевого высказывания, Е.А. Иванова изучила гендерные различия в агрессивном поведении подростков, А.Ю. Качимская разработала подходы к организации психолого-педагогического сопровождения преемственности развития детей на этапе «детский сад - начальная школа»,  М.Ю. Ушакова выявила гендерные особенности речи детей дошкольного возраста, О.А. Ямщикова изучила психологические особенности и типы фонетической интерференции при обучении второму иностранному языку. В диссертации В.С. Басюка разработаны психолого-педагогические пути компенсирования психической депривации у детей. В кандидатской диссертации, выполняемой О.И. Витковской, раскрываются способности к предпринимательской деятельности студентов экономического вуза и предлагаются пути их развития. И многие-многие другие.

Традиции российской школы специальной и педагогической психологии продолжены в исследованиях доктора психологических наук, профессора В.А. Пермяковой. Обучаемость школьников и студентов раскрывается ею в контексте выявления индивидуально-типических особенностей обучаемости. Исследования, начатые В.А. Пермяковой, продолжены ее учениками Н.Г. Богданович, О.В. Цесаренко, М.В. Ивановой.  Их кандидатские диссертации посвященны изучению взаимосвязи проявлений межполушарной асимметрии с особенностями эмоциональных состояний у младших школьников разных уровней обучаемости (Богданович Н.Г.), выявлению психофизиологических механизмов умственной одаренности как условию высокой обучаемости учащихся (Цесаренко О.В.), исследованию эмоциональной регуляции в процессе решения мыслительных задач учащимися младшего школьного возраста (Иванова М.В.). В диссертациях Е.А. Кедяровой и М.А. Саламатова показана роль воспитателя в формировании самосознания дошкольника и родителя, выступающего в качестве посредника в становлении личности школьника старшего звена.

Другим важным направлением исследований школы психологов факультета прикладной  психологии,  выступает научная разработка проблем развития и психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренного ребенка, представленная в докторской диссертации профессора Л.И. Ларионовой и работах ее последователей. В культурно-исторической модели одаренности, предложенной Л.И. Ларионовой, выделены и описаны интеллект, креативность и духовность в качестве основных компонентов одаренности, представляющей собой динамическое интегральное личностное образование, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной и культурной средой.

В исследованиях Т.А. Климонтовой рассмотрено влияние самоотношения на положение интеллектуально одаренных подростков в группе. В научном исследовании М.А. Куприной описаны особенности интеллектуальной одаренности учащихся и пути ее развития в условиях дополнительного образования. В кандидатской диссертации О.А. Верхозиной рассмотрены психологические особенности межличностного взаимодействия педагогов с одаренными учащимися. Работа В.П. Пескова посвящена выявлению структуры представлений и условий их формирования у школьников. Духовно-личностные качества студентов и учащихся православной гимназии и светской школы выявлены научными исследованиями О.Е. Шматько и Е.В. Михайлик.

В настоящее время, большую значимость имеют разработка и осуществление системы комплексных психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на содействие в подготовке школьников, их роди¬телей и педагогов к условиям профильного обучения с учетом познавательных интересов школьников, образовательных и профессиональных запросов учащихся и их родителей. Особенно актуальны проблемы развития осознанности и самостоятельности в выборе профиля обучения – на этапе предпрофильной подготовки и обеспечение преемственности образовательного профиля и соответствующего направления высшей школы – на этапе профильной подготовки.

Это направление отражено в кандидатском исследовании, выполненном под руководством доцента Н.М. Щербаковой, М.В. Паромоновой («Психологические детерминанты успешного выбора профессии»). С 2002 года проблема психологического сопровождения интеллектуального и личностного развития человека в процессе его профессионального становления разрабатывается коллективом кафедры психологии образования и развития личности (ранее кафедры общей и педагогической психологии) под руководством доцента Л.В. Скоровой.

Диссертационные исследования, выполненные в 1998-2007 гг. под руководством Н.М. Щербаковой, спектрально широки. Они посвящены вопро¬сам интеллектуально-личностной сферы детей и подростков, раскрытым в работах З.Ю. Гнездиловой («Формирование интеллектуальной активности учащихся в процессе обучения»), Н.А. Галюк («Асимметрия зрительного восприятия как индивидуальная характеристика старших школьников в условиях современного обучения»), Л.В. Скоровой («Проблема волевой организации и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению в школе»), Э.Г. Ширяевой («Волевая активность в подростковом возрасте, ее развитие и коррекция»), Н.С. Фонталовой («Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей»), Е.Ю. Панчук («Формирование речевой репрезентативной структуры у дошкольников в процессе семиотического обучения»), И.Г. Бонк («Некоторые психологические особенности нравственного самосознания у подростков»), С.А. Кривобокова («Формирование индивидуально-личностных качеств младших подростков в процессе обучения»).

Международное исследование тактик семейного воспитания в монгольских семьях и их влияния на развитие интеллектуально-личностной сферы подростков успешно осуществлено Н. Цэдэндамба. Вопросы психологии высшей школы изучены в диссертационных исследованиях Л.Н. Сокольниковой («Личностные стратегии и способности к овладению восточными языками»), А.Г. Сенцовой («Ситуативная тревога в исполнительской деятельности студентов-му-зыкантов и ее зависимость от компонентов эмоциональной сферы личности»), Н.А. Киселевской («Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза»). Проведенное В.И. Рерке исследование наркозависимых подростков выявило особенности их мотивационно-потребностной сферы, учет которых позволяет более эффективно построить процесс комплексной реабилитации.