Международная научно-практическая конференция 2014 года

Итоги международной научно-практической конференции,

проходившей по гранту РГНФ № 14-06-14047, на тему 

«Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения

межнациональных отношений в российских регионах»

(г.Иркутск, 26 июня – 03 июля 2014 г.)

 

Конференция отличалась от многих других  не только высоким уровнем представленных докладов и выступлений, но, прежде всего, четко выраженной методологической   позицией, представленной как в основных пленарных докладах, так и в самом дизайне конференции.

Основные позиции, заданные организаторами конференции, можно было бы определить следующим образом:

  1. Ставшая традиционной для отечественной психологии проблема «человек и мир» в наше время может быть представлена в двух способах взаимодействия человека с миром: а) «мир для меня, я – хозяин мира» и б) «я – часть мира, стремлюсь к гармонии с миром). На конференции последовательно обосновывалась продуктивность именно второго способа взаимодействия с миром, ориентированного прежде всего на межэтнические контакты.
  2. Основная форма реализации второго способа взаимодействия с миром – диалог, основанный на стремлении и способности а) слышать и слушать мир (его основные составляющие), б) выразить себя по отношению к миру, в) построить и реализовать гармоничную программу взаимодействия с миром и его разнообразными субъектами.
  3. Культура, представляющая собой общечеловеческий опыт, помогает человеку взаимодействовать с миром и в этом отношении является посредником. (В центре внимания конференции находились такие важнейшие сферы жизнедеятельности человека, как природа, экономика, этнос. В соответствии с этим обсуждались проблемы экологической культуры, экономической культуры, межкультурной коммуникативной компетентности).
  4. Одной из важнейших способностей человека выступает способность человека вести диалог с культурой (вернее, с культурами), в процессе которого а) культура раскрывается по отношению к человеку (не только в плане ее использования) и б) человек находит себя в разных культурах. (На конференции одним из основных было направление «Диалог культур», получившее как научное, так и методическое обоснование в виде двух учебников для общеобразовательной школы).

В значительной степени эти положения  нашли свое отражение в пленарном докладе Председателя оргкомитета конференции, декана факультета прикладной психологии Восточно-Сибирской академии образования, доктора психологических наук А.Д.Карнышева. В своем выступлении он отметил, что формирование межнационального мира и согласия по большому счету можно охарактеризовать современным понятием «Три в одном». Во-первых, необходимо обозначить и охарактеризовать научно-практические основы, выступающие фундаментом процесса межэтнического взаимодействия. Во-вторых, важно раскрыть особенности организации процесса, в нашем случае, прежде всего с этнокультурных, религиозных и психолого-экономических точек зрения. В-третьих, должны быть показаны конкретные пути решения стоящих проблем с помощью социальных, образовательных и иных технологий. Без разработки конкретных практических мер межнационального согласия останется просто благим пожеланием.

В научно-практическом плане межнациональное согласие означает возможность граждан разных национальностей и/или социальных институтов разных стран и регионов жить в мире и сотрудничестве. Нравственно-психологическую сущность данного понятия составляют простые  формулировки: уважать друг друга, понимать друг друга и сотрудничать друг с другом. Эта суть применима к любым индивидуальным и коллективным субъектам, вступающим в межэтническое взаимодействие. Причем не важно, имеют ли данные субъекты личностный, политический или международный статус.

В научно-методическом плане для психологов и педагогов предстоит серьезная работа по формированию и продвижению  соответствующих компетенций, возможностей и механизмов их освоения и т.п. При этом своего рода этнический кодекс межнациональных отношений нужен для профессионалов всех типов, так или иначе взаимодействующих с людьми: специалистов туристических агентств, предпринимателей, полицейских, учителей. Тем более  такого рода ориентиры необходимы для подрастающего поколения.

В докладе В.П.Серкина (Москва, Высшая школа экономики) была представлена авторская модель образа мира и соответствующего ей образа жизни, определяющих процесс взаимодействия человека с миром и имеющих этнокультурные, профессиональные и региональные особенности. Достоинство модели состоит в том, что она, в отличие от существующих, позволяет осуществить операционализацию понятий образа мира и образа жизни с учетом основных сфер жизнедеятельности человека, в частности, - с учетом этнической культуры.

Т. Ц. Дугарова (Бурятский госуниверситет) в своем докладе показала, что способность бурят вступать в диалогическое взаимодействие с разными культурами не противоречит сохранению их этнической идентичности, предполагающей высокую степень интеграции как с этносом, так и с природой. Особый интерес вызвало обсуждение феноменов, обеспечивающих такую интеграцию.

К уважению других культур призывает и Л.В.Матвеева (Москва, МГУ), обсуждая в своем пленарном докладе угрозы для межкультурной коммуникации в медийном пространстве. Для устранения угрозы доминирования одной из культур она предлагает, с одной стороны, установить критерии и ограничения в системе ценностей, способах удовлетворения потребностей, в сценариях одобряемого поведения, а с другой – к созданию информационных продуктов, демонстрирующих привлекательность традиций иной культуры, уважения к непохожим способам проявления эмоций в различных ситуациях жизнедеятельности.

А.В.Овруцкий (Ростов-на-Дону) показал специфику межэтнических отношений на Юге России и обсудил причины и способы снижения межэтнической напряженности, опираясь на опыт работы с молодежью.

В докладе В.П.Познякова и Т.С.Вавакиной (Москва, Институт психологии РАН) были изложены концептуальные представления о социальном взаимодействии и психологических отношениях субъектов совместной жизнедеятельности. Анализ существующих теоретических подходов к рассмотрению различных видов социального взаимодействия позволил выделить четыре основных типа социального взаимодействия: предметно-ресурсное, субъектно-ресурсное, субъектно-ценностное и предметно-ценностное взаимодействие. Выделены наиболее общие базовые принципы социального взаимодействия: прагматичность (полезность, выгодность) и нравственность. Показана специфика их проявления в деловом партнерстве – региональная, гендерная, социально-психологическая.

Влияние этнокультурного фактора на проявление денежной иллюзии и принятие монетарных решений было представлено в докладе Д.Р.Айрапетяна (Ереван), который предложил не только методический аппарат для исследования этого феномена, но и обсудил способы преодоления и снижения этой иллюзии.

Проблема формирования межкультурной компетентности при подготовке клинических психологов обсуждалась в пленарном докладе Т.В.Рогачевой и Е.В.Бакшутовой (Екатеринбург). Авторы обращают внимание не только на то, что клинический психолог должен понимать и учитывать картину мира клиента при работе с его проблемами, но и считают, что в деятельности психолога (и, соответственно, в его подготовке) на передний план выходят проблемы ценностно-мировоззренческих оснований деятельности, моральных ориентиров, рефлексии.

Дальнейшая организация конференции решала следующие задачи:

  • Обсуждение научно-практических проблем межкультурного взаимодействия в форме научных выступлений в рамках секционных заседаний,
  • Обучение учителей межкультурному взаимодействию (лекция-диалог и мастер-классы),
  • Передача опыта работы школ Восточно-Сибирской железной дороги по поликультурному образованию учащихся.

Секция «Общие и психолого-педагогические вопросы совершенствования межнациональных отношений».  В выступлении Т.А.Тереховой и Е.Л.Трофимовой (Иркутск) обсуждалась роль метафоры, представленной в народных сказках, в формировании национального самосознания. В.В.Колпачников (Москва) представил обоснованную эмпирически позицию, согласно которой люди, овладевшие человекоцентрированным подходом, проявляют толерантность в форме отношения, основанного на безусловном  уважении, ценности, суверенности Другого при  сохранении своей цельности. О.И.Патоша на эмпирическом материале показала а) взаимосвязь воспринимаемой дискриминации и социальной приспособленности у пожилых людей, б) различия в этой взаимосвязи в России Израиле, проявляющиеся в большей роли поддержки партнера для российской выборки. В выступлении Р.Д.Санжаевой и А.Р.Моносовой (Улан-Удэ) показана специфика этнической идентичности (включая и этноконфессиональную идентичность) у бурятов и русских. Т.В.Яхно (Иркутск) рассмотрела межэтническое многообразие Иркутской области как ресурс для формирования поликультурного пространства, а Н.Г.Айварова (Ханты-Мансийск) обсудила проблему психологического сопровождения формирования культуры межнациональных отношений у подростков. Наконец, О.А.Карнышева в своем выступлении представила эмпирический материал, показывающий различия в самооценке русских и представителей других национальностей и свидетельствующий о влиянии на самооценку ориентации на традиционную культуру.

Секция «Бизнес, экология и туризм как сферы стабилизации межличностных и межэтнических контактов». Основная проблемная область, которая обсуждалась на этой секции – область деловой культуры. В выступлении А.А. Грачева (Москва) обсуждалась специфика мотивационных характеристик российского работника, требующая учета в системе управления организацией. Н.В.Антонова (Москва) предположила, что выбор траектории профессионального развития мигрантов может быть связан с особенностями их экономической идентичности и определила факторы этой идентичности, а О.И.Титова (Красноярск) представила программу подготовки психологов, занимающихся психосоциальной работой с мигрантами. И.Е.Задорожнюк (Москва), проводя анализ инновационных предприятий вузов, обосновал эффективность сочетания экономико-психологического и экологопсихологического подходов; В.А.Штроо (Москва) обсудил проблему личностного смысла баланса между работой и личной жизнью, а Е.А.Иванова (Иркутск), обсуждая проблему взаимоотношений между местными  жителями и туристами, показала, что туризм (как внутренний, так и внешний) является мощным средством мультикультурного воспитания и располагает уникальными возможностями для развития межкультурной компетентности человека.

Опыт работы учителей по практической  программе для школьников 9 – 10 классов «Диалог культур» обсуждался на секции конференции. Здесь прозвучали конкретные предложения по совершенствованию межнациональных отношений в образовательных учреждениях.  Не менее важно другое: в 2014 году для школ и гимназий ОАО РЖД разработана программа и методическое обеспечение, включающее два учебника для детей, по курсу «Диалог культур» в 5-8 классах школ и лицеев. В планах  разработчиков пойти дальше. А именно: подготовить и апробировать программы по межкультурной проблематике в дошкольном звене и начальных классах. Таким образом, к обучению межкультурной компетентности на основе преемственности программ будут привлечены дети всех возрастных групп! Это ли не комплексное решение сложнейшего вопроса, которое (решение) может и должно быть перенесено не только во все средние образовательные учреждения России, а  квинтэссенцию рассматриваемых вопросов целесообразно пролонгировать в высшую школу. Таковым стало одно из практических предложений конференции.

Материалы конференции были в полной мере представлены в сборнике «Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах» (Иркутск, изд-во ИГУ, 2014. – 537 с.). В свет вышел так же сборник материалов студенческой секции конференции: 52 статьи. Вскоре будет выпущена коллективная монография известных ученых России – участников конференции: «Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия» (Иркутск, изд-во ИГУ, 2014. – 452 с.).

Участники конференции поддержали и содержание, и формат конференции и пожелали А.Д.Карнышеву, как Председателю оргкомитета и научному редактору изданий, развивать представленный на конференции подход, помогающий человеку жить в гармонии с миром.

 

Фотоотчет по Конференции 2014 года

Статья о Конференции в "Психологическом журнале"

Статья о Конфенренции в Иркутских СМИ

Пресс-релиз Конференции 2013 года

Фотоотчет по Конференции 2013 года