Образовательная деятельность

Кафедра осуществляет профессиональную подготовку по двум образовательным программам бакалавриата:

  • Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профили подготовки: олигофренопедагогика

Форма обучения: очная, заочная

Срок обучения: 4 года.

  • Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: дошкольная дефектология

Форма обучения: очная

Срок обучения: 4 года.

 

Преподавателями кафедры обеспечиваются педагогические дисциплины как базовой, так и вариативной частей учебного плана обоих профилей.

Базовые дисциплины («Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Моделирование речевых ситуаций у детей с ОВЗ», «Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях») закладывают теоретические основы профессиональной подготовки дефектолога.

Обязательные профильные дисциплины представлены не только классическим содержанием, но и отражают современные направления профессиональной деятельности дефектолога: 

  • для профиля «Олигофренопедагогика»: «Олигофренопедагогика», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»,   «Культурно-просветительская работа в деятельности специального педагога»,  Социально-трудовая реабилитация лиц с умственной отсталостью» «Современные проблемы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта», «Основы тифло- и сурдопедагогики», «Современные проблемы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта», все основные методики обучения в специальной коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта (методика русского языка, математики, ручного труда, ознакомления с окружающим, естествознания, географии, истории, социально-бытовой ориентировки, изобразительной деятельности, физического воспитания, «Технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта»;
  • для профиля «Дошкольная дефектология: «Дошкольная олигофренопедагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика)», «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения (дошкольная тифлопедагогика)», «Воспитание и обучение детей с нарушением речи», «Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития», «Воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», «Семейное воспитание детей с ОВЗ»,  методики сенсорного воспитания, обучения конструированию, игры, ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений, обучения труду, изобразительной деятельности, адаптивного физического воспитания дошкольников с ОВЗ,  «Профессиональные обязанности и документация старшего воспитателя в специальном детском саду», «Современные проблемы дошкольной дефектологии».

Оба учебных плана предусматривают значительное количество курсов по выбору, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить вариативность содержания образования, учет индивидуальных потребностей и запросов студентов, своевременно реагировать на современные изменения в области специального образования, отслеживать региональную специфику и тенденции,  знакомить студентов с научными достижениями дефектологии, в том числе и результатами научной и методической деятельности преподавателей кафедры. студентам

В  текущем учебном году студентам предлагаются  следующие курсы по выбору,  разработанные на  кафедре.

Для обоих профилей:

  • История развития специального образования в Иркутской области.
  • Социальные проблемы инвалидов в Иркутской области.
  • Социальные показатели оценки качества жизни лиц с ОВЗ.
  • Игры в работе учителя дефектолога.
  • Интерактивные методы в работе учителя-дефектолога.
  • Арт-педагогика в специальном образовании.
  • Музейная педагогика в специальном образовании.
  • Садовая терапия как средство повышения качества жизни детей с ОВЗ.
  • Современные технологии реабилитации детей с ОВЗ.
  • Сравнительная специальная педагогика.
  • Современные технологии обучения детей с умственной отсталостью.
  • Взаимодействие специального педагога с общественными организациями.
  • Педагогическая техника.
  • Педагогическая этика.

Для профиля «Олигофренопедагогика»:

  • Семейное воспитание детей с ОВЗ.
  • Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
  • Социально-адаптационная работа с детьми, имеющими ОВЗ.
  • Качество жизни как основа воспитательного процесса детей с ОВЗ.
  • Педагогические технологии работы с детьми, имеющими ЗПР.
  • Педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР в условиях общеобразовательной школы.
  • Образовательные условия обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • Образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Подготовка к обучению в школе детей с синдромом Дауна.
  • Педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
  • Техника речи учителя специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.
  • Выразительное чтение в деятельности учителя специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.
  • Взаимодействие специального педагога с общественными организациями.
  • Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ.

Для профиля «Дошкольная дефектология»:

  • Эмоционально-волевая поддержка детей с ОВЗ.
  • Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения детей.
  • Педагогическое сопровождение дошкольников с РДА.
  • Обучение и воспитания детей с РДА в системе инклюзивного образования.
  • Подготовка к школе детей с синдромом Дауна.
  • Социальная адаптация детей с синдромом Дауна.
  • Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.
  • Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
  • Ранняя помощь детям с ОВЗ.
  • Особенности организации и проведения работы в центрах раннего развития для детей с ОВЗ.
  • Культурно-просветительская работа в деятельности специального педагога.
  • Организация волонтерских практикумов в  системе специального образования.
  • Социальные проекты в системе специального образования.
  • Организация детских праздников и развлечений в системе специального образования.
  • Организация досуговой деятельности в системе специального образования.

Также преподаватели кафедры ведут дисциплины педагогического цикла по профилям «Логопедия», «Специальная психология», а также магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

Кафедра уделяет большое внимание подготовке  студентов к участию  в социально-значимых проектах.

Кафедра активно участвует в   программах дополнительного профессионального образования.

Качество учебной работы обеспечивается высоким профессиональным уровнем сотрудников кафедры.

Регулярное повышение квалификации преподавателями кафедры обеспечивает учебный процесс на современном уровне.

Взаимодействие  с  работодателями – важнейшее направление в деятельности кафедры.