Ларионова Людмила Игнатьевна

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
д.психол.н., профессора, зав. кафедрой психодиагностики и практической психологии,
зав. лаб. психологии одаренности ФГБОУ ВПО «ВСГАО»
Людмилы Игнатьевны Ларионовой

Научная школа профессора Л.И.Ларионовой, изучающая основные вопросы психологии одаренности, является единственной и уникальной в Сибири и на Дальнем Востоке. Ключевые понятия, подлежащие изучению в рамках школы: феномен одаренности, его структура, моде¬ли и природа; критерии идентификации одаренной личности; методы исследования; факторы, влияющие на развитие одаренности; психологиче¬ские механизмы формирования одаренности.

Творческая научно-исследовательская лаборатория «Психология одаренности» была создана в 1994 году при кафедре психодиагностики и дисциплин специализации. Ее сотрудниками стали преподаватели кафедры, аспиранты, магистранты, студенты. Целью лаборатории является научное исследование проблемы одаренности и использование полученных результатов в практической работе с одаренными детьми. (Презентация)

Под научным руководством Л.И.Ларионовой были осуществлены попытки исследования ода¬ренных учащихся и студентов, которое носило лонгитюдный характер и продолжалось более 20 лет на базе иркутских школ, лицеев, училищ, вузов. В целом исследованием было охвачено более 1000 респондентов. Для выяснения особенностей феномена одаренности в российской культуре было проведено кросс-культурное исследование в России, Америке, Монголии, а также кросс-региональное исследование, направленное на изучение влияния Сибирской субкультуры на развитие одаренной личности.

В рамках указанных направлений выполнялись исследовательские проекты, поддержанные РГНФ: 2007г., № 070614178г, «Пятая международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»; 2008г-2009г., № 080600343а, «Психология детской одаренности и творческих способностей: научно-методическое обеспечение и технологии развития»; 2011 г., № 11-06-14-067г, «Седьмая международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика».

Ларионова Л.И. разработала свою собственную культурно-психологическую модель одаренности, в структуру которой входит система культурно-психологических факторов развития одаренности (макроуровень – страна; мезоуровень – регион; микроуровень – семья, коллектив, учитель) и центральным моментом является трехкомпонентное ядро с высокими уровнями интеллекта, креативности и духовности.

По проблеме психология одаренности защищено: 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций, опубликовано более ста работ по проблемам одаренности, в том числе семь монографий. В настоящее время над кандидатскими и докторскими диссертациями по различным аспектам проблемы одаренности работают практически все сотрудники лаборатории одаренности.

В результате выполненных научно-исследовательских работ Л.И.Ларионовой были опубликованы монографии:

  • Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 320 с.
  • Психология детской одаренности и творческих способностей/ Под. ред. д.п.н., профессора Л.И.Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 508 с.  
  • Психология одаренности и творческих способностей/ Под ред. д.п.н., профессора Л.И.Ларионовой. – Иркутск: ВСГАО, 2009. – Часть II. – с. 464.

За период научно-исследовательской и педагогической деятельности Л.И.Ларионова опубликовала 90 статей в центральных и местных журналах. Последние статьи в журналах, рекомендованных ВАК, посвящены следующим темам:  

  • Эколого-психологический подход к изучению психического здоровья российских и китайских одаренных школьников. Ларионова Л.И., Петров В.Г., Сафронова М.А.
  • Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 144-152.
  • Кросс-культурное исследование психологических особенностей одаренных студентов (на примере России и Монголии). Ларионова Л.И. Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 49-59.
  • Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития. Ларионова Л.И. Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 157-161.

Для обеспечения учебного процесса Л.И.Ларионовой были написаны и изданы учебники и учебные пособия:

  • Особенности работы педагогов и психологов с одаренными детьми: Учеб.пособие. – Изд. 2, испр. И доп. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос.пед.ун-т», 2004.
  • Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Учеб.пособие. –Иркутск: Изд – во ГОУ ВПО «Иркут.гос.пед.ун-т», 2000, - 141 с.
  • Одаренные дети: теория и практика. Учеб.пособие. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркутский гос.пед.ун-т», 2000, - 168 с.
  • Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Учеб.пособие. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос.пед.ун-т», 2001, - 244 с.

За период педагогической деятельности ею разработаны и читаются лекции:

  • Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
  • Методологические основы психологии
  • Планирование теоретического и эмпирического исследования
  • Проблемы одаренности личности
  • Психология одаренной личности
  • Психология сознания и самосознания личности
  • Экспериментальная психология и др.

Л.И.Ларионова выступала с докладами на международных и российских научно-практических конференциях:

  • «Актуальные проблемы права, экономики и управления»;
  • «Психология в экономике и управлении»;
  • «Учитель в современном обществе: личностный потенциал и его реализация»;
  • «Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации» Научная конференция, посвященная памяти Я.А.Пономарева и В.Н.Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010.
  • Пятнадцатая международная научно – практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в промышленности и экономике». 25 – 26 апреля 2013 года, Санкт – Петербург.
  • «Психология творчества: наследие Я.А.Пономарева и современные исследования» Всероссийская научная конференция (27 – 29 сентября 2010 года, Пермь.
  • и мн. др.