Образовательная деятельность

Кафедра осуществляет профессиональную подготовку по двум образовательным программам бакалавриата:

  • Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: олигофренопедагогика

Форма обучения: очная, заочная

Срок обучения: 4 года.

  • Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: дошкольная дефектология

Форма обучения: очная, заочная

Срок обучения: 4 года.

Преподавателями кафедры обеспечиваются педагогические дисциплины как обязательной части, так и части, формируемой участниками образовательного процесса, обоих профилей.

Дисциплины обязательной части («Основы научно-исследовательской деятельности»,   «Специальная педагогика», «Воспитание детей и подростков с особыми образовательными потребностями», «Методические основы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности», «Работа с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности», «Образование и сопровождение обучающихся с разными формами дизонтогенеза»,  «Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в разных возрастных группах»,  «Социализация детей с особыми образовательными потребностями», «Научные исследования в специальной педагогике и психологии»,  «Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности»,  «Психология детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития» закладывают теоретические основы профессиональной подготовки дефектолога.

Дисциплины части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса для профиля «Олигофренопедагогика»:

  • Специальная методика обучения математике школьников с особыми образовательными потребностями.
  • Специальная методика обучения русскому языку школьников с особыми образовательными потребностями.
  • Специальная методика обучения географии школьников с особыми образовательными потребностями.
  • Подготовка к обучению в школе детей с разными образовательными потребностями.
  • История дефектологии.
  • Специальная методика обучения истории школьников с особыми образовательными потребностями.
  • Специальная методика преподавания предмета «Мир природы и человека», «Природоведения» и «Биология».

Дисциплины части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса для профиля «Дошкольная дефектология»:

  • Специальная методика обучения игре дошкольников.
  • Специальная методика сенсорного воспитания и конструктивной деятельности дошкольников.
  • Специальная методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Методика развития речи дошкольников с особыми образовательными потребностями.
  • Подготовка к обучению в школе детей с разными образовательными потребностями.
  • История дефектологии.
  • Трудовая и изобразительная деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Оба учебных плана предусматривают значительное количество элективных дисциплин, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить вариативность содержания образования, учет индивидуальных потребностей и запросов студентов, своевременно реагировать на современные изменения в области специального образования, отслеживать региональную специфику и тенденции,  знакомить студентов с научными достижениями дефектологии, в том числе и результатами научной и методической деятельности преподавателей кафедры.

В 2020-2021 уч. году студентам предлагаются следующие элективные курсы,  разработанные на  кафедре.

Для профиля «Олигофренопедагогика»:

  • Садовая терапия как средство повышения качества жизни детей с особыми образовательными потребностями.
  • Музейная педагогика в специальном образовании.
  • Профессиональное самоопределение детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
  • Профориентация детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
  • Специальные методики обучения основам социальной жизни детей с особыми образовательными потребностями.
  • Специальные методики обучения ручному труду и изобразительной деятельности.

 Для профиля «Дошкольная дефектология»:

  • Садовая терапия как средство повышения качества жизни детей с особыми образовательными потребностями.
  • Музейная педагогика в специальном образовании.
  • Робототехника в работе дефектолога.
  • Организация детских праздников и развлечений в системе специального образования.
  • Ранняя помощь детям с ОВЗ.
  • Особенности организации и проведения работы в центрах раннего развития для детей с ОВЗ.

Также преподаватели кафедры ведут дисциплины педагогического цикла по профилям «Логопедическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ», а также магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы у выпускника формируются все компетенции, установленные программой бакалавриата: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Совокупность компетенций, установленных образовательной программой, обеспечивает выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в области 01. Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).