Валентина Климентьевна Бахир
ВАЛЕНТИНА КЛИМЕНТЬЕВНА БАХИР
Кандидат педагогических наук,
доцент, профессор,
член диссертационного совета,
заведующий кафедрой,
первый проректор ИГПУ в 1995-2003 гг.
Годы жизни – 12.01.1947 – 22.11.2003
Период работы в ИГПИ – 1973-2003
В последнее десятилетие возрастает интерес к формам представленности во внутреннем мире человека окружающей действительности и его собственной индивидуальной истории. Одним из направлений исследований является изучение личности как конструктора жизненного пути [1, с. 39].
Как показывает анализ работ, личность ученого – достаточно позднее психологическое образование (Я.А. Пономарев, Г.Ю. Машкова и др.). Оно не может полностью сложиться до начала научной деятельности, поскольку постигнуть смысл этой деятельности, сформировать и, главное, реализовать ценностное отношение к ней можно только внутри ее самой [8; 7].
В процессе становления Валентины Климентьевны Бахир как ученого мы выделяем следующие этапы: 1) формирующий; 2) продуктивно-созидательный.
Формирующий этап предполагает вхождение в науку; развитие творческого потенциала в процессе социализации, адаптации в учебно-профессиональной среде; идентификацию с эталонами творческой деятельности в процессе научно-исследовательской работы.
Продуктивно-созидательный этап характеризуется переработкой первичного опыта научной деятельности; преобразованием его в свои ценностные установки; продуцированием собственного научного результата как вклада в научное познание.
Рассмотрим особенности формирующего этапа творческого становления В.К. Бахир.
В 1968 году Валентина Климентьевна стала студенткой факультета педагогики и методики начального образования Иркутского государственного педагогического института. В данный период времени факультет уже имел статус известного научно-методического центра, что позволило ему стать головным в Совете по координации деятельности факультетов педагогики и методики начального обучения зонального объединения Сибири и Дальнего Востока, созданного Минпросом РСФСР в 1965 г. В это зональное объединение входило 15 вузов страны. В течение нескольких лет коллектив кафедры и студенты факультета сотрудничали с Иркутской лабораторией нравственного воспитания НИИ ОПВ АПН СССР (под руководством А.И. Дулова) и диагностической медико-психологической лабораторией (под руководством В.А. Пермяковой).
Валентина Климентьевна до поступления в институт закончила Боханское педагогическое училище, с 1965 по 1968 годы работала учителем начальных классов. Вопросы адаптации и последующего профессионального самоопределения выпускников педучилищ находились в центре внимания деканата и кафедры факультета. Как следует из воспоминаний выпускников, декан И.А. Кузнецова изучала особенности их личностной и профессионально-педагогической адаптации. В процессе доверительных индивидуальных бесед она проясняла степень их удовлетворенности/неудовлетворенности, анализировала и систематизировала их запросы и предложения. Значимое место занимало выявление предпочтений в области определенной методики преподавания. Для студентов разрабатывались индивидуальные графики работы, которые предполагали увеличение времени на выбранную область специализации. По мнению выпускников, это стимулировало их самостоятельность и самодисциплину, активизировало мотивацию к познанию, в широком смысле слова, и научно-исследовательской деятельности, в частности. Систематические занятия в читальных залах, библиотеках позволяли совершенствовать умения работать с научной и методической литературой. Одной из задач подобной индивидуальной деятельности являлась подготовка кадрового резерва кафедры. Таким образом, в самосознании студентов четко дифференцировались составляющие профессиональной деятельности преподавателя вуза: научно-методическая, научно-исследовательская, «искусство преподавания».
Педагоги и студенты, вспоминая Валентину Климентьевну, отмечают ее широкую любознательность; увлеченность исследовательской деятельностью; высокую мотивацию, направленную на приобретение новых знаний; ценность для нее ясного четкого знания; открытость опыту; критичность мышления; независимость суждений. Особенно ярко сплав данных качеств проявлялся во время выступлений на ежегодных научно-практических конференциях. Выпускники помнят ее «яркие, глубокие выступления, умение взглянуть на объекты и явления по-своему, с необычной стороны».
Однокурсников привлекали и вдохновляли ее интерес к теории, способность к переносу научных знаний в различные сферы деятельности учителя начальных классов. Их поражала ее инициативность, наблюдательность, умение ставить вопросы, обнаруживать проблемы в, казалось бы, очевидных явлениях. Ее нестандартное видение сухой теории повышало престиж профессиональных знаний для однокурсников, стимулировало рост их мотивации.
Способность Валентины Климентьевны создать благоприятный социально-психологический климат в различных сферах жизнедеятельности группы, коммуникативная гибкость, чувство юмора и чуткость к изменению настроения в группе свидетельствовали о ее большом личностно-профессиональном потенциале.
Студенты-старшекурсники, жившие в одной комнате общежития с первокурсницей Валентиной Бахир, подчеркивают ее «серьезность, деловой стиль коммуникации, заботу о личном пространстве, требовательность к себе и к своему имиджу, организованность, самодисциплину».
Валентина Бахир – третий ряд 1-я справа
Итак, обобщая содержательные характеристики, впечатления, мнения преподавателей, студентов-исследователей, однокурсников и студентов других курсов, можно сделать вывод о высоком личностно-профессиональном и научно-творческом потенциале Валентины Климентьевны.
Данный вывод мы делали, опираясь на основные положения теории интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленской. Автор подчеркивает, что творчество предполагает совпадение мотива и цели, то есть увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью, а также развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности). Таким образом, не особая специфическая способность, а позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений [5]. Именно «феномен самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть «непредвиденное»» [5, с. 36], проявлялся на этапе формирования Валентины Клименьевны в студенческие годы. Это нашло дальнейшее развитие в аспирантские годы в процессе ее работы над кандидатской диссертацией.
Данные положения соотносятся с содержанием процессуально-динамического подхода к исследованию личности Л.И. Анцыферовой. По мнению автора, поступательное развитие личности обеспечивается чувствительностью к своим возможностям, рефлексивным отношением к себе и творческим отношением к прошлому, настоящему и будущему, а также определяет сформированность личности как субъекта жизни и ее стремление к конструированию новых путей жизни [1]. Валентина Климентьевна в эти годы презентовала себя не только как успешную студентку, исследователя, но и человека, проявлявшего ярко выраженные способности в других видах творческой деятельности. Однокурсницы восхищались качеством связанных ею вещей, техникой мастерства, эстетикой исполнения и художественным вкусом. В.П. Юркевич вспоминает, что Валентина Климентьевна приняла участие в конкурсе дикторов, проводимом на Иркутском радио. Это определялось наличием у нее качеств, значимых в профессиональной деятельности диктора: свобода артикуляции; умение держать свою речь на одном уровне громкости, ритма; чистота речи; заинтересованность материалом; умение заинтриговать слушателя; актерское мастерство; убедительность; уверенность; самоконтроль. Однако, ею было принято решение не заниматься дикторской деятельностью, а сосредоточиться на процессе профессионально-педагогического самосовершенствования.
После окончания института В.К. Бахир была рекомендована на должность заместителя директора Южнинской восьмилетней школы (Братский район). В 1973 году по приглашению кафедры и деканата факультета она приняла участие в конкурсе на замещение вакантной должности ассистента кафедры ПиМНО. Валентина Климентьевна стала преподавателем дисциплины «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». В содержании своих занятий молодому педагогу удавалось оптимально сочетать трудовое воспитание с нравственным, эстетическим и экологическим с целью формирования интереса к труду, осознания значимости труда. Принципы интеграции и гуманизации, использованные Валентиной Климентьевной, рефлексируются выпускниками тех лет в качестве значимых для их профессиональной деятельности.
Стратегии и тактики становления Валентины Климентьевны как исследователя и творца собственной жизнедеятельности на формирующем этапе свидетельствуют о ее самостоятельности, самодостаточности, личностной и профессиональной зрелости. Мы полагаем, что данный сплав качеств обогащает, регулирует позднейшие новообразования. При этом возрастает роль не столько собственно формирующих воздействий, сколько силы самодетерминации личности.
Далее охарактеризуем продуктивно-созидательный этап становления В.К. Бахир как ученого.
В 1975 году Валентина Климентьевна поступила в аспирантуру Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А.И. Герцена (кафедра психологии и методики начального обучения). Ее научным руководителем стала известный психолог-исследователь младшего школьного возраста, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор психологических наук, профессор Анна Александровна Люблинская. С целой плеядой известных ученых-педагогов, психологов и методистов она внесла весомый вклад в разработку основы целостной, стройной научной системы педагогического образования [6, с. 54]. Педагогическая концепция ориентации на личность ученика и педагога к концу 70-х годов была признана как Ленинградская научно-педагогическая школа [6, с. 62].
А. А. Люблинская была авторитетом в изучении детской психологии. Она занималась экспериментальными исследованиями мышления детей, роли речи в их чувственном познании и умственной деятельности, учебной деятельности как фактора умственного развития младшего школьника, проблемы творчества, проблемы нравственного воспитания, разработкой методов диагностики умственного развития детей младшего школьного возраста. Под руководством А. А. Люблинской (с 1963 по 1975 гг. заведующая кафедрой педагогики и методики начального обучения ЛГПИ им. Герцена) проводился эксперимент по перестройке системы начального обучения, в ходе которого решались такие задачи обучения, как: соотношение знаний и действий, межпредметные и внутрипредметные связи, роль терминов в усвоении понятий, повышение развивающих возможностей обучения и др.
Её работы: «Детская психология», «Учителю о психологии младшего школьника» (Люблинская А.А. Детская психология. М.: «Просвещение», 1971.; Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 1977.) – являлись фундаментальными в практике подготовки учителей начальных классов. В них отразилась ее убежденность в необходимости знаний каждым педагогом закономерностей психического развития детей того возраста, с которым ему непосредственно предстоит работать, а также особенностей развития детей в более ранние периоды и их перспективное развитие в последующих периодах детства. В этом информационном поле Ленинградской научно-педагогической школы и мире идей А.А. Люблинской Валентина Климентьевна формулировала, осмысливала основные положения своего диссертационного исследования.
Стиль научного руководства Анны Александровны был поддерживающим, не авторитарным, в современной терминологии соответствующим фасилитарному. По сути, это был диалог «значимых других», диалог равноправных партнеров. Процесс работы над кандидатской диссертацией представлял собой сотрудничество и сотворчество, в процессе которого Анна Александровна передавала своей аспирантке ценности и традиции научной субкультуры. Впоследствии их взаимоотношения в процессе научного творчества переросли в дружбу двух состоявшихся личностей и учёных.
Чтобы подчеркнуть значимость вклада В.К. Бахир в педагогическую науку, мы считаем целесообразным представить основную идею, новизну и практическую значимость ее диссертационного работы [3].
Основная идея исследования Валентины Климентьевны состояла в том, что формирование интереса к труду людей является важнейшим условием воспитания положительного отношения к труду у младших школьников, так как вызывает у них эмоционально-положительное отношение к труду, становится сильнейшим мотивом их трудовой деятельности и способствует осознанию детьми труда как первой жизненной необходимости. В то же время сформированный интерес к труду людей у учащихся начальных классов может явиться основой воспитания профессиональной направленности школьников в средних и старших классах школы.
Подчеркнем, что автор впервые изучает интерес к труду людей как условие формирования положительного отношения к труду у младших школьников. С этой целью в ходе исследования были выявлены уровни и динамика развития интереса к труду людей, а также особенности его проявления у учащихся 3-его класса. Теоретическую значимость имеют выделенные В.К. Бахир условия и пути формирования интереса к труду взрослых. Важнейшим из них является взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся, которая осуществляется в содержании раскрываемых учащимся знаний о труде, в организации познавательной и общественно полезной трудовой деятельности школьников.
Под интересом к труду людей автор понимает такое познавательное, эмоционально-положительное отношение школьников к труду окружающих людей, которое выражается в стремлении детей полнее и глубже ознакомиться с разными видами труда, в их умении видеть в любом виде трудовой деятельности привлекательные стороны, понимать радость труда и возможности творчества и на этой основе испытывать потребность собственного участия в общем деле на пользу людям.
В основе формирования интереса к труду людей лежит приобретаемая младшими школьниками система знаний о труде. В качестве центрального логического звена понятия о труде для младших школьников выступает процесс и результат труда. Ведущей в системе формирования представлений о труде у младших школьников является преобразующая и созидательная функция труда. Представления детей формировались в следующих направлениях: личная и общественная значимость труда; специфика труда людей разных специальностей; трудности и сложности той или иной профессии; взаимосвязь и зависимость людей в процессе труда; отношение людей к труду. В соответствии с выделенным содержанием знаний о труде были отобраны и использованы наиболее эффективные пути обогащения учащихся этими знаниями: уроки чтения, внеклассного чтения, трудового обучения, внеучебная деятельность. Ведущими методами и приемами работы при этом явились следующие: организация самостоятельной, творческой поисковой деятельности третьеклассников; опора на личный опыт детей; раскрытие знакомого для учащихся материала с необычной, новой для них стороны; организация домашнего задания по выбору; расширение представлений учащихся об источниках получения необходимой информации и др.
На уроках чтения и внеклассного чтения, при анализе произведений уделялось большое внимание постановке проблемных вопросов учителем, создавались условия, способствующие возникновению у учащихся вопросов о труде, ученики обучались правильно их формулировать. Особое внимание уделялось созданию «эмоциональной атмосферы» на уроках. Логическим завершением данной работы выступала внеурочная деятельность, основной формой которой являлась организация коллективного творческого дела.
Работа по расширению знаний детей сочеталась с практической деятельностью самих детей на уроках и во внеурочное время. В ходе эксперимента были проведены экскурсии на различные предприятия города, предусмотренные программой по трудовому обучению. При выборе объектов экскурсии автор исходил из того, насколько данный объект позволит углубить, уточнить те знания, которые были положены в основу формирования интереса к труду, позволит связать материал экскурсий с другими видами деятельности учащихся, прежде всего, с уроками трудового обучения и приобретет для них ту личностную значимость, которая составляет сущность интереса, а также будет способствовать дельнейшему развитию активности детей.
Работа учащихся на уроках трудового обучения строилась коллективно, бригадами с учетом желания учеников трудиться совместно. Работа каждого микроколлектива на уроках организовывалась по аналогии с производственным процессом. Такая организация работы вызывала интерес учащихся и в то же время требовала актуализации знаний, полученных на экскурсиях и из других источников.
Автор предполагал, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы учителем в целях уточнения воспитательных и образовательных задач классного чтения, трудового обучения и других учебных предметов в начальных классах школы, а также при организации трудового воспитания младших школьников во внеурочное время [3].
Один из вариантов интеграции чтения и трудового обучения в целях формирования интереса к труду был представлен В.К. Бахир в 1977 году на XXX Герценовских чтениях [4], а также в статье «Обогащение трудового опыта детей средствами литературы» (журнал «Начальная школа») [2].
Актуальность и значимость полученных результатов подтверждается развитием научных идей Валентины Климентьевны в последующие годы. В частности, это диссертационные исследования Г.М. Котельниковой «Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб» (1996 г.), Е.И. Иголкиной «Формирование культуры труда младших школьников (на примере уроков трудового обучения)» (2002 г.), Л.Г. Григорьевой «Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе» (2006 г.) и др.
Кроме этого, результаты исследования и технология формирования интереса к труду у младших школьников использовались в процессе подготовки специалистов начальной школы на факультете ПиМНО: лекции и семинарские занятия по возрастной психологии (С.Г. Шевченко, Н.Н. Гавриленко), по психологии и педагогике воспитания (А.П. Макаровская); в курсе возрастной и педагогической психологии на других факультетах ИГПИ в 1980-1990 гг. (Н.Н. Гавриленко).
Таким образом, рассматривая особенности первых лет продуктивно-созидательного этапа становления В.К. Бахир как ученого, можно сделать следующие выводы: происходит присвоение ценностей научной субкультуры; закладываются основы самоопределения в мире научного творчества; складывается «Образ Я» исследователя. На этом этапе систематизированы и обобщены результаты исследования в виде диссертации, успешная защита которой состоялась в октябре 1980 года. Особенности стиля научно-творческой деятельности Валентины Климентьевны проявились в высоком уровне научно-теоретического мышления, культуры исследовательского труда, самостоятельности и смелости мысли. Отличительной особенностью данного стиля была «познавательная самодеятельность» (Д.Б. Богоявленская), при которой самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы [5, с. 37].
Опыт пребывания в аспирантуре, сотрудничество с А.А. Люблинской, сам процесс научного творчества содействовали развитию личностного потенциала В.К. Бахир. Впоследствии комплекс этих новообразований позволил Валентине Климентьевне состояться как успешному научному руководителю для собственных аспирантов. По мнению аспирантов, особо значимыми были: готовность делиться знаниями и опытом; доверие; поощрение инициативы, самостоятельности и смелости мысли, полемического духа (но без критиканства); содействие личной автономии и независимости; умение слушать и слышать; готовность обеспечивать постоянную обратную связь и поддержку. Таким образом, создавалось рефлексивно-диалоговое пространство общения и стимулировалась интеллектуальная активность (креативность).
Подготовка диссертации к защите – это особое направление научной деятельности. Требуется высокий уровень содержательной интерпретации, аргументированная представленность реального научного достижения, методологическая и методическая компетентность при обосновании авторской концепции. Данные требования определялись культурой научного поиска Валентины Климентьевны, ее научного мышления, компентностью в смежных с педагогикой областях.
Приобретенный научный авторитет, публикационная продуктивная активность, степень научной компетентности, широта научно-теоретического мышления позволили В.К. Бахир стать в 90-е годы членом диссертационного совета К 113.20.02 по присуждению ученых степеней кандидата психологических и кандидата педагогических наук при ИГПУ.
Творческие контакты: встреча с академиком Ш.А. Амонашвили
(Ш.А. Амонашвили, В.К. Бахир, А.В. Гаврилюк)
Итак, мы проследили особенности и динамику личностно-профессионального и научно-творческого становления В.К. Бахир в 1968-1980 гг. При этом мы исходили из сущности психобиографического подхода, который заключается «в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни» [7, с. 134]. Как следует из этого, личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, активный творец. Это соответствует подходу С.Л. Рубинштейна, который писал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» [10, с. 106].
Стратегическим научным замыслом, в реализации которого Валентина Климентьевна целеустремленно двигалась в течение нескольких последующих десятилетий, явились концепция и модель учителя нового типа, соединяющие педагогическую и психологическую парадигмы («учитель-психолог») [9, с. 19-25].
Литература
1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблема геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 512 с.
2. Бахир В. К. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. … Л., 1980. 198 с.
3. Бахир В.К. Обогащение трудового опыта детей средствами литературы // Начальная школа. 1980. №4. С. 36-40.
4. Бахир В.К. Формирование интереса к труду у учащихся 3-его класса на уроках чтения и во внеучебной деятельности // XXX Герценовские чтения. Педагогика и методика начальных классов (научные доклады). Л. 1977. С. 28-31.
5. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.
6. Васильева З. И. Научные направления и школа научной педагогики (1960-1980-е гг.) // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. №12. С. 53-69.
7. Машкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 131-141.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1989. С 21-33.
9. Попова И.М., Гавриленко Н.Н., Толстова Л.З., Юркевич В.П. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалиста начальной школы в Иркутском педагогическом институте во второй половине XX века // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института (г. Иркутск, 30 октября 2019 г.). Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2019. С.10-27.
10. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 101-109.
Материалы подготовили летописцы кафедры:
Гавриленко Надежда Николаевна (выпускница факультета ПиМНО 1976 г.) кандидат психологических наук, преподаватель Иркутского государственного педагогического института с 1979 по 2009 гг., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования с 1995 по 2000 гг.
Попова Инга Маркеловна (выпускница факультета ПиМНО 1996 г.)
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования Педагогического института ИГУ